Найти в Дзене
Истории у камина

Нищий художник нарисовал её портрет бесплатно, а через 15 лет она выкупила его за миллионы

Да ну, кто бы мог подумать, что судьба выкинет такой фортель? Никогда не забуду тот пасмурный весенний день, когда я, поддавшись на уговоры Катьки, потащилась в эту захламлённую мансарду. Господи, как я ворчала! Всю дорогу бурчала под нос что-то вроде: «И дёрнуло же меня согласиться... Натурщица, подумать только!»

Солнце пробивалось сквозь пыльные занавески — такие застиранные, что цвет уже не разобрать. Я сидела в старом кресле с торчащими пружинами (левая ягодица до сих пор помнит одну особенно настырную) и пыталась не ёрзать.

А он, лохматый, худющий, в растянутом свитере с дырой на локте, лихорадочно черкал что-то на бумаге, временами поглядывая на меня исподлобья.

— Не могли бы вы... э-э-э... чуточку влево повернуться? — попросил он, дёрнув плечом. — И подбородок выше. Да-да, вот так! Идеально.

Я послушно выполнила указания, хотя всё это казалось диким. Вот уж не думала, что в свои сорок пять буду позировать какому-то голодранцу в обшарпанной мансарде! Меня, Веру Николаевну Соколову, хранителя фонда живописи Эрмитажа! Смех, да и только.

А началось всё с утреннего звонка Катерины, моей давней подруги.

— Верка! — заорала она в трубку. — Спасай! Ты одна можешь выручить!

— Да что стряслось-то? — я даже кофе отставила, испугавшись.

— Илюшка, племяш мой, помнишь?

— Смутно, — призналась я, пытаясь вспомнить. Кажется, видела его мельком на Катькином дне рождения. Тощий парнишка, всё время молчал.

— Неважно! — отмахнулась Катька. — У него завтра сдача в Академии. Портрет нужен, позарез! Женщины... как это... «в возрасте, с выразительным лицом». А натурщица с гриппом свалилась!

— Ты в своём уме?! — возмутилась я. — Какой из меня натурщик? «Женщина в возрасте», скажешь тоже!

— Верунь, ну ты же красавица! — затараторила Катька. — И лицо у тебя такое... породистое! С историей! Илья говорит, ему именно такое и нужно.

Короче, уболтала она меня. И вот я торчу в этой конуре, пытаясь не шевелиться.

И знаете, что странно? Наблюдая за работой этого мальчишки, я постепенно... заинтересовалась, что ли. Он преображался на глазах! Только что был взъерошенный студент, и вдруг — настоящий художник. Лицо одухотворённое, глаза горят, руки летают над бумагой.

— Можно глянуть? — не выдержала я, когда он в сотый раз отвёл взгляд от листа.

— Н-нет, — он помотал головой, челка упала на глаза. — Это только... наброски. Черновики. Настоящую работу я на холсте начну.

Я стала оглядываться по сторонам. Мастерская — если эту комнатушку можно так назвать — была завалена хламом. Незаконченные холсты, разбросанные тюбики с красками, кисти в банках. В углу — узкая кровать, накрытая каким-то лоскутным безобразием.

— Вы что, тут живёте? — брякнула я, разминая затёкшую шею.

— Ага, — просто ответил он, не отрываясь от наброска. — Академия разрешает. Самым... э-э... нуждающимся.

Я осмотрела его «хоромы» внимательнее. М-да, не густо. Продавленный диван с выглядывающими пружинами, стол на трёх ножках (четвёртую заменял стопка книг), электроплитка с обгоревшей спиралью. На полке — пачка «Макфы» и банка самого дешёвого кофе.

— И давно вы так... существуете? — спросила я, пытаясь сдержать жалость в голосе.

— Третий год, — он дёрнул плечом, как будто стряхивая что-то. — Но скоро всё изменится. Я это... грант выиграл. На стажировку в Италию. Через месяц уеду. Если не завалю сдачу, конечно, — он усмехнулся и снова склонился над листом.

За два часа — самых длинных в моей жизни, между прочим, — я узнала, что Илье двадцать четыре, что родом он из какой-то сибирской дыры, что родители погибли в аварии, а бабушка еле сводит концы с концами.

— Я ей помогаю, чем могу, — он старательно смешивал краски, хмурясь. — Подрабатываю то тут, то там. Оформляю книжки, шаржи малюю туристам. Летом нормально выходит.

— А зимой? — спросила я, хотя понимала, что лезу не в своё дело.

— А зимой... — он запнулся, сосредоточенно выводя линию на холсте. Потом махнул рукой. — Всякое бывает. Но ничего, прорвёмся! Я не жалуюсь. Многим хуже приходится.

Вот это меня зацепило. Ни жалости к себе, ни этого противного нытья, которое я часто слышу от молодёжи. Просто констатация факта — жизнь тяжёлая, ну и что? Прорвёмся!

После сеанса он вдруг сказал:

— А можно... вы не могли бы ещё раз прийти? Завтра? Мне кажется, я поймал что-то важное, но... не до конца. Нужно ещё поработать.

