Данная дипломная работа посвящена актуальной проблеме современной начальной школы — развитию регулятивных универсальных учебных действий (УУД) у младших школьников в процессе обучения решению текстовых задач на уроках математики. В соответствии с требованиями ФГОС, исследование обосновывает ключевую роль регулятивных УУД, таких как целеполагание, планирование, контроль и коррекция, в формировании у учащихся умения учиться и способности к самостоятельной деятельности. Работа состоит из теоретической и практической глав. В теоретической части раскрывается сущность понятия «регулятивные УУД», анализируются возрастные этапы их формирования и рассматривается методика работы над текстовыми задачами как эффективный инструмент для их развития. Опытно-экспериментальная работа включает три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе с помощью диагностических методик был выявлен исходный уровень сформированности регулятивных действий у учащихся. В ходе формирующего эксперимента была разработана и апробирована система уроков и специальных заданий, направленных на осознанное усвоение школьниками этапов решения текстовых задач: от анализа условия до пошагового контроля и рефлексии результата. Результаты контрольного этапа подтвердили эффективность предложенной методики, продемонстрировав значительную положительную динамику в уровне развития у школьников навыков планирования, самоконтроля и коррекции своих действий. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные фрагменты уроков и методические рекомендации могут быть использованы учителями начальных классов для целенаправленного формирования регулятивных УУД на уроках математики.
Фрагмент дипломной работы предоставлен для ознакомления. Консультационные услуги для студентов. Перейти на сайт. Написать: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / 7-988-027-88-34.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников при обучении решению текстовых задач 8
1.1 Сущность понятия «регулятивные универсальные учебные действия» 8
1.2 Возрастные этапы формирования регулятивных универсальных учебных действий 16
1.3 Методика работы над текстовыми задачами на уроках математики в начальной школе 22
Выводы по первой главе 32
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики посредством решения текстовых задач 35
2.1 Диагностика уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников 35
2.2 Совокупность фрагментов уроков направленных на развитие регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников посредством решения текстовых задач 42
2.3 Динамика уровня развития регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников 49
Выводы по второй главе 54
Заключение 56
Список литературы 58
Приложение 1 60
Приложение 2 61
Приложение 3 62
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования, посвященного развитию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников при обучении решению текстовых задач, определяется значимостью формирования у школьников навыков, необходимых для успешного усвоения учебного материала и их дальнейшего развития в условиях современной образовательной среды. В свете реформирования системы образования и внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), ориентированного на деятельностный подход, проблема формирования регулятивных УУД становится ключевой задачей начального образования.
В современных образовательных стандартах важное место отводится приобретению знаний, и развитию у учеников способности самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, что включает такие регулятивные действия, как целеполагание, планирование, контроль, оценка, коррекция и саморегуляция. Данные умения позволяют школьникам не просто усваивать информацию, но и осознанно подходить к учебному процессу. Актуальность темы исследования обуславливается необходимостью интеграции навыков самостоятельного учебного процесса уже в младших классах, чтобы обеспечить плавный переход к более сложным учебным задачам в дальнейшем.
Особое значение приобретает вопрос развития регулятивных УУД в контексте обучения решению текстовых задач на уроках математики. Математика, как один из базовых школьных предметов, требует от учеников и механического усвоения формул и алгоритмов, и умения осознанно подходить к решению задач, анализировать условия, прогнозировать возможные пути решения и контролировать процесс выполнения задания.
Текстовые задачи, в частности, играют важную роль в развитии у школьников навыков абстрактного мышления и моделирования реальных жизненных ситуаций. При решении таких задач учащиеся должны уметь выстраивать план действий, осознавать возможные ошибки и корректировать свои действия.
Необходимость исследования обусловлена также проблемой психологической неготовности части школьников к самостоятельной работе, особенно при решении сложных задач, требующих анализа и самоконтроля. Всё это связано с тем, что многие дети сталкиваются с трудностями при выполнении заданий, которые требуют от них самостоятельной постановки цели, планирования действий и их контроля. В результате недостаточного развития этих навыков у младших школьников возникает риск академических неудач, снижается учебная мотивация, что может негативно сказаться на их дальнейшем обучении.
