До того, как Леонид Быков снял свой культовый фильм, этот актер уже успел засветиться в шести кинолентах. Но, положа руку на сердце, ни одна из них, ни до, ни после, не стала для него тем самым трамплином, той визитной карточкой, которая перевернула бы всё с ног на голову. После развала великого и могучего, когда многие наши соотечественники ринулись осваивать просторы Российской Федерации, Рустам Сагдуллаев остался верен родной земле. Он появился на свет в солнечном Ташкенте, в семье, где папа занимал не последнюю должность в обкоме . Родители, конечно, грезили о партийной карьере для своего чада, но судьба, как это часто бывает, внесла свои коррективы. Рустам, словно по наитию, оказался в театральной студии при Доме пионеров, и вот тут-то его и заприметил ассистент режиссера Равиля Батырова.
В свои тринадцать он уже блистал в главной роли в "Канатоходцах", и после этого о другой профессии он и думать не мог. Фотографии Сагдуллаева, словно по волшебству, оказались в картотеке узбекской киностудии, и уже через пару лет мы увидели его на экранах в фильме "Белые, белые аисты". Неудивительно, что наш герой прямиком отправился в местный театральный, а в конце шестидесятых его уже можно было лицезреть в лентах Эльера Ишмухамедова "Нежность" и "Влюбленные". Во втором, кстати, он делил съемочную площадку с самим Родионом Нахапетовым и божественной Анастасией Вертинской. Рустам как раз работал с Батыровым над картиной "Мой добрый человек", когда Нахапетов, словно провидец, порекомендовал его Леониду Быкову, который в тот момент лихорадочно искал молодые таланты для своей будущей легенды – "В бой идут одни 'старики'". Как же этот фильм-патриот изменил жизнь второкурсника, и почему спустя годы он оказался в немилости на своей же родине? Сегодня, 25 июля, Рустам Сагдуллаев отмечает свой 75-летний юбилей, а мы, как заправские детективы, раскрываем все карты его невероятной истории.
Ромео из Ташкента
Когда Леонид Быков впервые пригласил Сагдуллаева на пробы, наш герой, мягко говоря, опешил. Он с ходу заявил, что согласится только при одном условии: если Равиль Батыров, у которого он тогда снимался, отпустит его со съемочной площадки. Оказалось, Батыров сам был в восторге от Быкова, поэтому без лишних слов пообещал разрулить графики так, чтобы Рустам мог без проблем метаться между Ташкентом и Киевом, успевая сниматься в обоих проектах. На первой встрече Леонид Федорович, словно старый добрый приятель, разговорился с узбекским актером, расспрашивая о семье, о перелете. Они сразу перешли на "ты", и вот тут-то Быков, без лишних церемоний, заявил: "Ты утвержден на роль Ромео". Никаких тебе обычных проб, никаких кастингов – режиссер, видимо, уже тогда точно знал, какой типаж, какой характер и какая энергетика нужны для каждого персонажа. Он видел насквозь.
«Эти съемки – это что-то незабываемое, – вспоминал Сагдуллаев. – Так, как работал Быков, не работал никто. По крайней мере, я таких больше не встречал. Мы ведь, по сути, играли самих себя – мальчишек, которые буквально со школьной скамьи попали в горнило войны. Мы рвались в бой, не понимая, что не все возвращаются с боевых вылетов…»
По сюжету, персонаж Рустама влюблен в героиню Евгении Симоновой, и актеру, по его же словам, даже играть ничего не пришлось: он действительно проникся нежными чувствами к второкурснице Щукинского училища. Артист даже собирался признаться ей, но если на экране это выглядело легко и непринужденно, то за кадром преодолеть свою робость Сагдуллаев так и не смог. Несколько раз он приезжал в Москву, выдумывая предлоги, чтобы "случайно" оказаться возле общежития девушки. Однажды он набрался смелости и позвонил Жене из телефона-автомата, но в тот вечер она была слишком уставшей после занятий и не смогла встретиться.
«Встретились мы уже спустя много-много лет, на съемках телепередачи, посвященной юбилею картины "В бой идут одни 'старики'". Она, представляете, почти не изменилась – такая же искренняя, такая же милая… И я, вот, набрался смелости и на всю страну признался, что когда-то был влюблен. Женя только улыбнулась: оказалось, я ей тоже нравился, но она тоже стеснялась проявить симпатию. Сейчас мы, конечно, созваниваемся по праздникам, делимся новостями»,
– вот так делился актер историей своей несостоявшейся, но такой трогательной любви.
Любовь с первого взгляда
Роль Ромео, без преувеличения, сделала артиста настоящей всесоюзной звездой. После этого он успел сняться в таких картинах, как "Незабытая песня", "Повесть о двух солдатах", "Какие наши годы!" и "Заложник". Но при этом, что удивительно, серьезных любовных историй в его жизни не случалось вплоть до 1987 года. Именно тогда, на съемочной площадке фильма "Шок", он и встретил ту самую, главную женщину всей своей жизни.