Я хотела отказаться — мамочки, как же затекло всё! Да и дел полно — выставку готовим, каталог на носу. Но что-то в его глазах... Не умоляющее, нет. Просто... очень искреннее.

— Ладно, — вздохнула я. — Но только на час! У меня завтра монтаж экспозиции.

— Спасибо! — он просиял, как ребёнок. — Я буду очень... очень ценить ваше время!

Перед уходом я незаметно (как мне казалось) сунула на стол конверт с деньгами. Немного, но на нормальную еду хватит.

На следующий день, придя в мастерскую, я увидела конверт на том же месте. Нетронутый.

— Не могу это взять, — отрезал Илья, заметив мой взгляд. — И так неудобно, что вы позируете бесплатно.

— Но вам же нужны деньги, — сказала я прямо.

— Нужны, — кивнул он. — Но не так. Я хочу зарабатывать искусством, а не...

— Подачками? — подсказала я, усмехнувшись.

— Нет-нет! — он замахал руками, покраснев. — Я не это... В общем, это вопрос самоуважения, понимаете?

И я поняла. В этом тощем, вечно голодном пареньке жила такая внутренняя сила, такое упрямое достоинство, что многим солидным мужикам впору позавидовать.

Во время второго сеанса мы разболтались. Оказалось, что Илья — ходячая энциклопедия по искусству. Особенно по Возрождению. Он сыпал фактами, датами, спорил, размахивал кистью — краска даже брызнула на стену!

— Ох, простите, — смутился он. — Меня иногда заносит...

— Да ерунда! Зато мы выяснили, что Караваджо круче Тициана!

— Не круче, а просто другой, — поправил он серьёзно. Потом вдруг улыбнулся: — Вы удивительная, Вера Николаевна. Большинство людей вашего... положения смотрят на таких, как я, свысока. А вы разговариваете со мной, как с равным.

— А разве мы не равны? — искренне удивилась я.

— В идеальном мире — да, — он грустно усмехнулся. — Но мы в реальном живём. Тут всё решают связи, бабки, статус...

— Поверьте моему опыту, — перебила я, вдруг разозлившись. — Настоящий талант всегда пробьётся! Может, не сразу, может, через тернии, но пробьётся. Я столько видела примеров!

— Дай-то бог, — вздохнул он, возвращаясь к работе.

Когда сеанс закончился, Илья вдруг сказал:

— Портрет почти готов. Осталось немного... по памяти доделаю. Хотел бы подарить его вам.

— Мне? — я даже растерялась. — Но это же ваша работа для Академии!

— Сделаю копию для сдачи, — отмахнулся он. — А оригинал — вам. Только пообещайте одну штуку.

— Какую?

— Не выкидывать его, что бы ни случилось, — он был очень серьёзен. — Даже если не понравится, даже если раздражать будет. Просто сохраните.

— Обещаю, — кивнула я, не придав значения странной просьбе.

Через неделю Катька приволокла свёрток в обычной бумаге.

— От Ильи, — сказала она. — Он, кстати, пятёрку получил! Профессор в восторге был, говорит, давно такой глубины у студентов не видел.

Дома я развернула свёрток и чуть не села мимо стула. С холста на меня смотрела женщина — я сама, но будто через какую-то волшебную призму. Художник поймал не просто внешность, а что-то глубинное — мою задумчивость, мою скрытую силу, даже лёгкую грусть в уголках глаз. Это был портрет не лица — души.

Внизу стояла подпись: «Илья Савин» и дата.

Я повесила портрет в гостиной. Гости часто спрашивали, кто автор, и я с удовольствием рассказывала историю его создания, хотя со временем детали стали забываться.

Илья уехал в Италию. Сначала слал открытки — из Флоренции, Рима, потом откуда-то из Франции. Потом всё оборвалось, как это часто бывает.

Жизнь понеслась дальше. Я получила повышение, вышла замуж за Димку из реставрационного отдела, родила Лизку. Портрет переезжал с нами из квартиры в квартиру, всегда находя место на стене.

И вот однажды, копаясь в старом хламе, я наткнулась на журнал по искусству. Глянула на обложку и чуть кофе не поперхнулась: «Илья Савин — новое имя в мировой живописи». Сердце ёкнуло. Я запоем прочитала статью и узнала, что тот голодный студент стал знаменитостью! Его картины в лучших галереях, критики называют его «новым Модильяни», коллекционеры дерутся за его работы!

В статье были репродукции — потрясающие, глубокие, с каким-то особым светом, будто идущим изнутри холста. И я вдруг с тоской вспомнила свой портрет, который после последнего ремонта так и не повесила обратно. Лежит где-то на антресолях...

Вечером я отыскала картину, смахнула пыль и поставила на мольберт. И обомлела. Смотря на портрет глазами специалиста, я видела то, чего не замечала раньше — безупречную технику, удивительную работу со светом, глубину композиции. Это был не просто студенческий этюд — шедевр!

На следующий день я позвонила Мишке, нашему галеристу.

— Михаил, ты не поверишь! У меня дома висит ранний Савин.