Кроме того, в условиях активного внедрения цифровых технологий в образовательный процесс, появляется необходимость в адаптации учебных программ для эффективного развития регулятивных УУД с использованием современных образовательных инструментов. Электронные учебники, интерактивные задания, онлайн-платформы и интеллектуальные карты, могут значительно улучшить процессы самоконтроля и саморегуляции у школьников, однако для этого требуется чёткое понимание того, как такие технологии могут быть интегрированы в процесс обучения решению текстовых задач.
Таким образом, актуальность данного исследования определяется несколькими ключевыми аспектами:
1. Необходимостью формирования регулятивных УУД в рамках реализации ФГОС и деятельностного подхода в образовании.
2. Особой значимостью математики и текстовых задач как средств для развития у младших школьников навыков самостоятельного планирования и самоконтроля.
3. Проблемой психологической неготовности части школьников к самостоятельной работе, которая требует выработки чёткой методики формирования регулятивных УУД.
Все вышеперечисленные факторы подтверждают актуальность данного исследования, направленного на разработку методик и практических рекомендаций по развитию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников через обучение решению текстовых задач.
Степень разработанности темы. На данный момент исследование проблемы регулятивных УУД активно ведется в рамках Федерального государственного образовательного стандарта, который выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных навыков, в том числе и регулятивных.
Работы ряда ведущих ученых (А.Г. Асмолов, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.), стали основой для формирования целостного подхода к изучению и развитию универсальных учебных действий. В частности, А.Г. Асмолов в своих трудах подробно рассматривает структуру УУД и подчеркивает, что регулятивные действия играют важную роль в организации учебного процесса и управлении учебной деятельностью.
Работы Л.С. Выготского и М.И. Лисиной также внесли значительный вклад в понимание механизма формирования УУД. Согласно их исследованиям, развитие каждого учебного действия не может происходить изолированно, а зависит от целостности системы и взаимодействия с другими видами учебных действий. Данные положения легли в основу современных концепций ФГОС, которые ориентированы на развитие способности школьников самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, контролировать и оценивать её результаты.
Исследования А.К. Марковой и Н.Ф. Талызиной сосредоточены на вопросах психологической готовности школьников к учебной деятельности. Они показали, что формирование регулятивных УУД, таких как целеполагание, планирование, контроль и оценка, требует целенаправленного педагогического воздействия и связано с развитием воли, самостоятельности и саморегуляции у младших школьников. Работы Марковой подчеркивают важность формирования у младших школьников навыков самостоятельного планирования и контроля над собственной деятельностью.
В исследованиях, посвященных применению регулятивных УУД в начальной школе, особое внимание уделяется урокам математики. Е.С. Орлова и Т.В. Василенко считают, что именно математика является благодатной почвой для развития регулятивных УУД, так как требует от школьников осмысленного подхода к решению задач, прогнозирования возможных ошибок и коррекции своих действий. Орлова подчеркивает важность того, что математика формирует целеполагание, планирование и контроль, так как каждый новый раздел курса опирается на ранее изученные темы, что развивает у детей способность к системному подходу в обучении.
Т.В. Василенко, рассматривая методы развития регулятивных УУД, выделяет специальные педагогические условия, которые способствуют их формированию: систематическая рефлексия и самооценка, обсуждение ошибок и корректировка действий. Она также отмечает важность использования современных образовательных технологий: интеллект-карты и электронные платформы, которые облегчают процесс усвоения новых знаний и развитие самоконтроля у школьников.
Существует ряд методик, посвященных непосредственно работе над текстовыми задачами, что также представляет интерес для данной темы. И.В. Шадрина и Т.Е. Демидова подчеркивают, что текстовые задачи помогают осваивать математические действия, развивать критическое мышление, логику и способность к абстрактному моделированию. Методика работы с текстовыми задачами разработана достаточно детально.
Объект исследования – процесс развития регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников.
Предмет исследования – деятельность учителя начальных классов по развитию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников посредством решения текстовых задач.
Цель исследования – разработка программы деятельности учителя начальных классов по развитию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников посредством решения текстовых задач.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущностные характеристики понятия «регулятивные универсальные учебные действия.
