Найти в Дзене

Авиадвигатели Д-18Т и ПД-35

Развал СССР привел к развалу авиастроения как в бывшей УССР, так и в РФ.

Дело в том, что на Украине остался мощный авиапром, там строились уникальные "Антоновы", пассажирские "Туполевы", там остались производства авионики и самое главное - двигателей.

В Запорожье остался один из лучших советских предприятий двигателестроения - завод авиационного моторостроения, ныне "Мотор Сич".

Уже к развалу СССР советские авиационные двигатели начинали существенно отставать от западных.

Советские Ту-154 и Ту-134 были прожорливыми, к тому же во весь рост встал вопрос межремонтного интервала, экономичности и ресурса.

Новые самолёты Ту-204 и Ту-334 страдали теми же болезнями.

В СССР требовалось внедрить высочайшую культуру производства, проводить реальное, а не фиктивное дообучение рабочих.

К 1980-м гг численность "элиты" рабочего класса высококвалифицированных рабочих от 5 разряда и выше было в РСФСР не больше 5 %. Для сравнения в США их было 45 %.

Видимо в этом причина невысокого ресурса двигателей и малого межремонтного интервала.

Как бы то не стало, нужно было дорабатывать, производить и создавать новые двигатели.

Очень приличным советским двигателем был запорожский Д-18Т с 23 тонн сил, но контроль над ним РФ утратила. Поэтому стало невозможным производить тяжелые самолеты типа "Руслана".

Утрачен был также авиационный кластер в бывшей УССР, а там производили или могли производить пассажирские и транспортные самолеты.

В советские времена было значительно дешевле строить авиационные предприятия не на востоке страны, а на юге. Там гуще сеть железных дорог, электростанции, порты и т. п.

С началом "независимости" России пришлось выпавшие из кооперации предприятия "импортозамещать".

Д-36
Д-36

В СССР в Запорожье с 1977 г. выпускался двигатель Д-36, но из-за того, что импортные двигатели Советскому Союзу не продавали для копирования, пришлось на его базе создавать Д-18Т.

Если Д-36 имел тягу 6,5 тонн сил, то Д-18Т уже 23,4 тонн сил.

Д-18Т
Д-18Т

Д-18Т использовался на Ан-124 "Руслан" и на Ан-225 "Мрия".

Ан-124
Ан-124

РФ сохранила большую армию и ей требовались грузовые "Русланы", но в 2004 г. в России остановили производство Ан-124, советские запасы кончились, поставки двигателей Д-18Т не осуществлялись. Модернизировали уже произведенные машины в Ульяновске на "Авиастаре-СП". Обновляли фюзеляж и крыло, меняли навигационную систему, шасси, авионику, бортовые блоки, подняли грузоподъемность, новая машина получила название Ан-124-100.

На декабрь 2014 г. ВВС России получили всего 10 модернизированных самолетов.

Так как без двигателя было невозможно возобновлять производство Ан-124, нужно было своими силами осуществлять ремонт, а затем и производство двигателей.

Интеллектуальные ресурсы были и есть. В РФ 3,5 млн инженеров работают по специальности, еще примерно столько же работают не по специальности. 80 % самолета Ан-124 производится в России.

С двигателями большой мощности в РФ туго и поэтому для тяжёлых транспортников и дальних пассажирских самолётов нужны мощные двигатели.

Д-18Т нужны были не только для "Русланов", но и для перспективного еще советского транспортника Ил-106 и дальнемагистрального широкофюзеляжного пассажирского Ил-96.

17 октября 2023 г. стало известно, что лучший двигатель для тяжелых самолетов выберут на конкурсной основе между ПД-35 и Д-18Т.

Причем у Д-18Т может быть тяга не 23 тонн сил, а больше, так как он находился в процессе глубокой модернизации.

КБ Ивченко-Прогресс в Запорожье вели работы над АИ-38 с тягой до 34 тонн сил и большой степенью двухконтурности.

Осваивать производство Д-18Т модернизированного поручили Уральскому Заводу Гражданской Авиации, который уже занимается ремонтом таких двигателей.

В 2027 г. должно начаться производство.

