Еще год назад новость о возвращении корейских автомобилей на наш рынок казалась из разряда фантастики. После ухода крупных брендов в 2022–2023 годах немногие верили, что Hyundai и Kia так быстро найдут лазейку для возвращения.
Но вот реальность: в российских автосалонах уже стоят новые Hyundai казахстанской сборки, а по инсайдерской информации, за ними подтянется и Kia. Разбираюсь, как именно устроено это «возвращение», что предлагают дилеры, сколько стоит корейское железо сегодня и насколько все это вообще жизнеспособно для обычного покупателя.
Hyundai вернулся… из Казахстана
Начнем с главного — с автомобилей Hyundai. Сейчас машины поступают к нам не напрямую из Южной Кореи, а через завод Hyundai Trans Kazakhstan. Этот завод, открытый в 2020 году, быстро стал хабом для стран ЕАЭС, а теперь и своеобразной легальной «обходной дорогой» для России. В продаже уже появились восемь моделей: Elantra, Sonata, Mufasa, Tucson, Palisade, Santa Fe, а также минивэны Custin и Staria.
Интересно, что автомобили действительно собираются на территории Казахстана и имеют все положенные документы: VIN-номер казахстанской сборки, сертификация ЕАЭС, прозрачная история поставки. Причем машины заходят не только через официальных дилеров, но и появляются в шоу-румах китайских брендов, как бы намекая — корейцы подались в партизанщину, но на деле все делается с соблюдением формальностей.
В чем подвох? Дело в цене. Даже несмотря на отсутствие таможенных пошлин внутри ЕАЭС, на российскую стоимость сильно влияет утилизационный сбор. Например, за Santa Fe с мотором 2,5 литра этот сбор составляет 1,875 миллиона рублей. И если в Казахстане Santa Fe стоит от 2,94 млн рублей, то в российских автосалонах за такую машину просят от 5 до 6 миллионов — и это только старт. Подобная ситуация с другими моделями: Elantra, которая у себя на родине (и даже в Казахстане) стоит 1,6 миллиона, у нас превращается в двухмиллионный автомобиль, а Palisade легко уходит за 7 миллионов рублей.
Почему так дорого
Главная причина — помимо утилизационного сбора — в цепочке дополнительных расходов. Логистика, страховка, маржа дилеров, расходы на рекламу, сертификацию, иногда даже двойная конвертация валют при расчетах между странами. И все это перекладывается на плечи конечного покупателя. Причем дилеры, понимая высокий спрос на корейские авто, не спешат делать скидки или устраивать акции. Они знают: желающих купить знакомый Hyundai, а не «темную лошадку» из Китая, хватает.
Но даже если отбросить все эти расходы, возникает резонный вопрос — почему вообще завод в Казахстане, работая на ту же платформу, делает машины сильно дороже китайских или даже европейских аналогов (по локализации)?
Ответ прост: корейские бренды в России всегда были в особом положении — это тот самый средний сегмент, когда хочется не просто «бюджетника», а проверенное временем качество с узнаваемой внешностью, репутацией и минимальными проблемами с обслуживанием. За это и приходится переплачивать. А производитель и дилеры этим пользуются, так как у них почти нет прямой конкуренции в сегменте «до-китайских» машин.
Kia — еще на подходе, но уже с понятной стратегией
Теперь о Kia. Официальных поставок пока нет, но есть утечки с закрытых встреч: компания готовится к возвращению в 2026 году, причем сразу с полноценной линейкой моделей — от Picanto до Sorento. Вариантов два: поставки пойдут как из Казахстана (с помощью завода Allur Group, куда Kia зашла еще до ухода с российского рынка), так и из Китая — по аналогии с «Мазда Мотор Рус», когда импорт машин и гарантийные обязательства берет на себя российское юрлицо.
Цены уже известны дилерам и, прямо скажем, шокируют. Kia Picanto — 1,5 млн рублей, K4 — 2,8 млн, Seltos — от 3,5 млн, Sportage — 5 млн, Sorento — почти 7 миллионов рублей. С такими ценниками о массовых продажах можно только мечтать. Тем не менее Kia ставит себе амбициозную задачу: выйти на 100 тысяч продаж в год за три года. Как это реализовать с нынешними ценами — вопрос, но надежда явно есть на изменение курса рубля, снижение пошлин, а главное — на полное отсутствие реальных конкурентов среди привычных нам брендов.
Почему корейские машины возвращаются, но не становятся дешевле
Здесь стоит разобраться в нескольких ключевых причинах:
- Логистика: Доставка авто из Казахстана проще и дешевле, чем прямая перевозка из Южной Кореи. Но все равно нужно оплатить транспортировку, хранение, сертификацию, иногда доработку под российские требования (например, ЭРА-ГЛОНАСС).
- Утилизационный сбор: После январских изменений 2025 года сумма выросла, а для моторов от 1,5 до 2,5 литров этот сбор порой сопоставим с половиной цены автомобиля.
- Желание заработать: Дилеры, лишившись широкого ассортимента (нет массовых новых Toyota, Mazda, Honda), делают ставку на «узнаваемый» продукт и выставляют максимальную маржу.
- Отсутствие массовых альтернатив: Кому-то китайцы не по душе, японцы на рынке исчезли, европейцы представлены только «серым» импортом. Вот и остается платить за проверенную корейскую машину столько, сколько попросят.
Что будет дальше
Можно сколько угодно ругать корейские бренды за жадность, но факт — Hyundai и Kia первыми среди ушедших брендов возвращают в Россию хоть какую-то стабильность. Машины собирают не на коленке, не завозят полулегально, а ввозят по ЕАЭС. Да, платить приходится дорого, но и у покупателя есть уверенность в качестве и сервисе. В то же время даже на таком рынке дилеры признают — в перспективе цены могут корректироваться, если массовый покупатель не потянет новый уровень цен.
Пока Kia официально не стартовала, основной спрос идет на Hyundai — и то дилеры говорят, что в Москве или Петербурге авто с казахстанским VIN найти можно, но в регионы пока доходит очень мало машин. Массовых поставок пока не видно — есть ощущение, что идет обкатка процесса и тестирование спроса. Но уже сегодня ясно: корейские бренды вернутся на рынок в том виде, в каком это сейчас возможно, — пусть даже с большой переплатой.
Итог
Корейцы действительно нашли способ вернуться на российский рынок, но назвать это полноценным возвращением по «старым» ценам язык не повернется. Да, теперь можно купить новый Hyundai или вскоре Kia в салоне — не привезенный «серым» путем, а честно собранный на заводе-партнере по ЕАЭС. Но за это приходится платить, порой вдвое больше, чем за тот же автомобиль в Казахстане или самой Корее.
Будет ли спрос? Безусловно — хотя бы потому, что привычные корейские авто по уровню качества и узнаваемости у нас давно уже стали своего рода стандартом. Но массовым, доступным, как раньше, этот рынок уже не будет. За «корейское качество» сегодня в России придется платить по-крупному — такова новая реальность. И, похоже, она задержится у нас надолго.