Найти в Дзене

Анна Монс — как простушка стала первой любовницей императора

Стоит только представить: ночь, Немецкая слобода укутана в таинственный полумрак, шёпот за окнами — — Это она… Анна Монс… Такая ли уж простушка — или умела затмить столичных красавиц? Имя её словно разлитое вино — вскипает, захватывает. Почему? Да потому, что она стала первой большой любовью Петра — мальчишки-царя, будущего великого императора, который в свои семнадцать был не менее загадочен, чем она сама. Обычно – короны, титулы, портреты в золочёных рамах… А тут — просто девушка, дочка иностранца, ещё и не из высшего света! Как такое случилось на фоне кремлёвских интриг и боярских домостроев? Почему её образ, лишённый даже портрета, тревожит умы три века спустя?.. В самом сердце Немецкой слободы — Москвы конца XVII века — стоял дом Монсов. Иоганн Монс, отец Анны, был вовсе не ювелиром, как ошибочно полагают некоторые досужие комментаторы, а виноторговцем — честным западным купцом. Его лавка пропахла сырой древесиной и дорогим, терпким вином, его дом был наполнен немецкими песнями, п
Оглавление

Загадочная фигура первой любви Петра I

Стоит только представить: ночь, Немецкая слобода укутана в таинственный полумрак, шёпот за окнами —

— Это она… Анна Монс…

Такая ли уж простушка — или умела затмить столичных красавиц?

Имя её словно разлитое вино — вскипает, захватывает. Почему? Да потому, что она стала первой большой любовью Петра — мальчишки-царя, будущего великого императора, который в свои семнадцать был не менее загадочен, чем она сама.

В иллюстративных целях. Загадочная фигура первой любви Петра I - Анна Монс. Нарисовано нейросетью.
В иллюстративных целях. Загадочная фигура первой любви Петра I - Анна Монс. Нарисовано нейросетью.

Обычно – короны, титулы, портреты в золочёных рамах… А тут — просто девушка, дочка иностранца, ещё и не из высшего света!

Как такое случилось на фоне кремлёвских интриг и боярских домостроев? Почему её образ, лишённый даже портрета, тревожит умы три века спустя?..

Происхождение и детство Анны Монс

В самом сердце Немецкой слободы — Москвы конца XVII века — стоял дом Монсов. Иоганн Монс, отец Анны, был вовсе не ювелиром, как ошибочно полагают некоторые досужие комментаторы, а виноторговцем — честным западным купцом.

Его лавка пропахла сырой древесиной и дорогим, терпким вином, его дом был наполнен немецкими песнями, переливами смеха и строжайшей материнской моралью — всё по католическим обычаям. Братья, сёстры, смотрящие в будущее иначе, чем московские соседи.

В иллюстративных целях. Семья Монсов, любящая свободу, дерзость и веселье. Нарисовано нейросетью.
В иллюстративных целях. Семья Монсов, любящая свободу, дерзость и веселье. Нарисовано нейросетью.

Анна выросла в этой атмосфере межкультурности, шумной, свободной и упрямой. Она знала, как отвечать на вопрос с дерзкой интонацией и смотрела в глаза взрослым, не опуская взгляд в пол, как подобало в старорусских палатах.

Рассказывали: Монсов дом был совсем не роскошным — но люди в нём всегда были разные, шумные, со своими историями и мечтами о дальних землях…

Разве такую не заметишь?

Судьбоносное знакомство с Петром Алексеевичем

История будто шепчет через века: февральский вечер, царь Петруша идёт к старому другу — Францу Лефорту, капитану, наставнику, с которым делятся тайнами и винами.

Барон, улыбаясь, подталкивает Петра в этот вихрь немецкой жизни:

— Вон Анна, дочка Монса, не робей — посмотри на неё…
В иллюстративных целях. Первая встреча Анны Монс и Петра Великого. Нарисовано нейросетью.
В иллюстративных целях. Первая встреча Анны Монс и Петра Великого. Нарисовано нейросетью.

Анна — чуть младше самого Петра, около двадцати, он — только-только повзрослевший царь, чужой и свой между двумя культурами. В ней нет столичной пыльной манерности, зато есть лёгкость, смех, живой взгляд.

И всё. И зацепил.

— Вам не надоело жить скучно? — смеётся Анна.

В глазах царя искры — он давно такого не видел дома. Притяжение, мгновенное, никуда не деть. Всё остальное — уже детали…

Как простушка стала первой любовницей царя

Петру наскучили московские обычаи: косынки, тёмные хоромы, вечная строгость. Его молодая жена Евдокия Лопухина — добра, покорна, но чересчур предсказуема…

Анна же — будто воздух свежий после грозы. Она не боится голосов, не выказывает рабской учтивости, не отводит глаз — воплощённый вызов старому укладу.