2. Проанализировать методику работы над текстовыми задачами на уроках математики в начальной школе.
3. Провести диагностику уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников.
4. Составить программу деятельности учителя начальных классов по развитию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников посредством решения текстовых задач и представить результаты её апробации.
В ходе работы были применены следующие методы исследования:
– теоретические: анализ психолого-педагогической, философской и методической литературы, анализ и синтез, обобщение, систематизация;
– практические: изучение и обобщение педагогического опыта; исследовательская работа, включающая в себя наблюдение, сравнение, диагностический, статистический анализ результатов исследования, моделирование.
Практическая значимость работы. Материалы исследования и предложенные методики могут быть использованы учителями начальной школы при организации учебного процесса, направленного на развитие регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников в рамках решения текстовых задач. Описанные в дипломной работе подходы помогут педагогам более эффективно формировать у учеников навыки целеполагания, планирования, самоконтроля и коррекции действий на уроках математики.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ
1.1 Сущность понятия «регулятивные универсальные учебные действия»
Для исследования проблемы нам необходимо раскрыть базовые понятия темы. Ключевым в нашем исследовании является понятие «регулятивные универсальные учебные действия».
Рассматривая систему федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) общего образования как нормативную базу для воспитания нового гражданина России, мы опираемся на представленные в них результаты образования, которые объединены в три группы: личностные, метапредметные и предметные, – а также обращаемся к понятию «универсальные учебные действия» (далее – УУД), введённому в категориальный аппарат педагогики в связи с появлением ФГОС.
Универсальные учебные действия – это совокупность навыков и способов действий, которые обеспечивают учащимся способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Введение понятия УУД в педагогический обиход связано с разработкой Федеральных государственных образовательных стандартов, которые акцентируют внимание на метапредметных и личностных результатах обучения.
Термин «универсальные учебные действия» впервые ввел А.Г. Асмолов в совместной деятельности с учеными-психологами [1].
Владеть универсальными учебными действиями в широком понимании означает уметь учиться, быть способным к саморазвитию и самосовершенствованию. В более конкретном смысле это понятие определяется как «совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса» [10, с.109].
Существует четыре вида УУД, установленные ФГОС:
- личностные действия формируют ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях;
- регулятивные действия формируют умение обучающихся организовать их учебную деятельность;
- познавательные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира;
- коммуникативные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации [1, с.28].
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия, как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
- познавательные и учебные мотивы;
- учебную цель;
- учебную задачу;
-учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Универсальные учебные действия в процессе обучения в начальной школе выполняют следующие функции:
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
- обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Выделяются следующие этапы усвоения учебного материала: первичное ознакомление, осмысление материала, закрепление материала и овладение материалом.
Начальный этап ознакомления с учебным материалом имеет большое значение для всего процесса усвоения. Не менее важно на этом этапе то, что предстоит восприятию, а именно апперцепция. Она включает активное сознательное отношение личности к воспринимаемому, которое не исчерпывается содержанием представлений и не сводится к их массе.
Мыслительная работа охватывает восприятие со всех сторон: предваряя его, в него включаясь и над ним надстраиваясь. Осмысление – это второй этап. Он, входя в первый, является основой третьего этапа - запоминания.
Запоминание (закрепление) учебного материала – это и постоянное осмысление, включение в новые смысловые связи, и переосмысление этого материала. Уточняя, формулируя свою мысль, человек формирует ее; вместе с тем он прочно ее запечатлевает. Отсюда следуют два вывода: собственное изложение учащихся должно быть специально предусмотрено в организации учебной деятельности и особенно важно готовить первое самостоятельное воспроизведение обучающимися усваиваемого материала.
Овладение материалом – это возможность оперировать им в различных условиях, применяя его на практике. На этом этапе усвоения овладение знаниями направлено уже не на учение, а на другие, практические, цели.
Владение универсальными учебными действиями позволяет учащимся успешно осваивать информацию на всех этапах.
Рассмотрим более подробно работы ученых педагогов, посвященных изучению данной проблемы.
