Найти в Дзене
Галерея Широковых

Свершение по воле небес

Статья искусствоведа Татьяны Малышевой Андрей Михайлович Широков – заслуженный художник России, приверженец натурного этюда, для которого в каждой работе самоценен цветовой тон. Именно он в искусстве живописи позволяет созерцающему произведение пережить специальное эстетическое наслаждение. Богатство цветового тона делает каждый холст Андрея Широкова эмоционально воспринимаемым, подлинно живописным и неповторимым. Мастер цветового тона – такое выражение невольно напрашивается, когда рассматриваешь его живопись. Про живописцев говорят: «Тон почуял». Тон индивидуален, ему нельзя научиться, это дар и он есть или его нет. В каждом полотне свой цветовой тон, найденный в природе и он тщательно разрабатывается. «Свойство тона есть одно из качеств, органически связанных с индивидуальностью художника. Подражание и заимствование здесь невозможны», - так писал вятич профессор искусствоведения, заслуженный деятель искусств Н.Г.Машковцев. Поэтому одним людям симпатичны картины в серых тонах, друг

Статья искусствоведа Татьяны Малышевой

Андрей Михайлович Широков, заслуженный художник России со своим полотном "Под старой березой", 2025 год.
Андрей Михайлович Широков, заслуженный художник России со своим полотном "Под старой березой", 2025 год.

Андрей Михайлович Широков – заслуженный художник России, приверженец натурного этюда, для которого в каждой работе самоценен цветовой тон. Именно он в искусстве живописи позволяет созерцающему произведение пережить специальное эстетическое наслаждение. Богатство цветового тона делает каждый холст Андрея Широкова эмоционально воспринимаемым, подлинно живописным и неповторимым.

Мастер цветового тона – такое выражение невольно напрашивается, когда рассматриваешь его живопись. Про живописцев говорят: «Тон почуял». Тон индивидуален, ему нельзя научиться, это дар и он есть или его нет. В каждом полотне свой цветовой тон, найденный в природе и он тщательно разрабатывается. «Свойство тона есть одно из качеств, органически связанных с индивидуальностью художника. Подражание и заимствование здесь невозможны», - так писал вятич профессор искусствоведения, заслуженный деятель искусств Н.Г.Машковцев. Поэтому одним людям симпатичны картины в серых тонах, другие останавливаются около зеленовато-охристых.

Вспоминается, как я близко рассматривала понравившийся мне этюд, написанный в Македонии, что севернее Греции. Любовалась, как гармонично замешаны цвета: оливковый и светлая охра. Страстно работая на природе и варьируя замесы по цветовому тону, живописец махнул кистью, не заметив, как замазал муху, а я внимательно разглядывая мазки, не заметила, как отковырнула… муху с лапками, брюшком, головкой. Потом одумалась, что наделала: смахнула македонскую муху. Она же была историческим свидетелем живописного действа. Историческим сознанием наделён и наш герой, на которого мы посмотрим шире, чем обычно.

Наш рассказ не сказка и не миф, а конкретная история. Пращур Андрея появился на вятской земле, как воевода в 1640 году. Во времена царя Михаила Фёдоровича Романова, заботясь об укреплении земель государства, послали к нам воеводой Семёна Михайловича Глебова, оставившего здесь своего сына. В старой Вятке и ближнем городке Орлове Глебовы пребывали в родстве с Хохряковыми, Поповыми, Рязанцевыми. Например, иконописцем слыл Егор Петрович Хохряков, золотошвейкой в Преображенском женском монастыре - Наталья Петровна Глебова, в замужестве Хохрякова. Золотошвейками были Анна Ивановна Попова, в замужестве Рязанцева, и её дочь Афанасия Александровна Рязанцева, в замужестве Хохрякова. Эти рукодельницы своими художественными работами подавали пример внуку и сыну Николаю Хохрякову, мастеру светской поэтичной живописи в 19 -20 веках.

В новое время, в начале ХХ века учительница Александра Яковлевна Глебова, дочь родовитых земцев, в селе Великорецком Орловского уезда вышла замуж за разночинца Шпака Анатолия Алексеевича, служившего учителем рисования в земском училище. В образованной семье сложился интерес к книге, литературе и искусству. В браке родилось семеро детей, в том числе младшая дочь Фаина. Фаина Анатольевна Шпак (1906-1984) сохранила фамилию отца и унаследовала его гены. Будучи творческой натурой, трудолюбивая, общительная Фаина и её муж Алексей Петрович Широков (1908-1943), родившийся в фабричном посёлке Кордяга Зуевской волости Слободского уезда, окончили Академию художеств в Ленинграде в 1939 году. Вернувшись в Киров с двумя детьми Инной и Евгением, они составили основу уже существовавшего творческого союза художников. Сейчас в Вятском художественном музее имени В.М. и А.М. Васнецовых хранятся десятки их произведений, скульптурных, живописных, графических.

