Найти в Дзене
Любители фэнтези

Отчёты о прочитанном. Первое полугодие 2025

Прочитанного фантастического и фэнтезийного за последние месяцы оказалось пугающе мало, но вот, вроде бы, накопилось на один длиннопост, а за лето, думается, наберётся ещё лёгкого чтива, и тогда продолжим. Второй роман из трилогии Уильяма Гибсона о Киберпространстве. В который раз поражаюсь, сколько из этого источника было использовано в других медиумах, в фильмах типа «Матрицы» и особенно в игре «Cyberpunk» - что в настольном 2020, что в компьютерном 2077. На сей раз не только мир книги напомнил игровой Найт-Сити, но и сюжет: в романе описывается боевая операция, схожая с той, которую предпринимает в игре банда Джонни Сильверхэнда в атаке на Арасака-тауэр. В Киберпространстве же появляются новые сущности, нечто вроде цифровых духов, которые очень хорошо ложатся на мифологию вуду… На очереди у меня финал трилогии «Мона Лиза овердрайв». А тут ещё недавно объявили о начале съёмок сериала «Нейромант» - буду ждать с нетерпением. Сборник с мистическими произведениями Р. И. Говарда. Особен
Оглавление
Прочитанного фантастического и фэнтезийного за последние месяцы оказалось пугающе мало, но вот, вроде бы, накопилось на один длиннопост, а за лето, думается, наберётся ещё лёгкого чтива, и тогда продолжим.

Граф Ноль

обложка от ЭКСМО
обложка от ЭКСМО

Второй роман из трилогии Уильяма Гибсона о Киберпространстве. В который раз поражаюсь, сколько из этого источника было использовано в других медиумах, в фильмах типа «Матрицы» и особенно в игре «Cyberpunk» - что в настольном 2020, что в компьютерном 2077. На сей раз не только мир книги напомнил игровой Найт-Сити, но и сюжет: в романе описывается боевая операция, схожая с той, которую предпринимает в игре банда Джонни Сильверхэнда в атаке на Арасака-тауэр. В Киберпространстве же появляются новые сущности, нечто вроде цифровых духов, которые очень хорошо ложатся на мифологию вуду… На очереди у меня финал трилогии «Мона Лиза овердрайв». А тут ещё недавно объявили о начале съёмок сериала «Нейромант» - буду ждать с нетерпением.

Сборник "Боги Бал-Сагота"

обложка от АСТ
обложка от АСТ

Сборник с мистическими произведениями Р. И. Говарда. Особенно впечатлил цикл о детективе Стивене Харрисоне, навеянный литературным сериалом «Фу Манчу» Сакса Ромера. О злодее Фу Манчу ничего не читал и знаком лишь по каким-то упоминаниям и пародиям, но вот за приключениями Стива Харрисона наблюдать было очень интересно. Герой сталкивается в основном с этническими преступными синдикатами, так что в произведениях о нём легко уловить нотки расизма – они, скорее всего, тянутся от первоисточника в лице Сакса Ромера, ведь этого британского писателя обвиняли в расизме, империализме и разжигании как раз за скандальный цикл о докторе Фу Манчу. Насколько понимаю, у Ромера доставалось в основном китайцам, а у Говарда противниками Харрисона выступают то монголы под предводительством зловещего «Повелителя Смерти» Эрлик-хана, то воинственные выходцы из Средней Азии, то креолы-вудуисты. Однако же «расизм» Говарда вовсе не так радикален, как можно подумать, – наряду с нагнетанием страха перед чуждыми культурами в этих произведениях просматривается и традиционное для писателя уважение к «варварству» и приверженности древним народным традициям, формирующим, по Говарду, сильный характер. Написано всё очень атмосферно, с долей той же мистики. Мне лично напомнило палп-цикл о Тени (тот, что экранизировали в 90-х с Алеком Болдуином в главной роли). Некоторыми персонажами произведения о Харрисоне связаны с романом Говарда (который, правда, редко признают романом, но тем не менее) «Хозяин судьбы» (он же «Лицо-череп» «Skullface»), а также, косвенно, с циклом об Эль-Бораке (напр. повесть «Дочь Элрик-хана»). Другие личные фавориты из сборника: «Дом Арабу», «Ужас из кургана», титульный «Боги Бал-Сагота» в новом переводе… да, так или иначе, все произведения хороши, в традиционном для Говарда стиле «кровь и гром». Книгу ещё можно найти в продаже. Рекомендую!