В пособии для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А.Г. Асмолова понятие «универсальные учебные действия» рассматривается в широком и узком значении [1, с.27].
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить, как совокупность способов действия обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [1, с.27].
По мнению С.В. Филатовой, «универсальные учебные действия – это обобщённые действия, открывающие возможность широкой ориентации обучающихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание обучающимися её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик» [21, с.254].
Л.С. Выготский и М.И. Лисина считают, что УУД – целостная система, и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами УУД и логикой возрастного развития [6, с.114].
1.2 Возрастные этапы формирования регулятивных универсальных учебных действий
Развитие регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики является важным аспектом современной образовательной системы. Это связано с тем, что Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования подчёркивает необходимость формирования у учеников знаний, навыков самостоятельной учебной деятельности, что и лежит в основе концепции УУД [16, с.445]. Переход от знаниевой парадигмы к деятельностной требует пересмотра как методик преподавания, так и подходов к обучению в целом.
По результатам исследования можно выделить следующие возрастные этапы формирования регулятивных универсальных учебных действий (УУД):
1. Отсутствие учебных действий как целостных единиц (1 класс). Цель этапа – создание предпосылок для включения учащегося в учебную деятельность. Учитель демонстрирует образец выполнения того или иного действия. Результатом этапа становится положительное отношение к школьным занятиям, принятие позиции ученика, представления об изучаемых предметах, умение слушать и понимать инструкцию учителя, умение формулировать свои мысли.
2. Выполнение учебных действий в коллективно-распределённой деятельности с преобладанием действия взрослого (1-2 класс). Результатом этапа должна стать сформированная способность учащихся выполнять учебные действия под руководством взрослого.
3. Выполнение учебных действий в коллективно-распределённой деятельности с преобладанием действия учащегося (2–4 класс). Цель этапа заключается в совершенствовании учебных действий в групповой и парной работе.
4. Самостоятельное построение учебного действия (индивидуальное действие) (4–6 класс). Цель – развитие индивидуальной учебной деятельности.
Соотнесение этапов с классами условно, так как процесс формирования учебных действий зависит от индивидуальных особенностей учащихся.
Психологическая неготовность части учеников к переходу из начальной школы в основную проявляется именно в недостаточной сформированности регулятивных УУД. Многие младшие школьники сталкиваются с трудностями при выполнении задач, требующих самостоятельности и способности к саморегуляции. Это, в свою очередь, напрямую связано с недостаточной развитостью у них структурных компонентов учебной деятельности, что подтверждается исследованиями Н. Ф. Талызиной [20, с.64]. Формирование умений самостоятельно ставить цель, планировать свои действия и контролировать их результат требует системного подхода со стороны учителя, адекватной учебной программы, которая бы учитывала возрастные и психологические особенности школьников.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ
2.1 Диагностика уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников
Целью исследования является диагностика уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий у учащихся вторых классов в процессе решения учебных задач по математике.
Всего в исследовании приняли участие двадцать детей из параллели вторых классов школы № _______________.
Исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В рамках констатирующего этапа использовались три методики: «Проба на внимание» (авторы П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая), «Проба на внимание» Б.Ш. Крепелина и методика «Образец и правило» Л.А. Венгера. Каждая из перечисленных методик была нацелена на выявление отдельных аспектов регулятивных универсальных учебных действий: контроль, самоконтроль, умение планировать, умение сохранять и принимать задачу, а также способность следовать системе заданных условий.
Для определения начального уровня формирования регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся начальных классов необходимо понять, что именно подразумевается под этими видами действий. В отечественной педагогической науке принято считать, что регулятивные универсальные учебные действия представляют собой совокупность умений, позволяющих ребенку принимать и сохранять учебную задачу, планировать и контролировать свои собственные действия, а также оценивать их результат и вносить при необходимости коррективы. Согласно положениям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, формирование подобных навыков особенно важно на этапе младшей школы, поскольку они создают основу для последующего усвоения знаний и развития познавательной самостоятельности учащихся.
Первая методика, опирающаяся на подход П.Я. Гальперина и С.Л. Кабыльницкой, «Проба на внимание» призвана определить, насколько хорошо ребенок владеет навыками внимания и самоконтроля.
