На неделе анонсировали игру по известной хоррор-новелле Клайва Баркера "Восставший из ада", называется она - Clive Barker’s Hellraiser: Revival. Разработкой занимается студия Saber Interactive в сотрудничестве с Boss Team Games, Выход игры планируется на ПК, Xbox Series X|S и PlayStation 5. Дата пока неизвестна.
Всем привет, с вами Александр и Ирина. И сегодня мы поговорим как об анонсе, так и о прошлых играх по произведениям известного британского писателя и, на удивление, художника. Хорроры мы любим, Клайва Баркера тоже, все совпало как никак лучше.
Clive Barker's Nightbreed: The Action Game и The Interactive Movie
По счету это будет уже пятая игра и попытка Баркера покорить игровую индустрию. Началось все в 1990 году с выхода Clive Barker's Nightbreed: The Action Game и Clive Barker's Nightbreed: The Interactive Movie (да, писать в начале имя и фамилию виновника торжества и только потом название - это данность всех игр Баркера, что, на мой взгляд, придает им серьезности и надежды на качественный продукт, ну а там уже как пойдет). Оба проекта были сделаны по мотивам авторского фильма Баркера “Ночной народ”, который он снял по своему роману “Кабал”, и вышли они в том же году, что и фильм. Баркер, к сожалению, никакого отношения к разработке не имел. Изначально планировалась трилогия, но дилогия не оправдала возложенных надежд, поэтому разработку третьей игры решили не продолжать.
Для трилогии была выбрана интересная концепция, которая, по сути, и выражена в названии: каждая игра должна была представлять определенный жанр.
The Action Game - жанр экшн. Игра вышла на DOS и всех актуальных компьютерах этого времени, если играли в экшены на Amstrad CPC, Commodore и других, то уже можете представить себе в голове, как это выглядело и игралось. А если что, скриншоты вам помогут освежить этот ад в памяти.
The Interactive Movie также вышла для домашних ПК, и ее вполне можно назвать интерактивным кино: мы ведём персонажа строго по сюжету; нет привычного жанрового геймплея (будь то экшн, квест или бит эм ап); нет механик ради фана.
The RPG - третья не вышедшая игра должна была быть РПГ, поэтому, скорее всего, так бы и называлась.
Clive Barker's Undying
Следующая попытка творчества Баркера покорить индустрию настигла нас спустя одиннадцать лет в лице хоррор-шутера от первого лица Clive Barker's Undying. Вышла она в 2001 году на Windows и в 2002 на Mac. Сам писатель принял участие в разработке игры как сценарист. И, судя по разным интервью, довольно сильно влиял на процесс разработки в целом, и это несмотря на то, что игра не имела отношения к работам писателя. То есть Баркер не просто что-то там написал для какой-то там игры, а был крайне заинтересован в проекте и его качестве, что сильно отличает Undying от несостоявшейся трилогии Nightbreed.
В Undying мы играем за детектива, расследующего мистические события, произошедшие в поместье его друга. Как говорил сам Баркер, игра одновременно погружает нас в миры, напоминающие о Лавкрафте, и также одной ногой ступает на порог “Дома Эшеров” Эдгара По. Из интересного с точки зрения механики стоит отметить двуручную боевую систему, которая позволяет совмещать оружие дальнего боя и ближнего, причем как те, что имеют реальные аналоги, так и разнообразные заклинания.
Но несмотря на непосредственное участие Баркера и хороший отклик критиков, продажи оказались далеки от желаемого. И точно так же, как и в прошлый раз, из-за этого отменилось продолжение, хотя у Баркера уже был практически готов сценарий второй части.
Clive Barker's Jericho
Но третьего пришествия пришлось ждать не так долго. Уже в 2007 году на Windows, PS3 и Xbox360 выходит Clive Barker's Jericho, где Баркер также выступил в роли сценариста и написал самостоятельную историю для игры. Это тоже был хоррор-шутер от первого лица, а главной фичей была возможность переселения: мы играем за отряд специального назначения “Иерихон”, который борется с потусторонними силами, и можем переселяться в любого из его членов. Разные способности персонажей прилагаются, включая сверхъестественные, например, замедление времени. Как сейчас помню, как я абьюзил эту систему переселения, чтобы не умереть, постоянно переселяясь от умирающего персонажа к здоровому. Не то чтобы это прям абьюз, но воспринималось тогда как обман игры.
Ну и по традиции продолжение снова отменили, хотя Баркер рвался в бой и хотел писать.