Видимо успехи на УЗГА уже есть, поэтому руководитель завода стал сначала генеральным директором ОДК, а затем генеральным директором ОАК.

-5

Что касается ПД-35 информации немного. Известно, что его разрабатывает с 2016 г. АО "ОДК-Авиадвигатель".

Макет ПД-35 не в натуральную величину
Макет ПД-35 не в натуральную величину

ПД-35 должен иметь диаметр вентилятора 3 100 мм, тяга от 24 до 38 тонн, говорится даже о 52 тоннах.

Конечно хорошо заменить 4 Д-18 на 2 ПД-35 с тягой 52 тонны.

Тяжелые двигатели нужны.

https://topwar.ru/uploads/posts/2019-08/1566850396_sravnenie-samoletov-il-106-i-an-124.jpg
https://topwar.ru/uploads/posts/2019-08/1566850396_sravnenie-samoletov-il-106-i-an-124.jpg

Если не будет возрожден советский проект тяжелого транспортника Ил-106, говорится о новом тяжелом самолете "Слон".

"Слон"
"Слон"

-9

Можно обновить "Мрию", вместо 6 двигателей Д-18 поставить 4 ПД-35.

Предполагается наладить выпуск моторов в Перми.

Первоначально объем инвестиций в 2021 г. оценили в 4 млрд руб, а запуск испытательного стенда для двигателя - к 2023 г. Приняли решение найти новую площадку для стенда южнее Перми в местечке Фролы.

30 ноября 2021 г. министр промышленности и торговли Мантуров заявил, что летом 2022 г. будет выбраны версии ПД-35 тягой 24 и 35 тонн или 35 и до 50 тонн.

Решение по двигателю зависело от Минобороны, какой они транспортник спроектируют, будет учитываться совместимость с крылом CR929 и других проектов. Предполагалось, что еще Ил-96 будет в двухдвигательной компоновке.

В декабре 2021 г. премьер-министр Мишустин заявил, что на разработку ПД-35 выделят 44,6 млрд руб.

18 августа 2021 г. генконструктор АО "ОДК-Авиадвигатель" Иноземцев расказал, что проект сдвинется на 2 - 3 года. Двигатель-демонстратор ПД-35 соберут и испытают в 2024 г., основные силы будут брошены на ПД-8, ПД-14 и ПС-90А. Если ранее ПД-35 должен был разрабатываться до 2027 - 2028 гг., но сейчас сроки сдвигаются на два года.

На 2021 г. был построен газогенератор будущего ПД-35 и проходил испытания.

ПД-35 должен получить композитные лопатки вентилятора, если переход от цельнотитановой лопатки к пустотелой титановой лопатке дал экономию вес 30 %, а переход к композитам даст еще 30 % экономии веса.

Макет ПД-35
Макет ПД-35

У западных производителей уже летает "Боинг" 77 с огромными "Дженерал Электрик" GE90 диаметр вентилятора 3,4 метра, а тяга - более 52 тонн.

-11
-12

У ПД-35 по планам 2022 г. в 2024 г. должен был появиться демонстратор и его модификации ПД-38, ПД-28 (для аналога "Мрии"), ПД-24 (для "Русланов"), а также наземные варианты для газоперекачивающих станций.

ПД-35 на испытаниях
ПД-35 на испытаниях

В конце 2024 г. стало известно, что ПД-35 набирает тягу 35 тонн сил, в Ростехе заявляли ранее, что тяга вообще будет 40 тонн сил.

В октябре 2023 г. Мантуров говорил, что тяга ПД-35 будет не 33 - 40 тонн, а от 26 до 35 тонн.

В мае 2024 г. Чемезов сказал, что ПД-35 появится через два-три года, т. е. выйдет на сертификацию в 2026 - 2027 гг.

По планам ОАК Ил-96-400 в двумя двигателями ПД-35 и новой кабиной на два члена экипажа поднимется в воздух в 2030 г. Прежний срок - конец 2027 г.

Дальнемагистральные самолеты Ил-96-400 для страны с 12 часовыми поясами просто необходимы.

Как и транспортники для армии.

Спасибо за прочтение.