Найти в Дзене
Этобаза

От ледника к мегаполису: кто жил на месте Москвы до москвичей и дал название городу?

Оглавление

...Представь себе, читатель, то самое место, где ныне стоит величайший мегаполис России . А ведь оно и до основания тут города отнюдь не пустовало...

Охотники и собиратели: первые москвичи

-2

Первые люди появились на месте Москвы задолго до 1147-го года, когда Юрий Долгорукий тут свой градок мал основал. Еще когда едва отступил из здешних мест могучий ледник-великан.

  • Именно тогда, около двадцати тысяч лет назад, сюда пожаловали с юга бродячие охотники-собиратели да рыбаки, вооруженные нехитрыми орудиями из костей да камня. Бродили они неприкаянно среди первых проталин ледника, под багровым солнцем восходящей новой эры цивилизации. И знать не знали, ведать не ведали, что великое станется с их родными местами спустя тысячелетия...
-3

За 5 тысяч лет до нашей эры в Москву приходят уже худо-бедно развитые племена - льяловской и волосовской культур. Возможная их ныне сохранившаяся далекая родня по крови - малочисленные саамы, живущие ныне на стыке границ России, Финляндии да Норвегии. Заселяли эти племена территории современного Серебряного бора, парка Коломенское, Покровского бульвара. Прятались от непогоды в нехитрых землянках, ловили рыбу примитивным крючками.

Индоевропейцы - наши далекие предки

-4

А вот примерно около 2 тысяч лет до Рождения Христа в будущую Москву пожаловали уже первые наши родственники по индоевропейской линии. Зародившиеся в степях юга России индоевропейские племена культуры шнуровой керамики и боевых топоров.

-5

Эти парни знали уже первые начатки земледелия, разводили скот, изготавливали отличные украшения из меди да бронзы. Хотя еще не строили постоянных поселений, предпочитая жизнь бродяжую. И стали общими предками для славян, балтов, кельтов, германцев.

Из культуры шнуровой керамики и боевых топоров на просторах центральной Руси выделились племена особой Фатьяновской культуры. Первые, можно сказать, особо развитые москвичи. Неудивительно: ведь современные русские в значительной мере - прямые потомки фатьяновцев. Относятся к той же "арийской" гаплогруппе R1a, что и древние представители Фатьяновской культуры.

-6

Финны да балты

-7

Впрочем, за 500 лет до нашей эры фатьяновцев сменили прибывшим с Урала племенами дьяковской культуры. Финно-угры, возможная родня древнему летописному племя меря и современным марийцам. Отличные земледельцы и рыбаки, основавшие на месте Москвы первое постоянное поселение - так называемое Дьяково городище, что на территории современного парка Коломенское.

  • Всего в Москве обнаружено не менее четырех десятков городищ-памятников дьяковской культуры: Тушино, Боровицкий холм, Кунцево, Фили и многие другие. С круглыми полуземлянками, прятавшимися под надежной защитой деревянных частоколов.
-8

Рядом с дьяковцами поселились в начале нашей эры и пришедшие с запада балты - племена голяди, братья уничтоженных немцами пруссов Калининградской области, родня современным латышам да литовцам.

  • Именно голядь, скорее всего, дала свое название реке Москве-реке, по которой спустя века названа будет столица России... От балтского глагола mazgoti «мыть, полоскать», прямое указание на близость местности к воде, множеству мелких речек.

Балты и угро-финны жили на месте Москвы мирно - чего делить-то, всем местам хватит. И постепенно сливались в единую так называемую Мощинскую культуру (от села Мощино в Калужской области).

А вот и славяне

-9

А около IX-го столетия в Москву широкой волной прибывают наши предки - славяне-русичи. Причем идут сразу с двух направлений. С северо-запада - кривичи и ильменские словене, с юга — вятичи. Первые два племени славны в делах ремесленных да торговых, отличные дипломаты. Третьи - прирожденные непокорные воины.

  • Отсюда наверно и выковался уникальный характер московский, позволивший будущему городу стать центром огромного государства - тонкое сочетание умения производить да торговать с навыками громить силой слова или оружия любого врага...

Юрий против Кучко

-10

В XII-м веке на месте Москвы властвовал тот самый таинственный суздальский боярин Кучко: то ли русский, то ли балт, то ли угро-финн. А может и вовсе смешанный по крови типаж. Имя его выводит то от марийского кучкыж — «орёл» или кучык — «короткий», то от балтского Kuczke.

  • Юрий Долгорукий землицу в любом случае у Кучко любезно позаимствовал. И оценив выгодное стратегическое расположение здешних мест, основал тут у слияния Москвы-реки и Неглинной, повыше реки Яузы, на высоком Боровицком холме первую крепость.
-11

Интересно, что поначалу звалась крепость и Кучково - в честь того самого боярина, коего Юра то ли казнил, то ли честно мочканул в бою.

-12

Кстати, по сей день говорят москвичи иные: тень гордого боярина по-прежнему бродит темными безлунными ночами по Сретенке, обходя свои былые владения да горестно вздыхая.

  • Однако постепенно старое название в честь княжеского недруга забыто было. И на месте прежнего боярского владения вырос огромный град, что стараниями потомков Александра Невского уже к XV-му столетию объединил в руках своих всю северо-восточную Русь...
-13

Вот так и стоит гордо матушка Москва-златоглавая на фундаменте тысячелетий, помня всех: от древних пещерных охотников до славных воинов русских, превративших ее в подлинный новый центр православного мира.

  • В камнях и улицах московских по сей день живёт горячее дыхание ушедших эпох и народов, чей след вовсе не растворился в веках, а стал душой и сердцем великого русского города, что один у всей страны.