Найти в Дзене
Университет «Дубна»

«Сколько помню предыдущие Школы, момент закрытия и прощания очень эмоциональный»

Узнать о Дубне из энциклопедии, стать специалистом по математике и ИТ, работать в авиастроении и популяризировать науку среди школьников? Такой насыщенной биографией может похвастаться выпускник магистратуры 2025 года Василий Беляков. Он не только совмещает работу и преподавание, но еще и является соорганизатором одного из самых масштабных летних мероприятий ГУД – Летней школы «Физика. Математика. Информатика». Сегодня мы беседуем с ним и выясняем, почему важно и нужно звать школьников провести часть лета в университете.

Василий Беляков
Василий Беляков


– Расскажите немного о себе. Откуда вы, на кого учились?

– Я из подмосковной Электростали. Бакалавриат я окончил по специальности «Информационные системы и технологии» и профилю «Безопасность информационных систем», а в магистратуре изучал прикладную математику и информатику.

– А что стало причиной поменять направление в магистратуре?

– Это больше совпадало с профилем моей работы в ОКБ «Аэрокосмические системы». А также были интересны новые, дополнительные знания. Сейчас я системный аналитик группы математического моделирования: работать начал с 3-го курса.

– Каким образом вы попали в Дубну?

– Как раз после Летней школы. О ней я узнал почти случайно – от завуча и учителей моей школы. Мне предложили поехать, и я согласился. Приехал, влюбился в город, в людей, в университет и остался. Семь лет спустя я по-прежнему «варюсь» в Школе: она у меня уже 4-я по счету. На одной я был участником, три помогал организовывать.

– А был ли у вас выбор между вузами?

– Да, я сдал ЕГЭ на достаточно неплохие баллы. В принципе, мог рассматривать разные вузы, в том числе московские. Но Дубна всегда была в приоритете.

– Вас интересовала информатика?

– Скорее ее стык с физикой и математикой. Это как раз то, чем я сейчас и занимаюсь.

– Если говорить о Школе, то изменилось ли что-то в содержании, расписании учебы с тех пор?

– Разумеется, поменялось очень многое. Но одно осталось неизменным –насыщенное расписание с утра до вечера, практически без свободного времени. Это реальное погружение на 10 дней в студенческую жизнь. Мастер-классы и проекты обновляются: вуз идет в ногу со временем, осваивает новые технологии, показывает их и применяет новые инструменты. Это отражается в мастер-классах Школы, тематике проектов.

Василий Беляков коллегами по летней школе: руководителем Яниной Смирновой и одним из оранизаторов Юлией Вазенмиллер, 2025
Василий Беляков коллегами по летней школе: руководителем Яниной Смирновой и одним из оранизаторов Юлией Вазенмиллер, 2025

– Каким образом вы стали работать в Летней школе?

– В первый раз, когда я еще был студентом, было интересно посмотреть на это событие с другой «стороны баррикад». Ну а потом зацепило. Школа дарит очень сильные эмоции. И даже несмотря на то, что под конец все организаторы и вожатые уставшие, ищут уголок, где приткнуться поспать, а каждый год говорят, что это была их последняя «смена», то через год моменты усталости забываются и остаются только теплые воспоминания, которые снова приводят сюда.

– А бывает так, что одни и те же люди принимают участие в работе Школы из года в год?

– Да, например, у нас было две Школы, где практически не менялся состав. Ну, а потом уже в дело вступила жизнь, всех раскидало. Сейчас нас двое – тех, кто остался с моих первых Школ.

Василий Беляков c вожатыми и участниками Летней школы, 2025
Василий Беляков c вожатыми и участниками Летней школы, 2025

– Ощущается ли разница между поколениями за эти годы ведения Школы?

– Разница, если есть, то неявная. Здесь универсальный метод – относиться к участникам не как к школьникам, а как к своим младшим товарищам. У нас устанавливаются достаточно доверительные отношения на уровне старшекурсников с младшекурсниками. И именно разницу в уровне образования – школа и университет – мы отметаем. Раз мы все в университете сейчас, то мы все студенты на эти 10 дней.

– Используете ли вы какие-то методы или подходы к работе с участниками?

– Где можно применить индивидуальный подход, он, безусловно, применяется. Но существуют правила Школы и есть четкий распорядок. Это правила игры, которые все должны соблюдать.

Василий Беляков на мастер-классе по физике в Летней школе, 2025
Василий Беляков на мастер-классе по физике в Летней школе, 2025

– И штрафные санкции понятны.

– Да, но они играют роль не серьезного воздействия, а вызывают досаду, что их можно было избежать. Соблюдать правила – это несложно.

– Вы сами проводите лекции или семинары?

