Найти в Дзене
Sjbody | Твой фитнес-тренер!

Что такое фагофобия, почему она мешает построить идеальное тело и как с ней бороться?

Сегодня у нас на повестке серьезная тема. Конечно, для того, чтобы победить такие мощные расстройства, нужно не статьи в интернетике читать, а долго и продуктивно быть в терапии, но штука в том, что сотни, тысячи людей до терапии не доходят. Они предпочитают страдать, ведь признаться врачу, что с тобой что -то не так – страшно. Еще хуже, когда не признаешься даже себе и твердишь, как заклинание: у меня все нормально. Все так живут. Это адекватная реакция. Такое зарывание головы в песок ухудшает качество жизни и снижает шансы на позитивные перемены, потому что чем дольше мы со своими фобиями и травмами, тем они нам «роднее», прирастают «к мясу». Фагофобия – это боязнь подавиться едой. Бывает она, конечно, разной степени выраженности. В самых тяжелых случаях люди готовы голодать, отказываются от пищи, любой акт глотания для них исполнен ужаса. В формах попроще это неприятная фоновая тревожность за едой, привычка насыщаться минимумом, избегать лишнего кусочка во рту. Почему это мешает

Сегодня у нас на повестке серьезная тема. Конечно, для того, чтобы победить такие мощные расстройства, нужно не статьи в интернетике читать, а долго и продуктивно быть в терапии, но штука в том, что сотни, тысячи людей до терапии не доходят. Они предпочитают страдать, ведь признаться врачу, что с тобой что -то не так – страшно. Еще хуже, когда не признаешься даже себе и твердишь, как заклинание: у меня все нормально. Все так живут. Это адекватная реакция. Такое зарывание головы в песок ухудшает качество жизни и снижает шансы на позитивные перемены, потому что чем дольше мы со своими фобиями и травмами, тем они нам «роднее», прирастают «к мясу».

Фагофобия – это боязнь подавиться едой. Бывает она, конечно, разной степени выраженности. В самых тяжелых случаях люди готовы голодать, отказываются от пищи, любой акт глотания для них исполнен ужаса. В формах попроще это неприятная фоновая тревожность за едой, привычка насыщаться минимумом, избегать лишнего кусочка во рту.

Почему это мешает на пути к атлетизму, понятно: человек будет уходить в больший дефицит, чем ему нужно. Недобирать белка, потому что условный крекер прожевать проще, чем кусок мяса. Будет терпеть голод. Если, например, кружится голова после тренировки и явно упал сахар, лучше помрет, чем закинет за щеку конфетку.

Надо понимать, что подавиться это не то же самое, что, например, подвергнуться нападению акул. Каждый человек хоть раз в жизни чем -нибудь давился. Один мой приятель, например, возлежал на новом диване, как патриций, с блюдом винограда и сырной нарезкой и смотрел «Игру престолов», и так увлекся, что забыл проглотить виноградинку и лег. Она перекрыла дыхательные пути и еще бы чуть, и пора было на свидание с прадедами, но он из последних сил сполз на пол и выполз в холл, а в этот момент как раз зашла жена, по счастью – медик. Сориентировалась мгновенно, спасла. И вот одни люди после такого опыта машут рукой и говорят «Херня война, это была случайность, просто буду брать в кровать виноград поменьше!», а другие в ужасе покупают блендер и шарахаются от любой еды. Еда теперь опасна. Она хочет меня убить.

Тут ремарка: для них теперь каждый прием пищи это как 50% вероятность умереть: можешь умереть, а можешь и выжить. Нам, людям без фагофобии, это как будто странно: если выйдешь на улицу, то с 50% вероятностью встретишь динозавра: или встретишь, или не встретишь. И обычным людям они кажутся немного чудиками, которые заглядывают за угол с опаской, вдруг там тирекс. Но мы не выбираем свои фобии. Мозг среагировал так. И теперь простое человеческое покушать стало пыткой.

