Представьте середина 90-х. Автомир России это в основном "классика" и первые "Самары". А тут бомба! Из подмосковного Чехова выкатывают Ниву но не простую, а ДИЗЕЛЬНУЮ! Да еще и с французским "сердцем" от Peugeot! ВАЗ-21215. Это было событие уровня прилетели инопланетяне. Сейчас, оглядываясь назад, хочется рассказать эту историю заново, без сухого официоза, а как есть с юмором, скрипом пластика и рокотом дизеля.
Зачем вообще это было нужно?
Тут все просто, как болт М12:
- Экспорт! Европа души не чаяла в дизелях (и сейчас чает). Обычная бензиновая Нива там продавалась неплохо, но дизель мог открыть новые рынки и кошельки. Расчет на западного покупателя, любящего внедорожники и экономичность.
- Экономия. Дизель жрет меньше. Для дальних поездок по просторам Родины и тем более для работы плюс.
- Момент! Крутящий момент у дизеля это святое для внедорожника. Тяни лямку с низов идеально для грязи и буксования.
Французский гость под капотом: XUD9SD
Сердце – Peugeot XUD9SD. 1.9 литра, атмосферник (без турбины), 65 л.с. – скромно, но момент хорош. Интересный технический нюанс: форкамерное зажигание. Холодный пуск? Тут не просто поворот ключа. Надо подождать 7-8 секунд, пока специальные свечи накаливания в форкамерах раскалятся докрасна (об этом сигнализировала лампочка на панели). Только потом – стартер, и салон наполнял этот неповторимый, немного тракторный, но бодрый рокот XUD! Звуковой фон – отдельная "песня", о ней позже.
Внешность: Пластиковый Карнавал на Нивовской Базе
Ох, и вид же был у тестового экземпляра!
- Колеса-спички: Главный "убийца" образа родные узкие колеса от обычной Нивы (175/80R16) с резиной ВлИ-10. На фоне здоровых пластиковых арок они смотрелись как зубочистки под богатырем. "Колосс на глиняных ногах" сравнение из оригинала было точным!
- Пластик, пластик, и еще раз пластик: Бамперы (серые, низкие), юбка порогов, накладки арок все из него. Плюсы: не гниет. Минусы: скрипело все, прогибалось от легкого пинка, а крепилось на видных всем саморезах! Технология "навесного монтажа" в чистом виде. Смотрелось... дешевенько и как-то временно.
- "Дизайн": Новым дизайн назвать язык не поворачивался. Старая добрая Нива, но в пластиковом "корсете". Хотя кое-что удалось:
Задняя дверь! Опущена до бампера! Низкая погрузочная высота – это был РЕАЛЬНЫЙ прорыв. Таскать тяжести стало в разы легче. Плюс вертикальные фонари на стойках и задний дворник в базе – хорошо! - Курьезы: Хромированные зеркала (архаика!) разворачивало ветром уже на 90 км/ч. Дефлектор на капоте (выглядел круто, как для турбины!) на самом деле просто гнал воздух в печку. Решетка радиатора с доп. фарами – норм.
Салон: Сиденья огонь! Остальное кошмарной сборки.
Внутри был раздирающий контраст:
- Сиденья от "Восьмерки" (ВАЗ-2108): Вот это был ВАУ-эффект! Регулировок море (продольная, наклон спинки, наклон подушки!). Посадка удобная даже для дяди Степы. Рычажки откидывания спинки пассажира с двух сторон (гениальная простота!). Боковая поддержка? Ну, намек был! Поясница не проваливалась. Лучшее в салоне, без вопросов.
- Сборка: "Макетный образец". Это не преувеличение. Щели между панелями туда палец пролезал. Кожух приборов болтался. Заглушка на руле потеряна. Общее ощущение машину собрали на коленке в пятницу вечером. Ужас.
- Панель приборов от "Девяносто девятой" (ВАЗ-21099): Удачно вписалась! Приборы не перекрывались рулем (в отличие от самой 99-й!). Но спидометр и тахометр разнесены далековато глаза бегают. Топливомер врал как сивый мерин из-за сильного демпфирования. "Зеленые стрелочки" поворотников – приятная мелочь.
- Курьез с пиктограммой: Лампочка, сигнализирующая о включении блокировки МЕЖОСЕВОГО дифференциала, имела пиктограмму... блокировки МЕЖКОЛЕСНОГО! Классика жанра "хотели как лучше".
- Печка: Старая добрая жигулевская. Режимы? Какие режимы? Крутишь ручки и молишься, чтобы хоть что-то похожее на комфорт вышло. Воздух к задним пассажирам? Не, не слышали.
Руль от "Семерки" (ВАЗ-2107): Просто, дубово, но привычно и надежно. Нравилось.
В Движении: Рев Мотора vs Гений Проходимости
- Шум и Вибрации: Ребята из Ladaexport хвастались патентами на шумоизоляцию. Рев дизеля в салоне на 100 км/ч – это что-то. "Тренинг для барабанных перепонок" не метафора. Пластики гремели симфонией. Вибрация от задней опоры двигателя щекотала ноги переднего пассажира. Самый шумный автомобиль из классики! Для машины, которая хочет быть "цивильной" приговор.
- Характер мотора: Трогались ОЧЕНЬ аккуратно иначе жестокий толчок. Разгон не спринтер, но для размеренной езды и города хватало. Эластичность плюс! Тащил с низов, переключаться можно было реже. Но этот грохот...
- Трансмиссия: 3 рычага (КПП, понижайка, блокировка) как у обычной Нивы. Из-за новой посадки рычаг КПП оказался далековато тянуться приходилось. Алгоритм включения понижайки и блокировки был мутным не сразу поняли. Сама блокировка меняла характер: на поворотах по грязи Нива упрямо норовила ехать прямо.
- Проходимость: ГЕНИЙ! Вот где ВАЗ-21215 брал реванш! Феноменальная вещь! Тест пришелся на раскисшую после дождя глину ходить невозможно. А Нива едет! На "неправильных" городских ВлИ-10! Мы сознательно лезли в такие места, где уже готовились к буксованию... а она просто проезжала. На понижайке она превращалась в горного козла: взобралась на крутой мотокроссовый трамплин (30% уклон!), трогалась на нем! Блокировка, конечно, помогала, но часто хватало и "автомата". Управлять в грязи было невероятно легко машина прощала ошибки и тащила. Зацеп задним бампером? Не вышло, спасли большие колеса. Внедорожный потенциал
абсолютный чемпион теста тех лет!
Почему же она осталась в прошлом? Вердикт Истории
ВАЗ-21215 это история про гигантский потенциал и "сырое" исполнение.
Факт: Дизельные Нивы ВАЗ-21215 действительно выпускались небольшими партиями и даже продавались в Европе! Но их главные козыри цена и проходимость перевешивались для многих западных покупателей адским шумом и низким качеством отделки. Внутри страны проект тоже не стал массовым хитом.
Дизельная Нива ВАЗ-21215 это как тот талантливый, но безалаберный друг. Он мог ВСЕ (особенно в грязи!), но жить с ним в одном помещении было невыносимо из-за его "особенностей" (скрипы, грохот). Она стала интересным, но тупиковым экспериментом попыткой скрестить французский дизель с русским внедорожным гением, не доведя идею до ума по части комфорта и качества. Легенда? Скорее, памятник смелой, но несовершенной попытке. Настоящий раритет для фанатов Нивы и автопрома 90-х! Кто знает, может, где-то в глубинке до сих пор тарахтит этот уникальный "франко-русский" внедорожник, покоряя грязь и оглушая все живое вокруг?