На новом российском среднемагистральном самолёте МС-21-310 впервые установлена полностью отечественная система электроснабжения (СЭС). Это одна из ключевых систем, от которой зависит работа всех остальных: без неё не включится ни авионика, ни двигатели, ни системы управления. До 2022 года над этой системой работали с зарубежными компаниями, но после санкций проект пришлось срочно перерабатывать. Новую версию разработали и внедрили всего за два года — рекордный срок для столь сложного оборудования.
Разработкой СЭС занялась компания «Яковлев» совместно с ОКБ «Аэрокосмические системы» (АКС), входящим в корпорацию «Промтех». Изначально АКС отвечала за кабельную сеть МС-21, а также проводила испытания на базе стенда, собранного для иностранных компонентов. После выхода зарубежных поставщиков именно АКС взяла на себя разработку всей новой СЭС.
Система теперь умная. Она отслеживает работу всех ключевых компонентов в реальном времени, умеет автоматически диагностировать отказы и переключаться на резервные источники. В обычных СЭС отказ одного элемента может привести к полному сбою. В новой системе этого не происходит — она реконфигурируется, чтобы сохранить работу важных узлов.
Кроме того, вся информация о сбоях и параметрах передаётся на экраны в кабине пилотов, а также доступна для расшифровки техническим службам на земле. Новая СЭС фиксирует все данные о сбоях — в том числе кратковременные — и позволяет техникам быстро найти и устранить неисправность.
Новинка ещё и в архитектуре генерации энергии. Впервые в российской гражданской авиации система построена на переменном токе с нестабильной частотой. Это позволило отказаться от встроенных стабилизаторов оборотов в генераторах (по сути, это аналог коробки передач) — они сложные, тяжёлые и требовательны к обслуживанию.
Современная силовая электроника справляется с нестабильной частотой без проблем, так что переработка системы затронула и потребителей энергии — их блоки питания адаптированы под новые условия.
Новая СЭС уже летает на борту МС-21-310 с заводским номером 0012. Полностью завершённый импортонезависимый вариант будет установлен на следующий самолёт — борт 0013. Вся система уже прошла наземные и лётные испытания, включая проверку на электромагнитную совместимость и защиту от молний.
МС-21 — российский среднемагистральный пассажирский самолёт нового поколения, разработанный для замены импортных аналогов Boeing 737 и Airbus A320. Он вмещает до 211 пассажиров, оснащён отечественными двигателями ПД-14 и предназначен для полётов на расстояния до 6 000 км. Ключевая особенность — рекордная доля композитных материалов (40%).