– Я был вожатым. И несколько лет подряд выступал с собственным проектом, связанным с математикой и моделированием. Сейчас я организатор и читаю лекции по математике. Я стараюсь так построить их, чтобы они были интерактивными. Это что-то среднее между лекцией, где дается материал, и семинаром, где материал разбирается. Именно на таких мероприятиях отклик аудитории – самое главное.

Василий Беляков проводит лекцию на Летней школе, 2025
Василий Беляков проводит лекцию на Летней школе, 2025

– Вы сказали, что работаете в ОКБ, а преподаете ли в университете?

– Да, я ассистент кафедры информационных технологий.

Василий Беляков проводит лекцию на Летней школе, 2025
Василий Беляков проводит лекцию на Летней школе, 2025

– И как вписывается в плотное расписание Летняя школа?

– Я взял под нее отпуск. Отдохну потом четыре дня.

– И как вы справляетесь с усталостью?

– Усталость накапливается, но пока ее нет, темп взят. В нем и двигаешься. Важно много не расслабляться, а то потом можно не собраться.

– Планируете ли поступать в аспирантуру?

– Да, в ближайшую неделю отношу документы. Это знания, саморазвитие. Человек учится и развивается всю жизнь. Здесь для этого созданы условия.

– Накопив большой опыт работы в Летней школе, предлагаете ли какие-то изменения в ней, например, темы, правила?

– Обновляем тематику и расписание. Так как я был участником, то видел недочеты, которые потом смог исправить. Сейчас вносим изменения, в том числе на основании обратной связи от детей. Получаем ее – возникают какие-то аналогии со временем своего участия, рождаются идеи, как можно сделать лучше.

– Как считаете, Летняя школа будет продолжать работу?

– Сейчас это девятая по счету Школа. В следующем году – юбилейная, десятая. Я надеюсь, что она будет. Надо продолжать.

На лекции Василия Белякова на Летней школе, 2025
На лекции Василия Белякова на Летней школе, 2025

– Говоря об обратной связи, как вам кажется, она позитивная?

– На текущий момент нынешней Школы, мне кажется, в большинстве случаев участники довольны. Но очень многое покажут последние дни. Сколько помню предыдущие Школы, момент закрытия и прощания очень эмоциональный. И, как бы грустно и парадоксально это не звучало, но на этот результат мы и работаем.

– Установление крепкой связи?

– Она остается и поддерживается дальше. Я знаю очень много о судьбе тех ребят, которые когда-то были в отрядах или жили с нами буквально в соседних комнатах. Мы до сих пор следим за их судьбой, переписываемся, общаемся.

– А есть ли цель, чтобы участники поступили в наш вуз?

– Задачу Школы вообще можно сформулировать как профориентационную, популяризаторскую. И это деятельность по привлечению новых абитуриентов. Действительно, достаточно много участников поступают к нам после окончания 11-го класса.

– И, как вам кажется, дети воспринимают науку? Интересно ли им?

– Мне кажется, популяризация работает. Например, для меня Дубна, когда я учился в школе, была непонятным закрытым городком, о котором я узнал благодаря энциклопедии. В разделе на букву «С» увидел страшное слово «синхрофазотрон». Потом прочитал про Дубну, ее историю и чуть больше стал знать, потом попал на Летнюю школу.

А здесь дети прикасаются к настоящей науке, видят то, о чем раньше только читали. Например, в нашей программе есть экскурсии в ОИЯИ, где можно оказаться рядом с ярмом синхрофазотрона – уникальный опыт.

Много мастер-классов доносятся на простом языке, но это те вещи, которые не расскажут на школьных уроках. Это программа уже бакалаврская, магистерская и выше. А еще лабораторное оборудование университета намного профессиональней и разнообразней школьного.

Помимо популяризации науки и профориентационной работы мы рассказываем о направлениях подготовки вместе с компаниями-партнерами. Ведь детям очень сложно в 10–11 классе понять, кем они будут. А здесь есть возможность послушать тех, кто реально занят той или иной профессией, и уже более осознанно выбрать.

На лекции Василия Белякова на Летней школе, 2025
На лекции Василия Белякова на Летней школе, 2025

– Обязательно ли иметь высокий уровень знаний школьнику, чтобы участвовать в Школе?

– Скорее важно уметь эти знания применять. Самый простой пример: на Летней школе есть проекты. По ним работает команда. Внутри нее разделение ролей: кто-то берет на себя теоретическую часть, кто-то практическую, кто-то занимается оформлением, а кто-то может не разбираться целиком в теме, но берет на себя одну из важных функций – защиту, презентацию. Это, как мне кажется, большаячесть и ответственность – представлять перед комиссией результат работы за эти десять дней.

– Нынешний руководитель Летней школы Янина Смирнова рассматривает вас как своего преемника на этом посту, так ли это?

– На текущий момент – как одного из главных своих помощников, а в дальнейшем видно будет.

Текст: Юлия Цепилова

Фото: Юлия Цепилова