Есть пациенты, которые являются верующими или суеверными людьми. Некоторые обращаются к гадалкам или верят в прошлые жизни, в вещие сны и приметы. Этот материал пациенты нередко приносят на сессию, и мне приходилось сталкиваться на супервизиях с тем, что терапевтов такой материал злит и ставит в тупик. Специалисту может быть непонятно, что делать с подобным материалом. Поэтому порой психологи могут конфронтировать с пациентом, пытаясь тем самым показать, что этим темам нет места на психоаналитическом сеансе.
Но как же все-таки работать с таким материалом?
Первое, что стоит донести до пациента, — это то, что терапевт не оспаривает его реальность, но предлагает взглянуть на нее с другой точки зрения, тем самым дополнив ее. Важно не пытаться отрицать и обесценивать подобный материал пациента. Это такой же материал, как и любой другой, и он имеет право на то, чтобы быть представленным на аналитической сессии. Однако мы, как терапевты, необязательно должны его интерпретировать, если не понимаем, о чем он.
Но все-таки чтобы облегчить себе работу с мистическим темами, нужно понимать,что они могут означать с точки зрения бессознательного.
Основываясь на внутреннем представлении, Бог — это образ идеализированного отца, так же, как Богородица — это образ идеализированной матери. Если пациенту сложно опираться на своих реальных родителей, когда внутренние родительские объекты ненадежные или ненавистные или когда они вызывают слишком много противоречивых чувств, он пытается найти другой объект, на который мог бы опереться. И тогда такими объектами становятся религиозные персонажи.
Когда пациент говорит о прошлых жизнях, это может быть отсылкой к внутриутробному периоду, младенчеству и раннему детству — то есть тому времени, о котором пациент ничего не помнит. Также идея прошлых жизней нередко связана с желанием пациента быть кем-то другим или жить в альтернативной реальности. Обсуждение того, кем человек представляет себя в прошлой жизни, может дать много интересного материала об идеальной жизни пациента или его тайных мечтах.
То же самое с приметами. Практически любую примету можно рассматривать с точки зрения символического смысла, который легко в ней прочитывается. Например, если пациент рассказывает вам, что его огорчило, когда он встретил по дороге на сессию женщину с пустым ведром, то можно предположить, что женщина с пустыми ведрами символизирует мать с пустой грудью. Так пациент может бессознательно воспринимать своего аналитика.
Но при работе с этим материалом стоит помнить, что есть пациенты, функционирующие на психотическом уровне, с которыми не стоит уходить слишком глубоко в воображаемую реальность, как мы это делаем с невротическими пациентами. Подобный подход может быть чреват еще большим ослаблением связи с реальностью для пациента. При этом с невротическим пациентом опасаться нечего — , мы можем совершенно спокойно исследовать его фантазии по поводу любых мистических категорий.
Поделитесь, часто ли вы сталкиваетесь с мистическим материалом у ваших пациентов?
Автор: Ирина Калинина
Психолог, Психоаналитический терапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru