23 июля 2025 года вступил в силу Федеральный закон № 236-ФЗ, вносящий существенные и принципиально важные изменения в статью 19.4.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ(«Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля»). Эти поправки напрямую затрагивают интересы всех хозяйствующих субъектов, взаимодействующих с контрольно-надзорными органами и требуют самого пристального внимания со стороны руководителей и юристов компаний, так как значительно расширяют сферу потенциальной ответственности.
Суть изменений: От «проверок» к «мероприятиям»
Главная новелла закона – кардинальное расширение понятия того, чему нельзя препятствовать или от чего нельзя уклоняться. Раньше статья 19.4.1 КоАП РФ фокусировалась на проверках. Теперь же действие статьи распространяется на любые контрольные (надзорные) мероприятия (КНМ). Термин "проверки" заменен на термин КНМ.
Это не просто редакционная правка. Законодатель сознательно уходит от узкого понятия "проверка" (которая ассоциируется с плановыми/внеплановыми выездными или документарными мероприятиями) к максимально широкой категории "контрольных (надзорных) мероприятий".
Что теперь охватывается термином КНМ?
Законодатель счел необходимым прямо определить этот термин в самом тексте статьи 19.4.1 КоАП РФ через новое примечание. Согласно ему, под КНМ понимаются любые виды мероприятий, осуществляемых в рамках:
- Любого вида государственного контроля (надзора).
- Муниципального контроля.
- Реализации иных контрольных (надзорных) функций, возложенных на должностных лиц федеральными законами или актами Президента/Правительства РФ.
Важно: Примечание прямо указывает, что КНМ включают в себя, но не ограничиваются:
- Проверками (выездными и документарными);
- Специальными режимами государственного контроля (надзора) (например, постоянный (непрерывный) контроль, риск-ориентированный надзор вне рамок конкретной проверки, мониторинги, дистанционный контроль, автоматизированный сбор данных и т.д.).
- Любыми иными действиями должностных лиц, направленными на выполнение их контрольных полномочий в рамках установленных функций (например, запрос документов, требование предоставить доступ на территорию или к оборудованию, проведение обследований, отбор проб, получение объяснений и т.д. – если эти действия прямо предусмотрены как форма КНМ в соответствующем законе или положении о виде контроля).
Практические последствия для бизнеса: Серьезное ужесточение ответственности
- Значительное расширение зоны риска: Теперь любое действие (или бездействие), расцененное как воспрепятствование или уклонение не только от проверки, но и от любогозаконного КНМ (даже самого небольшого, вроде запроса информации или доступа для осмотра и любые другие действия, предусмотренные законом или Положением о виде контроля как форма КНМ), может повлечь административную ответственность.
- Увеличение круга контролирующих органов: Практически любое взаимодействие с представителем огромного числа контролирующих органов (государственных и муниципальных), а также иных должностных лиц, наделенных контрольными функциями по ФЗ или актам Президента/Правительства, теперь потенциально подпадает под действие этой статьи. Неосторожные действия сотрудников компании в ответ на любое законное требование инспектора могут привести к штрафу.
- Повышенные требования к правовой грамотности: Необходимо четко понимать, какие именно действия инспектора конкретного ведомства отнесены его ведомственными нормативными актами (Положениями о виде контроля, административными регламентами) к КНМ. Незнание этих документов – правовой риск.
Рекомендации для предпринимателей и организаций:
- Проведите правовой аудит: Проанализируйте все виды контроля, которым подвержена ваша деятельность. Изучите обновленные Положения о каждом виде контроля и регламенты, чтобы четко понимать, какие действия инспекторов теперь являются КНМ.
- Обновите внутренние инструкции: Пересмотрите регламенты взаимодействия с контролирующими органами с учетом расширенного понятия КНМ. Четко пропишите алгоритмы действий при любых КНМ, включая запросы информации, доступ для осмотра и т.д. Обучите ответственных сотрудников. Особый акцент – на действиях при получении запросов, уведомлений о визитах, требованиях доступа вне формальных проверок.
- Тщательно проверяйте полномочия: При любом контакте с представителем контролирующего органа первым действием должно быть требование предъявить служебное удостоверение и документ, подтверждающий полномочия на проведение конкретного КНМ (приказ о назначении проверки, распоряжение о проведении мониторинга, рейд и т.д., со ссылкой на норму закона/регламента).
- Не игнорируйте запросы: Даже если поступивший запрос информации или уведомление о визите для осмотра не являются частью «полноценной» проверки, отказ или уклонение от взаимодействия могут быть расценены как нарушение ст. 19.4.1 КоАП РФ.
- Фиксируйте все: Документируйте все взаимодействия с контролирующими органами (время, место, присутствующие лица, суть требований, предъявленные документы, предоставленные сведения). Это может быть критично при возможном оспаривании действий инспектора или привлечении к ответственности.
- Проконсультируйтесь с юристом: В спорных ситуациях, особенно когда законность требования или отнесение действия к КНМ вызывает сомнения, оперативно обращаться за юридической поддержкой. Не стоит вступать в конфронтацию на месте.
Заключение:
Федеральный закон № 236-ФЗ усилил ответственность бизнеса за взаимодействие с контрольно-надзорными органами на всех уровнях и в рамках любых законных мероприятий. Игнорирование новых требований чревато значительными штрафами.