Выученная беспомощность это психологическое состояние, при котором человек или животное перестает верить в возможность изменить ситуацию, даже когда такая возможность появляется. Это явление было открыто в 1967 году американскими психологами Мартином Селигманом и Стивеном Майером в ходе экспериментов с собаками. Изначально считалось, что беспомощность формируется через негативный опыт, но позже авторы пересмотрели свою теорию и пришли к выводу о том, что контроль над ситуацией — это навык, который приобретается в процессе жизни. Если у индивида отсутствует успешный опыт, то в какой-то момент он прекратит попытки.
Выученная беспомощность проявляется в пассивности, нежелании действовать даже при появлении шанса на улучшение своего положения. Это состояние тесно связано с депрессией, потерей мотивации и снижением самооценки. Возникают мысли о том, что любая активность закончится одинаково, нет никакого смысла рисковать и предпринимать усилия, потому что ты неизбежно придешь в заранее прогнозируемую точку. Всё будет плохо и нет ни единый возможности что-то исправить. Так зачем в такой ситуации напрягаться, пробовать и тратить ресурсы?!
Как эксперименты с собаками изменили представления о беспомощности?
Первые эксперименты, посвященные выученной беспомощности, проводились на собаках. Животных помещали в клетки и подвергали слабым ударам электрического тока, от которых они не могли убежать. После нескольких попыток избежать боли собаки переставали сопротивляться, даже когда дверь клетки открывали. Они просто ложились и терпели страдания, хотя могли легко выйти.
Этот эксперимент показал, что после серии неудачных попыток изменить ситуацию живые существа перестают пытаться, даже когда обстоятельства меняются. Они могут видеть простой выход и понимать, что достаточно сделать два шага для прекращения мучений, но фантастическим образом отказываются от спасения! Позже аналогичные результаты были получены в исследованиях с людьми.
Однако современные исследования с использованием методов нейрофизиологии показали, что пассивность — это естественное состояние, а активность и контроль требуют обучения. Проще говоря человек отвергает изменения не потому что много раз пробовал и у него ничего не получилось, а потому что у него просто нет опыта успеха, либо он о нём давно забыл. Мозг животных и человека изначально настроен на экономию энергии, и только опыт учит нас влиять на окружающий мир. При его отсутствии индивид не будет ничего делать.
Почему люди попадают в ловушку выученной беспомощности?
Механизм формирования выученной беспомощности у людей похож на тот, что наблюдался у животных. Когда человек сталкивается с ситуациями, где его действия не приводят к желаемым результатам, он постепенно теряет веру в свою способность что-то изменить. Это может происходить в детстве, если родители подавляют инициативу ребенка, или во взрослой жизни, например, при длительной безработице или в токсичных отношениях. Он просто не знает о том, что бывает по-другому.
Особенно опасна выученная беспомощность в социальном контексте. Например, в тоталитарных обществах, где граждане лишены возможности влиять на политику, может формироваться массовая пассивность. Те, кто никогда не видел настоящий капитализм, а лишь пожил какое-то время при госкапитализме или слышал о варварском капитализме эпохи империй, отвергает эту идею при первом же упоминании. Рыночная экономика пугает тех, кто не был её полноценным участником, а просто угодил в этап формирования и быстро потерял возможность поддерживать достойный уровень жизни. Диктатура это всё, что они по-настоящему попробовали.
Такие люди не хотят ничего менять не потому что они пытались, но ничего не вышло, а потому что у них просто нет положительного опыта. Они могли пробовать разные варианты, но ни один из них не был полноценным. В странах с авторитарными и тоталитарными режимами выученная беспомощность становится массовым явлением. Люди больше не ходят на выборы, а если ходят, то голосуют за кого скажут. Они подавляют политическую активность и сводят к минимуму социальную ответственность. Даже если дать им шанс построить новое, демократическое, правовое и социально ориентированное государство, они откажутся.
Как контроль над ситуацией влияет на здоровье и долголетие?
