Редакция портала Всеостройке.рф рассказывает про дома Жени Лукашина и Нади Шевелевой.
В фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» съёмки проходили в домах на проспекте Вернадского, которые, как утверждается в фильме, являются типовым советским жильём. Однако реальность оказалась значительно интереснее. Эти здания не типовые, а экспериментальные – результат новаторских архитектурных подходов.
Три экспериментальных дома: уникальность проекта
Три дома 113, 119 и 125 на проспекте Вернадского, хотя и обозначенные как II-65, в проектной документации не являются серийными. Их строительство завершилось в период с 1970 по 1972 год, и по ряду источников (риелторских) эти дома ошибочно относят к чешскому строительству. Фактически эти экспериментальные дома были созданы советскими архитекторами Московского научно-исследовательского и проектного института типового и экспериментального проектирования (МНИИТЭП). Работа велась под руководством Андрея Самсонова.
Укрупнённые детали и инновационный подход
Уникальность этих домов заключается в новаторском подходе к строительству. Впервые были использованы укрупнённые детали, например, стена с балконом в едином блоке, изготовленные по Единому каталогу строительных изделий. Такой подход позволял не только ускорить процесс строительства, но и дать возможность инженерам детально проверить, как лучше строить многоэтажные дома, и впоследствии внедрить разработку в массовое строительство.
Визуальный стиль и декоративные решения
Архитектура этих зданий выделяется необычным расположением балконов и лоджий, создавая ощущение своеобразной модульной конструкции. Разнообразие в декоративных решениях, использование зеленовато-черного или красно-белого сочетания для отделки квартирных окон и балконов придавало каждой постройке уникальный облик. Дом №119, лишенный дополнительного декора, воспринимается как более традиционный многоэтажный дом.
Комфорт и удобства в экспериментальных квартирах
Квартиры в этих домах отличаются рядом интересных деталей, характерных для советского времени. Четырехкомнатные квартиры, например, часто имели два санузла и две ванные комнаты, что было редким явлением для того периода. Также в некоторых санузлах присутствовали небольшие вытянутые окна, расположенные на торцах зданий. Общая площадь квартир, в зависимости от планировки (трех или четырехкомнатная) могла достигать 95 кв.м., а кухни были просторными – около 10 кв.м. Высота потолков составляла 2,7 метра.
Планировка и цена жилья
Первый этаж зданий, хотя и визуально напоминает второй, предназначен для жилых помещений. Во всех квартирах есть балкон и/или лоджия (количество может меняться в зависимости от планировки). Стоимость квартир в настоящее время невысока по современным меркам. Двухкомнатные квартиры можно приобрести в среднем за 14 млн рублей, что сравнимо с хрущёвкой в Центральном административном округе (ЦАО) аналогичной площади. Трехкомнатные квартиры стоят в диапазоне от 17 до 21 млн рублей.
Подъезды, дворы и знаменитости
Подъезды домов, хоть и не такие просторные, как в фильме, достаточно комфортные. В каждом подъезде установлены два лифта – пассажирский и грузовой. Дизайн подъездов отличался красочными стенами (розовые, жёлтые, зелёные), характерными для советского периода. Дворы соответствовали типичной застройке спальных районов Москвы с парковочными местами и детскими площадками.
Связь с кинематографом и историями
В киноленте «Ирония судьбы» большое внимание уделено двум зданиям из этой серии. В доме № 113 располагалась квартира Нади Шевелёвой, а в доме № 125 – Жени Лукашина. На пятых подъездах обоих домов сохранились таблички, напоминающие о знаковых сценах. Несмотря на то, что дом № 119 не был центральным местом действия в «Иронии судьбы», он также фигурировал в кадре другой знаменитой советской киноленты «Мимино». В доме 119 жила семья известного писателя-фантаста Аркадия Стругацкого.
Ранее мы также писали о шедеврах архитектуры Петербурга и Москвы.