Статья искусствоведа Татьяны Малышевой
Андрей Михайлович Широков – заслуженный художник России, приверженец натурного этюда, для которого в каждой работе самоценен цветовой тон. Именно он в искусстве живописи позволяет созерцающему произведение пережить специальное эстетическое наслаждение. Богатство цветового тона делает каждый холст Андрея Широкова эмоционально воспринимаемым, подлинно живописным и неповторимым.
Мастер цветового тона – такое выражение невольно напрашивается, когда рассматриваешь его живопись. Про живописцев говорят: «Тон почуял». Тон индивидуален, ему нельзя научиться, это дар и он есть или его нет. В каждом полотне свой цветовой тон, найденный в природе и он тщательно разрабатывается. «Свойство тона есть одно из качеств, органически связанных с индивидуальностью художника. Подражание и заимствование здесь невозможны», - так писал вятич профессор искусствоведения, заслуженный деятель искусств Н.Г.Машковцев. Поэтому одним людям симпатичны картины в серых тонах, другие останавливаются около зеленовато-охристых.
Вспоминается, как я близко рассматривала понравившийся мне этюд, написанный в Македонии, что севернее Греции. Любовалась, как гармонично замешаны цвета: оливковый и светлая охра. Страстно работая на природе и варьируя замесы по цветовому тону, живописец махнул кистью, не заметив, как замазал муху, а я внимательно разглядывая мазки, не заметила, как отковырнула… муху с лапками, брюшком, головкой. Потом одумалась, что наделала: смахнула македонскую муху. Она же была историческим свидетелем живописного действа. Историческим сознанием наделён и наш герой, на которого мы посмотрим шире, чем обычно.
Наш рассказ не сказка и не миф, а конкретная история. Пращур Андрея появился на вятской земле, как воевода в 1640 году. Во времена царя Михаила Фёдоровича Романова, заботясь об укреплении земель государства, послали к нам воеводой Семёна Михайловича Глебова, оставившего здесь своего сына. В старой Вятке и ближнем городке Орлове Глебовы пребывали в родстве с Хохряковыми, Поповыми, Рязанцевыми. Например, иконописцем слыл Егор Петрович Хохряков, золотошвейкой в Преображенском женском монастыре - Наталья Петровна Глебова, в замужестве Хохрякова. Золотошвейками были Анна Ивановна Попова, в замужестве Рязанцева, и её дочь Афанасия Александровна Рязанцева, в замужестве Хохрякова. Эти рукодельницы своими художественными работами подавали пример внуку и сыну Николаю Хохрякову, мастеру светской поэтичной живописи в 19 -20 веках.
В новое время, в начале ХХ века учительница Александра Яковлевна Глебова, дочь родовитых земцев, в селе Великорецком Орловского уезда вышла замуж за разночинца Шпака Анатолия Алексеевича, служившего учителем рисования в земском училище. В образованной семье сложился интерес к книге, литературе и искусству. В браке родилось семеро детей, в том числе младшая дочь Фаина. Фаина Анатольевна Шпак (1906-1984) сохранила фамилию отца и унаследовала его гены. Будучи творческой натурой, трудолюбивая, общительная Фаина и её муж Алексей Петрович Широков (1908-1943), родившийся в фабричном посёлке Кордяга Зуевской волости Слободского уезда, окончили Академию художеств в Ленинграде в 1939 году. Вернувшись в Киров с двумя детьми Инной и Евгением, они составили основу уже существовавшего творческого союза художников. Сейчас в Вятском художественном музее имени В.М. и А.М. Васнецовых хранятся десятки их произведений, скульптурных, живописных, графических.
Обращает на себя внимание портрет Фаины Анатольевны, написанный Алексеем Петровичем: яркий, солнечный, тёплый по колориту. Когда Алексей погиб на фронте в 1943 году, Фаина Анатольевна начала лепить скульптуру и первая её пластическая композиция «Отчаяние» очень красноречива. Сорок лет, живя без мужа, Фаина Шпак сражалась с этой жизнью одна. Растила детей, писала большие полотна, лепила, ваяла из дерева и гранита – находила смысл жизни в творчестве. Целеустремлённый интеллектуал сын Евгений стал кораблестроителем и жил в Ленинграде. Появление произведений Инны в искусстве 1960 -х в Кирове современники сравнивали с падением Тунгусского метеорита. Инна Широкова щеголяла по Вятке в рукотворных нарядах подобно средневековым золотошвейкам. Она без устали писала праздничные колоритные картины, которые запоминалась сразу и навсегда в любом городе страны – Москве, Риге, Новосибирске, Сыктывкаре….Неслучайно И.А.Широкова (1937- 2019) является заслуженным художником РСФСР.
Родовая фамилия Глебовых жива была примерно три века. Когда рождаются девочки, род существует и дольше, но с другой фамилией. От Глебовых произошли Шпак и Широковы. Сыну Инны Алексеевны Андрею повезло – у него два сына, тоже художники Широковы. У Алексея Андреевича родились сын Илья и дочка Настенька, они любимые модели дедушки, живописца Андрея Широкова.
По воле небес Андрей Михайлович Широков появился на свет ровно через 90 лет, день в день, после рождения известного вятского пейзажиста Аркадия Александровича Рылова, родом из села Истобенское Орловского уезда. А.А. Рылов (1870-1939) удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. Почти век их отделяет и сразу находится общее между ними: безграничная любовь к природе и животным, они оба однолюбы, хотя бывали заграницей, но считали себя неотделимыми от Вятской земли. Каждый в своё время дарил произведения в Вятский художественный музей, уважал живописца Николая Хохрякова. Оба они, Рылов и Широков, неисправимые романтики.
По крови Андрей, несомненно, ближе своему деду и бабушке, он наследник их реалистической школы живописи. К сожалению, творчество Алексея Петровича из-за войны представляется не так полно, о размахе выпускников академии художеств можно судить по наследию Фаины Анатольевны. Она освоила исторический, бытовой, портретный жанры в живописи, а также в скульптуре, портретной и даже символической с глубоким обобщением. Ф.А.Шпак - автор многих монументальных произведений для садов, парков, площадей, мемориальных комплексов и декоративных ледовых скульптур.
Инна Алексеевна не удерживалась в рамках традиции. Экстравагантность её сильной личности диктовала, неожиданные ракурсы и смелые образы. Отсюда контрасты формы, колорита, пристрастие к театру, народному языку в живописных композициях. В краеведческой литературе встречаются свидетельства, что в 1860-е годы и Вятке директором мужской гимназии был её родственник Иван Михайлович Глебов, который вывел гимназию в число передовых учебных заведений России. Тогда вятских мальчиков после окончания гимназии принимали в Казанский университет без вступительных экзаменов. Известно, что самое жёсткое наказание в гимназии было: директор собственноручно мог высечь розгами виновного. Вот такие они разные Глебовы-Шпак-Широковы, но всегда преданные своему делу, ответственные и трудолюбивые с широким кругом интересов. Андрей Михайлович более гармоничный, скромный, нежный человек и художник.
Сейчас Андрею Михайловичу предстоит выставка в Музее истории народного образования, где он покажет портретную галерею. Его портретные работы связаны изображением родных и соседей, женщин и детей, художников и коллекционеров. А в конце 2025 года выставка произведений всей династии будет посвящена 120-летию со дня рождения заслуженного художника РСФСР Фаины Анатольевны Шпак. Она состоится в выставочном зале художественного музея.