Одно из самых известных исследований влияния контроля на качество жизни было проведено в доме престарелых Арден-Хаус в 1976 году. Психологи Эллен Лангер и Джудит Роден разделили пациентов на две группы. Первой предоставили возможность самостоятельно принимать решения: выбирать растения, решать, когда смотреть фильмы, обустраивать свои комнаты. Второй группе обеспечили полный уход, но лишили выбора.
Через три недели пациенты из первой группы стали более активными, общительными и счастливыми. Удивительно, но через полгода смертность в этой группе оказалась вдвое ниже, чем среди тех, кто был лишен контроля. Это исследование доказало, что возможность влиять на свою жизнь — ключевой фактор психологического и физического благополучия, особенно в пожилом возрасте. Когда люди чувствуют, что от их решений что-то зависит, они живут дольше и сохраняют ясность ума.
Эта теория подтверждается психологами, наблюдающими за пожилыми людьми. Бабушки и дедушки до последнего хотят быть полезными, они возятся с внуками, заботятся об огороде, хотят делиться советами и знаниями. Момент, когда старикам вдруг говорят "всё, иди на пенсию" и "хватит, твоя помощь больше не требуется", чаще всего становится переломным. В фильме "Вторая жизнь Уве" подобный эпизод хорошо показан в самом начале. Мотивация критически снижается и человек начинает угасать.
Можно ли преодолеть выученную беспомощность?
Селигман, первооткрыватель феномена, позже разработал концепцию "выученного оптимизма". Он доказал, что пессимистичный взгляд на жизнь можно изменить через когнитивную перестройку мышления. Ключевой момент — осознание того, что трудности временны, а не постоянны, локальны, а не всеобъемлющи, и зависят от наших действий, а не только от внешних обстоятельств. Необходимо каким-то образом получить положительный опыт, а для этого следует выбрать деятельность, приводящую к успеху. Вы не сможете изменить мир, но навести порядок в саду, принимать решение о покупках и самому выбирать круг общения, вполне реально. Быть может "удары током" прекратить невозможно прямо сейчас, но взять под контроль другие сферы жизни наверняка получится. И тогда вы найдёте в себе силы сделать два шага к выходу, как только дверь из клетки откроется.
Нейрофизиологические исследования показывают, что активность медиальной префронтальной коры головного мозга помогает преодолеть естественную пассивность, связанную с серотониновой активностью ядра дорсального шва. Проще говоря, наш мозг можно "натренировать" на поиск решений. Практические шаги по преодолению выученной беспомощности включают постановку достижимых целей, анализ успехов (а не только неудач) и постепенное расширение зоны контроля.
Каждый день делайте выбор, даже самый незначительный. В местном магазине часто стали появляться просроченные товары? Найдите другой и покупайте там. Начальник на работе совсем не уважает и относится как к рабам? Разместите объявление о поиске новой работы, запишитесь на курсы повышения квалификации, не бойтесь уволиться, от этого ещё никто не умер. Ваш банк ввёл странные и необоснованные комиссии? Почему бы не хлопнуть дверью, сменив его на конкурента?! Вы можете принимать решения и замечать, что земля из под ног не уходит, облака на голову не падают. Именно это даёт вашей психике опыт успеха и именно это спасает от выученной беспомощности.
Вместо итога
С момента возникновения данной теории произошло множество изменений. Ранее считалось, что нормальное состояние человека и любого другого животного - активность. И только под влиянием угнетающих факторов он становится пассивным. Но позже выяснилось, что всё с точностью до наоборот. Лежать без движения и плыть по течению наше привычное состояние. Имея мотивацию или дисциплину, подкреплённые положительным опытом, каждый из нас начинает действовать.
Таким образом получается, что выученная беспомощность это банальное отсутствие успеха в прошлом. Вы несколько раз пытались, но ничего не вышло, или не пытались вовсе. Психика начинает думать, что других результатов не существует, это миф, выдумка и болтовня. Следовательно поднимать попу с дивана нет никакого смысла, индивид предпочитает оставаться в естественном и привычном состоянии. В состоянии пассивности.
Источник статьи - Бесарте.ру