Найти в Дзене

«Бензин на обочине»: в России задумались о жёстком контроле за заправками на колёсах

Сначала вы просто видите табличку: «Топливо недорого», потом что-то вроде металлического ящика с колонкой, стоящего прямо у обочины или у старого склада. Ни тебе вывески, ни контроля, ни понимания, кто за это отвечает. Такие «мобильные» автозаправки в последние месяцы словно выросли из-под земли. А теперь к ним пришло внимание - не покупателей, а законодателей.

Инициативу ужесточить контроль за такими АЗС озвучил зампред комитета Госдумы по энергетике Юрий Станкевич. Повод - тревожные сигналы из регионов. Оказывается, контейнерные и передвижные заправки работают по всей стране… и не всегда по правилам.

Почему это стало проблемой?

Нестационарные АЗС - это заправки, которые не похожи на привычные станции. Часто они размещаются там, где удобно владельцу, а не безопасно для людей: у жилых домов, вдоль дорог, рядом с линиями электропередач. По оценкам некоторых экспертов, до 10% всего топлива в некоторых регионах уже продаётся именно через такие «точки».

Казалось бы, больше заправок, больше удобства. Но вот беда: мобильные станции оказались вне поля зрения Ростехнадзора, а значит, без должного контроля. Их работа регулируется лишь ГОСТами и «сводами правил», за исполнением которых, как признали сами депутаты, никто всерьёз не следит.

Кто за этим стоит?

Зачастую такие заправки открывают фирмы-однодневки, которые появляются и исчезают, не отвечая ни за качество топлива, ни за безопасность. Обходятся без норм по подключению к дорожной сети, нарушают экологические и противопожарные требования. И всё это - в условиях растущих цен на бензин и нервной обстановки на рынке.

-2

Показательно, что мобильные и контейнерные АЗС - не новая история. Ещё в 1990-х они были обычным делом, но потом ушли в тень с развитием крупных сетевых станций. Теперь же, на фоне экономии и дефицита, они снова выходят на сцену, но уже без внятных правил игры.

Что предлагает Госдума?

Вариантов несколько. От усиления контроля до полного запрета работы таких АЗС, если они нарушают нормы. Ожидается, что в ближайшее время вопрос вынесут на более широкий уровень обсуждения, с привлечением региональных властей, надзорных органов и представителей отрасли.

По мнению участников рынка, дальнейшее молчание может обернуться трагедиями. Всё-таки речь идёт о горючем веществе, которое в случае ЧП превращается из экономии в опасность.

Почему это происходит именно сейчас?

Параллельно с историей мобильных АЗС рынок топлива снова пошёл вразнос. Бензин Аи-95 подорожал до 76 330 рублей за тонну, приблизившись к рекорду 2023 года. С начала лета рост составил четверть цены. Даже более доступный Аи-92, хоть и немного подешевел, всё равно остаётся дорогим.

В таких условиях желание сэкономить и заправиться где попроще - понятно. Но, как показывает практика, простота и дешевизна в этой сфере могут быть мнимыми и дорого обойтись в будущем.

-3

Контейнерные и передвижные АЗС - это не просто удобство на обочине. Это лакмусовая бумажка состояния всего топливного рынка. Пока крупные сети считают копейки и борются с налогами, мелкие заправки заполняют пустоты, но часто без правил, лицензий и гарантий. Вопрос в том, стоит ли ради временного удобства рисковать безопасностью.

А вы что думаете? Пользовались бы мобильной заправкой, если бы оказались на трассе вдали от города? Или предпочли бы подождать, но доехать до проверенной станции?

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать важные темы.

Читайте также: