Найти в Дзене
ARTПатруль

Юон: художник, опередивший своё время!

Оглавление

Константин Федорович Юон – прославленный российский и советский художник, мастер живописи, известный своими пейзажами, а также проявивший талант в качестве театрального оформителя. Он родился в 1875 году в семье, где смешались швейцарские и немецкие корни.

Константин Фёдорович Юон
Константин Фёдорович Юон

Местом рождения будущего живописца стала Москва. Мать Константина любила заниматься музыкой, хоть и не профессионально, поэтому искусство не было чем-то далеким для семьи. Брат художника стал композитором и занимал должность профессора в Берлинской консерватории.

Образование

В возрасте семнадцати лет он стал студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества, где провел шесть лет. Среди его учителей были такие известные мастера, как Касаткин, Савицкий и Архипов.

После окончания учебы молодой художник работал в мастерской Валентина Серова, а затем основал свою собственную студию. Там он преподавал в течение семнадцати лет, начиная с 1900 года, работая вместе с Дудиным.

Среди тех, кто учился мастерству у Юона, были такие впоследствии знаменитые личности, как Куприн, Фаворский, Вера Мухина, Колли, Терпсихоров, братья Веснины, В. А. Ватагин, Н. Д. Колли, А. В. Грищенко, М. Г. Ройтер, Н. Терпсихоров, Ю. А. Бахрушин, Р. Фальк.

Вклад в культуру и искусство

Интересы художника не ограничивались только живописью и преподаванием. В 1903 году он участвовал в создании «Союза русских художников», являлся членом объединения «Мир искусства». С 1907 года он уделял значительное внимание разработке театральных декораций, в том числе принимал участие в создании «Русских сезонов» Дягилева.

"Русские сезоны" Сергея Дягилева
"Русские сезоны" Сергея Дягилева

До революции искусство Юона отличалось лиричностью, обращалось к образам исторической Руси, представляло городские пейзажи, храмы и монастыри. После революционных событий, в отличие от брата, уехавшего сначала в Германию, а затем в Швейцарию, на земли предков, художник решил остаться в России.

Послереволюционный период в его творчестве ознаменовался заметными трансформациями. Появляются космические темы, которые одни исследователи искусства интерпретируют как отображение «светлого грядущего», другие же видят в них символ ушедшей эпохи. Примерами служат такие работы, как «Новая планета» и «Люди».

Новая планета, К. Ф. Юон
Новая планета, К. Ф. Юон
Люди, К. Ф. Юон
Люди, К. Ф. Юон

При анализе причин возникновения и значимости этих мотивов важно учитывать, что в 20-30-е годы в обществе наблюдался повышенный интерес к новым технологиям, особенно к космосу. Таким образом, это могло быть вызвано общим стремлением к исследованию неизведанного, стимулированным масштабными переменами в обществе.

В 1925 году художник присоединился к Ассоциации художников революционной России. В 1948 году он на два года занял пост директора НИИ теории и истории изобразительного искусства Академии художеств СССР, продолжая заниматься живописью, графикой и оформлением театральных постановок.

С 1952 по 1955 год преподавал в Московском художественном институте имени Сурикова, а также в других специализированных учебных заведениях. С 1957 года был избран первым секретарем Правления Союза Художников СССР.

Художник оставил после себя не только картины и графические работы, но и несколько книг, декорации для множества театральных постановок, а также принимал участие в создании кино- и мультипликационных фильмов.

Нравятся ли вам работы Константина Фёдоровича Юона? Ставьте лайки и пишите ответ в комментариях.