Найти в Дзене

«Я люблю кровавый бой, Я рожден для службы царской!» Д.В.Давыдов

«Анакреон под дуломаном,
Поэт, рубака, весельчак!
Ты с лирой, саблей иль стаканом
Равно не попадешь впросак.» П.А.Вяземский, «К партизану-поэту», 1814 г. Почти 250 лет назад, в самой середине лета 1784 года, в Москве появился на свет будущий лихой гусар, партизан и знаменитый поэт Денис Давыдов. Его отец, Василий Давыдов, боевой офицер, командир Полтавского легкоконного полка, служил под командованием А.В.Суворова. Великий полководец однажды удостоил вниманием маленького Дениса и предсказал ему успех на военном поприще. Служба Дениса Васильевича началась в Гвардии, в Кавалергардском полку, но петербургская карьера не задалась… Вообще, продвижение Давыдова по служебной лестнице не было линейным, зависело от различных, порой, весьма неожиданных поворотов судьбы, причиной которых, зачастую, был сам Денис… Судьбоносным можно считать его назначение адъютантом к генералу князю Петру Ивановичу Багратиону, ставшему для него не только начальником, но и мудрым наставником, а также старшим товари

«Анакреон под дуломаном,
Поэт, рубака, весельчак!
Ты с лирой, саблей иль стаканом
Равно не попадешь впросак.
»

П.А.Вяземский, «К партизану-поэту», 1814 г.

Почти 250 лет назад, в самой середине лета 1784 года, в Москве появился на свет будущий лихой гусар, партизан и знаменитый поэт Денис Давыдов. Его отец, Василий Давыдов, боевой офицер, командир Полтавского легкоконного полка, служил под командованием А.В.Суворова. Великий полководец однажды удостоил вниманием маленького Дениса и предсказал ему успех на военном поприще.

Портрет Дениса Васильевича Давыдова. Худ. Дж.Доу 1828 г.
Портрет Дениса Васильевича Давыдова. Худ. Дж.Доу 1828 г.

Служба Дениса Васильевича началась в Гвардии, в Кавалергардском полку, но петербургская карьера не задалась… Вообще, продвижение Давыдова по служебной лестнице не было линейным, зависело от различных, порой, весьма неожиданных поворотов судьбы, причиной которых, зачастую, был сам Денис…

Портрет Дениса Давыдова. Худ. А.Орловский 1814 г.
Портрет Дениса Давыдова. Худ. А.Орловский 1814 г.

Судьбоносным можно считать его назначение адъютантом к генералу князю Петру Ивановичу Багратиону, ставшему для него не только начальником, но и мудрым наставником, а также старшим товарищем в период боевых действий войны четвёртой коалиции 1806-1807 годов. Есть предположение, что этим витком своей карьеры Давыдов обязан фаворитке Государя Александра I М.А.Нарышкиной… Как бы то ни было, Денис демонстрирует исключительную храбрость и отвагу под огнём противника, и вполне заслуженно получает свои первые боевые награды. Далее, одна за другой, следует война со Швецией, Турцией и, конечно же, Отечественная война 1812 года, которая принесла Денису Давыдову всенародную известность, славу, и сформировала его устойчивый имидж.

Надгробие Д.В.Давыдова в Новодевичьем монастыре в Москве
Надгробие Д.В.Давыдова в Новодевичьем монастыре в Москве

Сегодня, по прошествии более двухсот лет, имя Дениса Давыдова по-прежнему известно многим и связано с абсолютно однозначными ассоциациями. Кроме авторства талантливых литературных произведений и близкой дружбы с А.С.Пушкиным, этому весьма способствуют и отечественная драматургия с кинематографом. Его образ талантливо воплощён на театральной сцене и киноэкране, а некоторые черты характера знаменитого литературного и экранного персонажа поручика Ржевского иногда подсознательно проецируются на Давыдова и наоборот… При этом, почему-то очень устойчиво принято считать, что Денис Давыдов был феноменально маленького роста и это не самым положительным образом сказывалось как на его военной карьере, так и на взаимоотношениях с противоположным полом. Позволим себе в этом усомниться!

Точный рост Дениса Давыдова нам не известен, но вот как он максимально чётко в своих мемуарах указывает рост Наполеона Бонапарта во время их встречи в Тильзите в 1807 году: «Я увидел человека малого роста, ровно двух аршин шести вершков…», то есть – 169 сантиметров. Вряд ли такое словосочетание мог употребить человек ещё ниже ростом… И далее: - «…в эту минуту, как бы нарочно, обратил голову на мою сторону и прямо взглянул мне в глаза… Взор мой столкнулся с его взором и остановился на нем твердо и непоколебимо». Из этих документальных воспоминаний вполне можно сделать вывод, что, по крайней мере, Давыдов был одного роста с Императором Франции, а скорее всего, даже несколько выше. В России в начале XIX века такой рост для мужчин считался далеко выше среднего, да и в наше время его нельзя назвать слишком малым…

У парадной лестницы Главного дома Музея военной формы гостей встречает великолепный гусар Ахтырского гусарского полка периода Наполеоновских войн. Того самого полка, командиром батальона которого подполковник Давыдов встретил грозу двенадцатого года, из храбрецов которого сформировал один из первых партизанских отрядов, и с которым дошёл до Парижа. Форма и вооружение гусара максимально тщательно изготовлены профессиональными мастерами-реконструкторами и являются музейной копией, а осанка и черты лица удивительно похожи на знаменитый портрет Дениса Васильевича Давыдова художника Джорджа Доу, написанный для Военной галереи Зимнего дворца в 1828 году.