— Да ладно?! — он аж присвистнул. — Его ранние работы — редкость дикая! Говорят, он сам большинство уничтожил, считал недостойными.

— Это портрет. Мой. Он нарисовал его студентом, представляешь?

— Срочно показывай! Я уже выезжаю!

Мишка примчался через полчаса. Долго разглядывал портрет, охал, ахал, сверялся с каталогом Савина, который притащил с собой.

— Это 100% подлинник, — наконец объявил он. — И работа офигенная! Не хочешь продать? Назови цену, я найду покупателя.

— Нет, — я помотала головой. — Я обещала сохранить его.

Пролетело ещё несколько лет. Имя Ильи Савина гремело в мире искусства. Его полотна уходили за миллионы на «Сотбис» и «Кристис», музеи дрались за право провести выставку.

И вот однажды я, теперь уже директор крупного художественного музея (кто бы мог подумать!), увидела в новостях, что в наш город приезжает сам Илья Савин! Первая выставка на родине за долгие годы.

Я решила пойти. Не из любопытства — из желания поблагодарить за портрет, который я берегла столько лет.

Манеж ломился от публики. Журналюги, критики, коллекционеры, зеваки — все жаждали увидеть знаменитость. Я стояла в сторонке, разглядывая огромные полотна на стенах. Господи, какие же они были прекрасные! Всё с тем же внутренним светом, как мой портрет, но более зрелые, более совершенные.

И вдруг я увидела его — худого, с проседью на висках, в простом тёмном костюме. Его окружали репортёры, он спокойно отвечал на вопросы, иногда чуть смущённо улыбаясь.

Когда официальная муть закончилась, я рискнула подойти.

— Здравствуйте, Илья, — сказала я, сердце колотилось как бешеное. — Вы, наверное, не помните меня...

Он обернулся, и глаза его расширились от шока.

— Вера Николаевна?! — выдохнул он. — Как же я могу не помнить?!

Мы проболтали весь вечер, сидя в какой-то забегаловке рядом с Манежем. Вспоминали ту конуру под крышей, хохотали над тем, каким голодным и упрямым он был.

— Знаете, — сказал Илья, когда принесли кофе, — тот портрет... Он особенный для меня. Первая работа, где я почувствовал, что могу не просто срисовать лицо, а передать душу.

— Я храню его, как обещала, — улыбнулась я. — Висит в моём кабинете.

— Правда?! — его лицо просветлело. — Можно... можно взглянуть на него снова?

Назавтра он приехал ко мне. Стоял перед портретом долго, безмолвно, с каким-то странным выражением.

— Господи, каким же я был зелёным сопляком, — наконец пробормотал он. — Неопытным, наивным... Но что-то в этой работе есть. Что-то настоящее.

— Она бесценна для меня, — призналась я.

— Я хотел бы выкупить её, — вдруг выпалил он. — Для личной коллекции. Это важно.

Я опешила. Привыкла к портрету, он стал частью моей жизни. Но по лицу Ильи видела — для него это действительно значимо.

— Не могу продать, — медленно сказала я. — Это неправильно. Вы подарили его мне.

Лицо его потускнело.

— Понимаю. Простите за бестактность.

— Но, — я сделала паузу, — я могла бы отдать его в дар вашему музею. Я знаю, что вы открываете музей в Париже.

— Это было бы... идеально, — тихо сказал Илья. — Но не могу принять такой щедрый дар просто так. Позвольте хотя бы компенсировать...

— Нет уж! — отрезала я. — Это мой подарок. В память о том, как вы рисовали меня бесплатно, хотя сами голодали.

Он смотрел на меня долгим взглядом, в котором было столько всего — благодарности, тепла, каких-то невысказанных чувств, — что я смутилась, как девчонка.

— Чем я заслужил такую доброту? — спросил он почти шёпотом.

— Это я у вас хотела спросить, — парировала я. — Но с одним условием.

— С каким?

— Нарисуете ещё один мой портрет. Спустя пятнадцать лет.

Илья расхохотался — громко, искренне, совсем как тот пацан в дырявом свитере.

— С превеликим удовольствием!

Месяц спустя пришло официальное приглашение на открытие Музея Ильи Савина в Париже. А ещё — личное письмо, нацарапанное знакомым почерком:

«Дорогая Вера Николаевна! Ваш портрет займёт центральное место в зале моих ранних работ. Эксперты оценили его в 3 миллиона евро — с ума сойти, да? За мазню голодного студента! Но для меня он всегда будет бесценным — как напоминание о вашей доброте и о том, что настоящее искусство рождается не из денег, а из глубины души. С бесконечной благодарностью, Илья».

К письму прилагалась фотка — новый портрет, выполненный с мастерством зрелого художника. С холста смотрела всё та же я — постаревшая, конечно, куда деваться, но с теми же глазами, в которых читались доброта, мудрость и какое-то спокойное счастье.

Внизу стояла подпись: «Илья Савин» и дата. А ещё — маленькая надпись, еле различимая: «За доброту, которая дороже миллионов».

И знаете что? Я расплакалась. Первый раз за много лет.