Обращает на себя внимание портрет Фаины Анатольевны, написанный Алексеем Петровичем: яркий, солнечный, тёплый по колориту. Когда Алексей погиб на фронте в 1943 году, Фаина Анатольевна начала лепить скульптуру и первая её пластическая композиция «Отчаяние» очень красноречива. Сорок лет, живя без мужа, Фаина Шпак сражалась с этой жизнью одна. Растила детей, писала большие полотна, лепила, ваяла из дерева и гранита – находила смысл жизни в творчестве. Целеустремлённый интеллектуал сын Евгений стал кораблестроителем и жил в Ленинграде. Появление произведений Инны в искусстве 1960 -х в Кирове современники сравнивали с падением Тунгусского метеорита. Инна Широкова щеголяла по Вятке в рукотворных нарядах подобно средневековым золотошвейкам. Она без устали писала праздничные колоритные картины, которые запоминалась сразу и навсегда в любом городе страны – Москве, Риге, Новосибирске, Сыктывкаре….Неслучайно И.А.Широкова (1937- 2019) является заслуженным художником РСФСР.

Родовая фамилия Глебовых жива была примерно три века. Когда рождаются девочки, род существует и дольше, но с другой фамилией. От Глебовых произошли Шпак и Широковы. Сыну Инны Алексеевны Андрею повезло – у него два сына, тоже художники Широковы. У Алексея Андреевича родились сын Илья и дочка Настенька, они любимые модели дедушки, живописца Андрея Широкова.

Картина "Букет для бабули", Андрей Широков, заслуженный художник России
Картина "Букет для бабули", Андрей Широков, заслуженный художник России

По воле небес Андрей Михайлович Широков появился на свет ровно через 90 лет, день в день, после рождения известного вятского пейзажиста Аркадия Александровича Рылова, родом из села Истобенское Орловского уезда. А.А. Рылов (1870-1939) удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. Почти век их отделяет и сразу находится общее между ними: безграничная любовь к природе и животным, они оба однолюбы, хотя бывали заграницей, но считали себя неотделимыми от Вятской земли. Каждый в своё время дарил произведения в Вятский художественный музей, уважал живописца Николая Хохрякова. Оба они, Рылов и Широков, неисправимые романтики.

По крови Андрей, несомненно, ближе своему деду и бабушке, он наследник их реалистической школы живописи. К сожалению, творчество Алексея Петровича из-за войны представляется не так полно, о размахе выпускников академии художеств можно судить по наследию Фаины Анатольевны. Она освоила исторический, бытовой, портретный жанры в живописи, а также в скульптуре, портретной и даже символической с глубоким обобщением. Ф.А.Шпак - автор многих монументальных произведений для садов, парков, площадей, мемориальных комплексов и декоративных ледовых скульптур.

Картина "Портрет Инны Широковой", Андрей Широков, заслуженный художник России. Из собрания Вятского художественного музея.
Картина "Портрет Инны Широковой", Андрей Широков, заслуженный художник России. Из собрания Вятского художественного музея.

Инна Алексеевна не удерживалась в рамках традиции. Экстравагантность её сильной личности диктовала, неожиданные ракурсы и смелые образы. Отсюда контрасты формы, колорита, пристрастие к театру, народному языку в живописных композициях. В краеведческой литературе встречаются свидетельства, что в 1860-е годы и Вятке директором мужской гимназии был её родственник Иван Михайлович Глебов, который вывел гимназию в число передовых учебных заведений России. Тогда вятских мальчиков после окончания гимназии принимали в Казанский университет без вступительных экзаменов. Известно, что самое жёсткое наказание в гимназии было: директор собственноручно мог высечь розгами виновного. Вот такие они разные Глебовы-Шпак-Широковы, но всегда преданные своему делу, ответственные и трудолюбивые с широким кругом интересов. Андрей Михайлович более гармоничный, скромный, нежный человек и художник.

Сейчас Андрею Михайловичу предстоит выставка в Музее истории народного образования, где он покажет портретную галерею. Его портретные работы связаны изображением родных и соседей, женщин и детей, художников и коллекционеров. А в конце 2025 года выставка произведений всей династии будет посвящена 120-летию со дня рождения заслуженного художника РСФСР Фаины Анатольевны Шпак. Она состоится в выставочном зале художественного музея.