Найти в Дзене
Фотолитограф

Американский удар по японскому экспорту: соглашение «Плаза».

40 лет назад в Нью-Йорке было подписано соглашение, перечеркнувшее амбиции Японии стать главной мировой экономической силой. К этому времени ситуация в американской экономике, некогда самой высокотехнологической в мире, становилась просто удручающей: многочисленные компании Страны восходящего солнца, освоив вначале рынок собственной страны, захватывали один зарубежный рынок за другим, добравшись в конце концов и до рынка американского. Каких-то десять лет до этого американские компании в области электроники, микроэлектроники и автомобилестроения были практически безраздельными хозяевами у себя в стране. Но к восьмидесятым годам всё изменилось. Прежде всего был завершён японский исследовательский проект VLSI по разработке интегральных схем, созданный ведущими японскими корпорациями в области электроники: Toshiba, Hitachi, NEC, Mitsubishi Electric и Fujitsu при всеобъемлющей поддержке государства. По итогам этого проекта японские компании вырвались на передовые позиции в мировой полупров

40 лет назад в Нью-Йорке было подписано соглашение, перечеркнувшее амбиции Японии стать главной мировой экономической силой. К этому времени ситуация в американской экономике, некогда самой высокотехнологической в мире, становилась просто удручающей: многочисленные компании Страны восходящего солнца, освоив вначале рынок собственной страны, захватывали один зарубежный рынок за другим, добравшись в конце концов и до рынка американского. Каких-то десять лет до этого американские компании в области электроники, микроэлектроники и автомобилестроения были практически безраздельными хозяевами у себя в стране. Но к восьмидесятым годам всё изменилось.

Изображение: unsplash.com
Изображение: unsplash.com

Прежде всего был завершён японский исследовательский проект VLSI по разработке интегральных схем, созданный ведущими японскими корпорациями в области электроники: Toshiba, Hitachi, NEC, Mitsubishi Electric и Fujitsu при всеобъемлющей поддержке государства. По итогам этого проекта японские компании вырвались на передовые позиции в мировой полупроводниковой промышленности. Изобилие и дешевизна японских полупроводников привело к тому, что электронная техника Sony, Toshiba, NEC, Canon буквально захлестнула американский рынок, не оставив шансов местным производителям.

Что только не предпринимали американцы: от пропагандистских компаний в прессе до показательного разгрома кувалдами японской электронной техники на лужайке Белого дома. Однако практических изменений эти эмоциональные акции, разумеется, не произвели. В дополнение к электронике США наводнили японские автомобили, прежде всего марки Toyota, лидера японского автопрома. Для американцев это было тем более неприятно, поскольку они традиционно считали себя непревзойдёнными мировыми лидерами по части производства автомобилей ещё со времён Генри Форда.

Toyota Celica 1985 года. Изображение: Ddoherty958, CC BY 4.0, commons.wikimedia.org
Toyota Celica 1985 года. Изображение: Ddoherty958, CC BY 4.0, commons.wikimedia.org

Однако против японской организации производственных процессов, внедрения знаменитых систем канбан и кайдзен, тотальной роботизации производства американская промышленность противопоставить попросту ничего не могла. Пошли разговоры, что если так пойдёт дальше, то Япония имеет все шансы сместить США с пъедестала крупнейшей экономики мира. В такой ситуации ведущие промышленные предприятия США, такие как IBM и Caterpillar, решили прибегнуть к помощи своего правительства, и таким образом решить вопрос на политическом уровне.

В итоге в сентябре 1985 года в нью-йоркском отеле «Плаза» собрались министры финансов и главы центральных банков США, Франции, Германии, Японии и Великобритании. 22 сентября было подписано соответствующее соглашение, главной целью которого было укрепление японской иены, чтобы снизить конкурентоспособность японского экспорта на мировом, и в частности, на американском рынке. Ведь для экспортоориентированных экономик, для того чтобы цены на их товары оставались конкурентоспособными, важно, чтобы их валюты не укреплялись относительно валют стран-импортёров.

Отель «Плаза», Нью-Йорк. Изображение: unsplash.com
Отель «Плаза», Нью-Йорк. Изображение: unsplash.com

В итоге курс доллара резко снизился. Курс иены, напротив, взлетел, японская экономика погрузилась в десятилетие экономической стагнации. По сей день положение этой страны как в экономике, так и в международной политике, не восстановилось. Ни о каких амбициях бросить вызов гегемонии США со стороны Японии сейчас даже не идёт речь.