Немного ненависти

обложка от FANZON
обложка от FANZON

Недавно дослушал в аудио «Немного ненависти» Джо Аберкромби – первую часть из трилогии «Эпоха Безумия», продолжающей «Первый Закон». Признаться, дослушал с усилием, а уже приобретённые продолжения отложил в долгий ящик. Не моё от слова совсем. Аберкромби ввёл в свой старый фэнтезийный мир Земного Круга индустриальную революцию, элементы стимпанка, какие-то новые политические интриги… И всё это ещё при жизни героев первой трилогии, которые совсем недавно жили при нормальном средневековье, максимум где-то в самом начале эпохи ренессанса, если сравнивать с земной историей. При этом северные варвары у него по-прежнему живут как древние скандинавы или кельты родоплеменными общинами (кланами) – и их, ну надо же, по-прежнему никто не может завоевать, и они по-прежнему остаются мощной угрозой для королевств Союза. Добавить сюда не особо изысканный литературный язык, скудный экшон, механические описания сцен секса и почти полное отсутствие магии в заявленном «фэнтези» - и продолжать чтение хочется всё меньше. Повествование сосредоточено вокруг новых героев, но среди них нет ни единого, кто мог бы сравниться по харизме с хитроумным Глоктой, могучим Логеном Девятипалым или мстительной Монцкарро Меркатто. Какая же получилась фигня, какой смысл? Кажется, автор просто отрабатывал контракт с издательством на продолжения успешной первой книги. А тем не менее, права на экранизацию новой его книги – «The Devils» – приобрёл сам великий и ужасный Джеймс Кэмерон! «Дьяволы» - это первый роман автора вне цикла «Земного Круга», и по крайней мере есть надежда, что вырвавшись из заколдованного круга своей фирменной книжной серии, Аберкромби вновь обрёл вдохновение. «Эпоху Безумия» же вам рекомендовать не возьмусь. Дам шанс продолжениям, но пока повременю.

Имя Зверя. Ересиарх

обложка от АСТ
обложка от АСТ

И, чтобы закончить на мажорной ноте, - два сборника под одной обложкой польского фантаста Яцека Комуды о фэнтезийных приключениях средневекового поэта-авантюриста Франсуа Вийона. Подзаголовок так и гласит: "История жизни Франсуа Вийона, или Деяния поэта и убийцы".

Главный герой, Франсуа де Монкорбье, по приёмному отцу Вийон, – реальное историческое лицо, поэт из Парижа, живший в XV веке.

Был у Роберта Льюиса Стивенсона такой рассказ – «Ночлег Франсуа Вийона», где по сюжету поэт и вор, скатившийся на самое дно, пристыженный рыцарем, давшим ему ночлег, к финалу как будто осознаёт своё падение, кается и духовно преображается. Так вот, в цикле Комуды не будет ничего подобного. Его Вийон – это до конца изворотливый пройдоха и прелюбодей, раз за разом, однако, втягиваемый в приключения, где замешаны силы зла ещё более могущественные и опасные, с которыми ему приходится вступать в смертельное противоборство. Атмосфера средневековой Франции с мистическими загадками и чёрной магией, запутанные расследования оккультных преступлений, а также едкое и острое перо автора, дипломированного историка, не дадут вам заскучать. Всем любителям Сапковского (особенно «гуситской трилогии») и медиевалистических романов Умберто Эко – сюда. Рекомендую.

-------------

Что ж, пока о прочитанном - всё. Продолжение будет нескоро, но будет.

Спасибо, что читаете. Рекомендуем ознакомиться с другими нашими рубриками и статьями. Подписывайтесь, если интересно. И до новых текстов!

Заходите к нам в ВК - там больше тематических артов, киношных редкостей и длинных текстов.

Заглядывайте в Телеграм - там более свободное общение, личные впечатления от жанровых новинок, краткие обзоры и творческие планы.

А здесь можно почитать кое-какие художественные сочинения в любимом жанре.

#фэнтези #книги #литература #меч_и_магия