Детям предлагался текст, в котором содержалось десять ошибок различного характера: неверные грамматические формы, пропуски букв, смешение смысловых конструкций и т.д. Ученикам необходимо было внимательно прочитать текст, найти все возможные неточности и исправить их.
Оформление задания производилось письменно, время не регламентировалось жестко, но фиксировалось, чтобы обратить внимание на то, как дети ведут себя при проверке: возвращаются ли они к прочитанному, читают ли про себя или вслух, замечают ли собственные пропуски и так далее. Важным являлось не знание конкретных орфографических норм, а способность к самоконтролю и к точному выявлению любого рассогласования в предложенном фрагменте.
Далее оценивалось количество найденных или пропущенных ошибок и качество работы в целом.
Уровни сформированности по методике «Проба на внимание» (П.Я. Гальперин и С.Л. Кабыльницкая):
1. Высокий уровень. Ребёнок пропустил не более 2 ошибок в тексте, и это свидетельствует о хорошо развитом внимании и способности к самоконтролю.
2. Средний уровень. Ребёнок нашёл от 3 до 4 ошибок, но допустил пропуски, то есть не все неточности были замечены.
3. Низкий уровень. Число пропущенных ошибок превышает 5, это говорит о выраженных трудностях с вниманием, отсутствии самопроверки и слабом умении выявлять несоответствия.
Ниже приводится фрагмент текста, который использовался в диагностике:
«Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дети толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я кивал ему рукой. Солнце доходило до верхушек деревьев и спряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта нашего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине».
Все дети, пропустившие не более двух ошибок в тексте, были отнесены к категории с высоким уровнем сформированности внимания и самоконтроля. На основании приведенных данных видно, что к высокому уровню отнесены 9 человек (45 %), к среднему – 5 (25 %), и 6 школьников показали низкий уровень (30 %). Основными затруднениями на низком уровне стали полное отсутствие самопроверки, несоответствие исправлений реальным ошибкам и неумение замечать явные смысловые неточности.
Результаты, полученные от двадцати второклассников, представлены на рисунке ниже.
Из таблицы следует, что далеко не все дети уверенно справились с составлением плана работы и описанием признаков весны (задание №3). Лучше всего дети проявили себя в задании № 2.
2.3 Динамика уровня развития регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников
После проведения формирующего этапа эксперимента, в ходе которого младшие школьники выполняли специально спроектированные задания и участвовали в уроках, направленных на развитие регулятивных универсальных учебных действий (умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать и контролировать собственные действия, оценивать и корректировать результат), был проведён контрольный этап исследования. Цель заключалась в том, чтобы повторно диагностировать уровень сформированности регулятивных УУД у учащихся вторых классов и сопоставить новые результаты с теми, что были получены на констатирующем этапе.
Как и ранее, для контрольного этапа были использованы те же три методики. Однако сами задания в методиках были изменены, чтобы исключить эффект повторного запоминания и сформировать у детей установку на новую задачу (а не на механическое воспроизведение прежних ответов). Однако структура эксперимента и принципы оценки сохранялись теми же, что и на констатирующем этапе, чтобы результаты оказались сопоставимы.
1. «Проба на внимание» (авторы П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая) – для выявления уровня внимания и самоконтроля.
Детям предлагался новый текст объёмом примерно в те же 8–10 предложений, в котором также было допущено 10 ошибок. Ошибки носили комплексный характер (пропущенные буквы, неверные грамматические формы, смысловые несостыковки), но отличались от тех, что применялись в констатирующем этапе.
1. «Образец и правило» (Л. А. Венгер) – для выяснения способности действовать по заданной системе условий, контролировать и корректировать собственные действия.
Школьникам предложили 6 новых графических задач. Вместо треугольника, трапеции и других фигур, использовавшихся ранее, были даны другие элементы (в том числе многоугольники нестандартной формы, звёздочки с разным количеством лучей и т. д.). Однако правило оставалось аналогичным:
- воспроизвести на листе форму, соответствующую образцу (точки разных цветов даны в заготовке);
- не соединять точки одинакового цвета.