Черно-белое восприятие

И все же, почему одни давятся, почти помирают, но продолжают и болтать с набитым ртом, и есть лежа, и есть в ванной ( кстати, тот мой виноградный приятель вообще не стал бояться еды, недавно вот лупил на аватарку фотку, где у него зажат в зубах полный шампур сочной свининки), а у других разочек пошел носом чай, и все, караул, я никогда не буду есть, страшно? Дело в общем эмоциональном фоне. Для того, чтобы сформировалась фобия, должна быть уже некислая такая базовая тревожность. И привычное восприятие мира контрастным: хорошее и плохое. Черное и белое. Помереть и выжить.

Это касается не только фагофобии, а всех фобий в принципе. Человек видит только два исхода: летальный и нет. Для него предмет фобии становится смертельно опасен. Не просто неприятен. Не просто раздражающий, а несущий смерть.

Выхода нет?

И получается замкнутый круг. Смотрите: человек просто собрался покушать, но у него в голове щелкает «я сейчас могу помереть», соответственно, тут же возникает страх, кидает в пот, в жар, сердце бешено стучит, кислорода не хватает... Вырастет ли в таких условиях риск подавиться? Ну конечно. Это равносильно тому, что человек, за которым 5 километров гнался маньяк с ножом, вдруг притормозит и такой «ну ладно, тайм -аут, перекусим».

Что получается? Боюсь подавиться, организм реагирует на страх, от этого давлюсь все чаще. Клетка захлопнулась?

Анализ наше все

Конечно, клубок нужно разматывать. Как? Наипервейшее – проанализировать, что же произошло тогда, в тот самый триггерный, первый раз. Почему ты подавился? Там всегда, всегда будет причина. Кто -то болтал, кто -то лежал, кто -то запихивался огромными кусками, кто -то разгоряченный после бега стал жадно пить воду, и т.д. То есть это не типичная картина, ты не ешь и не пьешь так каждый раз. Это была ошибка. Все люди иногда ошибаются. И даже поесть мы можем неправильно. Этот факт надо обдумать, осознать и принять.

Потом следует внимательно изучить вопрос помощи и самопомощи при попадании еды в дыхательные пути. Геймлих великий человек. Гайдов много. Когда появится насмотренность, с ней придет и понимание, что панике – нет, правильным действиям – да. Пусть близкий человек, с которым вы чаще всего едите, потренируется на Вас. Обсудите этот страх. Заручитесь поддержкой. Твердое знание, что, в случае чего, спасатель рядом, здорово понизит градус тревоги. Многим помогает носить при себе бутылку воды, чтобы иметь возможность запить каждый кусочек.

Конечно, в тяжелых случаях психотерапевты прописывают сильную фарму. Ничего страшного. Лекарства специально разрешают растворять, чтобы не было страха подавиться уже спасительной таблеткой. Никто не будет заставлять Вас есть, никто не будет стыдить или смеяться. От жидкой пищи вы постепенно перейдете к мягкой – йогурты, бананы, а потом и к твердой.

Если это Ваша история, не ждите, пока «само пройдет». Фагофобия может затаиться, а потом выстрелить в самый неожиданный момент. Пример тоже из окружения: трехлетняя девочка подавилась косточкой от вяленой рыбы в новогоднюю ночь. Восьмидесятые годы, пригород Красноярска, сугробы выше башки. Скорая добиралась 2,5 часа. Все это время косточка торчит в горле, у ребенка, не переставая, текут слезы, паника, страх смерти, родственники воют... Косточку с горем пополам извлекли, инцедент забылся, прошло почти сорок лет, и вот взрослая женщина приглашает домой мужчину, у них там пятое, седьмое свидание, которое по идее должно хорошо закончиться. И мужик берет с собой пиво и собственного сочинения рыбку. Догадались, да? Страх смерти, слезы, истерика, невозможность вдохнуть... Повезло, что мужик оказался не из пугливых, скорую вызвал, валерьяночкой отпаивал, а потом за ручку к психотерапевтам водил.

Если среди наших читателей есть фагофобы в ремиссии, обязательно делитесь своим опытом. Для кого -то он сейчас на вес золота.

➖➖➖➖➖

🏆А ещё у нас есть крутые программы тренировок! Посмотреть можно тут:

https://sjbody.ru/

🔥Или в нашем телеграм боте:

@sjbody_bot

➖➖➖➖➖