В иллюстративных целях. Встречи Анны Монс и Петра Великого. Нарисовано нейросетью.
В иллюстративных целях. Встречи Анны Монс и Петра Великого. Нарисовано нейросетью.

Дом Монсов — это европейская мини-страна с разговорами о модах, винах, музыке и политике… Споры, игры, танцы. И в этом новом мире Пётр чувствует себя не царём, а просто человеком.

— Какая девушка! — удивлялись те, кто встречал Анну впервые.

Анна — другой воздух Москвы. И даже если бы бояре и матушки срывались на крик, царь был увлечён по-настоящему.

Любовь случается внезапно — в этом оба виноваты.

Долгие годы отношений и влияние на Петра Великого

Двенадцать лет — столько длилась эта связка судеб. Не просто связь тайных визитов, но и разговоров о жизни, о будущем, о том, какой должна стать Россия.

Анна Монс в эти годы не раз становилась настоящей тенью Петра, частью его нового, европейского мира. Она позволяла ему быть собой, не царём, а человеком с желаниями и мечтами.

Пётр всерьёз думал — а не развестись ли с Евдокией и не сделать ли Анну супругой? Но… мать, строгий двор, боярские страхи. Царь не мог переступить через традицию — ещё не тогда.

Анна ждала и надеялась, но — царский выбор всегда труднее простого человеческого.

Тени измены и падение фаворитки

Но даже сказки не длятся вечно...

Анна — женщина страстная, глубокая, с амбициями. Краем уха Пётр слышит слухи: саксонский дипломат Кёнигсмарк увивается за Анной, она отвечает на письма. Разумеется, ревность. Разумеется, скандал.

Пётр в ярости:

— И ты, Анна?..
В иллюстративных целях. Разлад в отношениях Анны Монс и Петра I. Нарисовано нейросетью.
В иллюстративных целях. Разлад в отношениях Анны Монс и Петра I. Нарисовано нейросетью.

Любовь уступила место подозрению. Домашний арест, упрёки, слёзы ночами.

Хроники утверждают: Анна кается письменно, историки до сих пор находят письма, хранящие эту драму.

И драма, конечно, была настоящей…

Новые отношения и завершение романа

Жизнь не замерла.

Пётр понял: отпустить — значит всё закончить красиво, но честно.

В жизнь Анны приходит новый посланник — прусский, важный, в меру светский — Вильгельм Кейзерлинг.

Пётр дает согласие на этот брак — шумный когда-то роман теперь завершался почти формально, простым разрешением.

Свадьба прошла сдержанно, без особых празднеств — уже никто не ждал чудес.

Но счастья не получилось. Кейзерлинг быстро умер, Анна осталась одна. Болезнь, уныние, одиночество.

В 1714 году Анна Монс умирает в возрасте около сорока лет. Этот рубеж — почти незаметный для громких летописей, но для памяти — вечный символ завершения эпохи.

Мифы вокруг Анны Монс и реальная судьба

Потом началось самое интересное — мифы, слухи, путаница.

Кто-то приписал Анне судьбу Марии Гамильтон — будто Пётр отдал её палачу за измену (это ложь!).

Кто-то утверждает — мол, она вернулась к Петру в последние месяцы. Но нет: как тихо исчезла — так и погасла.

Портреты её не сохранились — быть может, намеренно: новая Россия не спешила брать прошлое в новые залы. Не ценили любовниц?.. Ценили меньше, чем жен, но иногда говорили о них больше!

Художники, писатели, историки три столетия лепят из Анны то ангела, то беса. Правда — где-то между строк переписки, забытым письмом, обрывком семейной хроники.

Но образ не исчезает…

Как простушка из Немецкой слободы стала первой и единственной большой любовью Петра I

Так в чём секрет, спросите вы?

Выйти из заштатной Немецкой слободы и стать не просто любовницей, а первой — навсегда! — женщиной в сердце великого царя.

Анна Монс не вела войск, не творила законов, не была даже знатна — но именно она, простая виноторговская дочь, изменила сам воздух вокруг Петра.

Без Анны, пожалуй, не было бы того Петра, который поверил в Европу и собственное право на выбор.

Любовь — штука своевольная… Цари ломают судьбы, но и их судьбы порой зависят от простой, живой девушки, которая умеет смотреть в глаза.

Чёрт возьми, иногда история творится не там, где сверкают мечи. Часто она начинается дома — в шумном доме, пахнущем западным вином…

Читайте также другие статьи канала:

Благодарю, что дочитали до конца!

Не забудьте подписаться на канал! Ваши лайки и комментарии помогают развитию канала.

Желаю здоровья, стойкости и мудрости!