Сагдуллаев получил новый костюм для съемок, но тот, как назло, оказался ему великоват. Художница по костюмам, Маша, попросила новенькую сотрудницу, Марину, подогнать наряд. И вот тут-то, едва увидев 21-летнюю девушку, Рустам буквально остолбенел: красавица была поразительно похожа на знаменитую итальянскую певицу Ромину Пауэр. С работой сотрудница справилась на ура, но услышав от мужчины сухое "спасибо", возмутилась:
"И почему это он даже шоколадку не принес?"
Актер не растерялся и, с присущим ему юмором, заявил:
"Шоколадки нет, но могу подарить детей".
В ответ Марина лишь нахмурилась и отрезала, что обойдется, сочтя артиста надменным и нахальным. Тогда Рустам сменил тактику: стал приглашать художницу по костюмам на свидания, подкладывал ей в карманы стихи, словно романтик из старого кино. Вот только кто-то, видимо, нашептал девушке, что Сагдуллаев, дескать, женат, поэтому на все его красивые жесты она реагировала, мягко говоря, агрессивно. Не было бы счастья, да несчастье помогло – однажды Марину поселили с коллегой-подругой в гостинице, где к ним прицепились какие-то мужчины: рядом жили дамы, скажем так, легкого поведения, и сотрудниц киностудии по ошибке приняли за них. Рустам, словно рыцарь, вызвался проводить девушек, за что и получил от костюмера свой первый поцелуй в щеку. В следующий раз артист вновь вступился за Марину перед подозрительными незнакомцами, и вскоре после этого девушка, наконец, оттаяла. Влюбленные начали встречаться, хотя мама костюмера, конечно, сомневалась в верности актера, который был на 15 лет старше ее дочери. Серьезность своих намерений Рустам доказал самым необычным способом – заранее договорился в загсе о росписи и привез туда ничего не подозревающую избранницу на собственную свадьбу.
И хотя отпираться от росписи Марина не стала, это вовсе не означало, что актер получил себе кроткую и покорную жену. Порой супруги ругались так, что искры летели, а однажды, когда в семье уже подрастали дети – Навруза и Равшан, Сагдуллаев собрал чемодан и намерился съехать. Избранница, с твердостью в голосе, заявила, что она не из тех женщин, кто принимает сбежавших мужчин обратно, и если он уйдет – это конец.
«Прекрасно зная Марину, я понял, что она не шутит. Сказала – значит, сделает. И я тут же принялся разбирать вещи. Амбиции амбициями, но семья, знаете ли, дороже»,
– заключил артист.
Через кризисы
Марина, к слову, сразу предупредила артиста и насчет измен: мол, знать о них она не желает, но если все же выяснит – наставит рога в ответ, и не посмотрит на чины. Впрочем, Сагдуллаев и не собирался смотреть на сторону, а сильный характер супруги особенно оценил в лихие девяностые. Советский Союз, как мы помним, распался, кино в Узбекистане практически перестали снимать, а сам Рустам, к тому же, попал в немилость к властям, когда в период кризиса отношений страны с Россией публично заявил, что ждет всех хороших людей в гости. Такое дружелюбие, увы, вышло актеру боком – его перестали снимать.
«Я снял как режиссер картину "Слепые" – и она пятнадцать лет пролежала на полке. Выручила жена: она создала свой бизнес – целую сеть ателье, и зарабатывала на всю семью. И ни разу, представляете, ни разу не попрекнула меня. Она говорит так: "У меня бы и язык не повернулся отправить тебя работать, к примеру, дворником или куда-то еще. Ты же артист!" Она верила в меня, подбадривала: "Ты сильный, выйдешь из штопора, а я буду рядом"»,
– вспоминал Сагдуллаев.
Кризис, к счастью, миновал: в конце девяностых Рустам Сагдуллаев триумфально вернулся на экраны. В нулевых он согласился сняться в продолжении картины "Влюбленные", а позднее появился в драме "Тихая застава", сериалах "Григорий Р." и "Большое небо".
«Для зрителей, конечно, я так и остаюсь Ромео, – признавался актер. – Что ж, я не против, на одном фестивале мне даже диплом выдали – "Ромео Сагдуллаеву". Не так давно включили телевизор, а там – "В бой идут одни 'старики'". Казалось бы, наизусть знаю, но все равно не мог оторваться от экрана».
«Ромео из Ташкента», как он сам себя называет, продолжает жить и творить на родине, но с удовольствием соглашается и на роли в российских проектах. Похвастаться звезда "В бой идут одни 'старики'" может и большой, крепкой семьей: дочка Навруза в 2015-м подарила родителям внучку Софию, ну а сын Равшан в 2023-м женился на своей возлюбленной Сабине – эту грандиозную свадьбу на триста человек обсуждали, кажется, во всем СНГ.
💖 Мы стараемся делать этот канал уютным уголком для всех, кто любит мир звёзд. Если вам нравится, что мы делаем, поддержите нас — это вдохновляет нас на новые истории!