Clive Barker’s Hellraiser: Revival
И вот, спустя 18 лет, когда игровая индустрия уже забыла имя Баркера (если не считать появление Пинхеда в Dead by Daylight), в 2025 году Saber Interactive анонсируют Clive Barker’s Hellraiser: Revival. На этот раз за основу взяли самую популярную вселенную писателя. Да, именно вселенную. Ее история начинается с того, что в 1986 году Клайв Баркер выпускает новеллу The Hellbound Heart, которую год спустя экранизируют под названием Hellraiser. Баркер выступает и сценаристом, и режиссером фильма.
С точки зрения поверхностной истории название фильма более понятно потребителю. Там действительно один из основных персонажей восстает из ада, и задача сюжета - его туда вернуть, так как, мягко говоря, человеком он был нехорошим, а восстал еще более неприятной личностью. А вот оригинальное название - это уже про суть, но мы про нее сейчас говорить не будем, нам она не нужна.
В дальнейшем фильм порождает аж 9 продолжений и ремейк 2022 года (также были кучи комиксов, в том числе написанные Баркером, и сейчас снимается сериал). Ну и в 2015 году Баркер написал продолжение первой новеллы - роман “Алые песнопения”. В общем, материал “Восставших из ада” довольно обширный.
Как заявляют разработчики Hellraiser: Revival, игра вдохновлена первыми двумя фильмами (ну тут понятно, все остальные фильмы - трэш) и создается в сотрудничестве с писателем. Под сотрудничеством имеются в виду консультации, сам Баркер сценарий к игре не пишет и глубокого погружения в проект не имеет.
С геймплейной стороны это будет экшен-хоррор от первого лица с боевкой, если верить трейлеру, что, несомненно, радует, так как интерактивному хоррору просто необходимо действие. Без сопротивления невозможно ощутить настоящий страх, игрок должен прилагать усилие, должен иметь возможность разрешить конфликт, иначе это фильм, а не игра. В общем, сопротивление хоррору не помеха. Глядишь, может, боевая хоррор-система Восставших сможет составить конкуренцию Резиденту, а то ему, как мне кажется, очень одиноко. Паттерн игрока пока не ясен, все, что пишут в Стим, что будут перки на оружие, наделяющие земное оружие магической силой. Ок, в рамках хоррор-механики это ничего не объясняет, поэтому надеемся на лучшее.
В рамках истории игра отчасти повторяет второй фильм. В фильме главная героиня шла в ад за отцом, а в игре главный герой Эйдан хочет спасти из адского лабиринта свою девушку, которую забрали сенобиты. Такой троп Орфея и Эвридики - спуск в ад за любимой - уже набивший оскомину в игровой индустрии (например, является основой в Hellblade, Dantes Inferno или нашей Black Book). Но в любом случае интересно, как авторы с ним поработают, а работать есть с чем, ведь это не только цель. По сути, первый фильм и новелла - это тоже переосмысление данного мифа, ведь основа в жертве, в готовности убивать ради возвращения любимого из ада. И у новеллы получилось сделать это интересно и самобытно, ждём от Сейбер хотя бы не штамп.
В трейлере и на скриншотах Saber Interactive продемонстрировала:
- сенобитов, демонических существ мучителей, ну или дарителей наслаждений, кому как. Их “пыточный дизайн” присутствует, все в порядке.
Сенобиты - это в принципе самые интересные не фольклорно/религиозные адские существа, не просто придуманные из ничего, а переосмыслены с точки зрения нарратива ада:
1) раз в аду мучают людей, почему бы дизайн тех, кто пытает, не создать на основе пыток, не превратить порезы и прочее в элемент моды и не создать красиво разрезанных монстров;
2) раз мучить - это дело их жизни, то явно они не воспринимают это как негатив, так пускай они считают боль наслаждением.
В общем, сенобиты - это по всем фронтам лучшие и самобытные персонажи ада;
- других врагов, похожих а) на мертвецов, ад же все таки, б) на персонажей из The Outlast Trials, что тоже логично, так как в представленном аду будут обитать разного рода маньяки;
- лабиринт из фильма «Восставший из ада 2» 1988 года;
- клуб, как будто взятый из третьей части франшизы - «Восставший из ада 3: Ад на Земле» 1992 года;
- особняк в стиле ар-деко, как бы повторяющий локацию из фильма 2022 года, который позиционируется как перезапуск франшизы.
Как видим, Saber Interactive немного слукавили, указав только два фильма в источниках вдохновения. Но это и хорошо, почему бы не использовать весь существующий контекст.
В общем, мы ждем. А вы?