Найти в Дзене
Маруся 🎼🌺

Кот Баюн и бабка Дрёма

Кот Баюн и бабка Дрёма Дорогие мои друзья, продолжаю тему колыбельных песен. Я очень люблю русское народное творчество, русские народные песни и делюсь с Вами интересными историческими фактами о значении колыбельных песен в жизни наших предков) Колыбельные песни в народе назывались байками. Слово баить означает не просто говорить, а заговаривать, усыплять рассказами. Отсюда и баюкать. Байки не были чем – то постоянным. Баюкальщик каждый раз заново выстраивал, собирал свою песню, как бусины на нитку, ведь петь нужно было до тех пор, пока малыш не уснёт. И удивительными были эти бусины. И похожи друг на друга, везде: кач – кач, бай – бай, и в то же время сверкали они совсем необычными, неземными искорками, чаще всего, как кошачьи глаза. Кот – частый персонаж в байках. Кот Баюн – сказочный житель. Он обитает в тридесятом царстве, сидит на высоком столбе и напускает на всех сон. Также усыплять малыша приглашали и других персонажей. Из – за моря, леса, из чужих стран приходили Сон, Дрёма,

Кот Баюн и бабка Дрёма

Дорогие мои друзья, продолжаю тему колыбельных песен. Я очень люблю русское народное творчество, русские народные песни и делюсь с Вами интересными историческими фактами о значении колыбельных песен в жизни наших предков)

Колыбельные песни в народе назывались байками. Слово баить означает не просто говорить, а заговаривать, усыплять рассказами. Отсюда и баюкать. Байки не были чем – то постоянным. Баюкальщик каждый раз заново выстраивал, собирал свою песню, как бусины на нитку, ведь петь нужно было до тех пор, пока малыш не уснёт. И удивительными были эти бусины. И похожи друг на друга, везде: кач – кач, бай – бай, и в то же время сверкали они совсем необычными, неземными искорками, чаще всего, как кошачьи глаза.

-2

Кот – частый персонаж в байках. Кот Баюн – сказочный житель. Он обитает в тридесятом царстве, сидит на высоком столбе и напускает на всех сон. Также усыплять малыша приглашали и других персонажей. Из – за моря, леса, из чужих стран приходили Сон, Дрёма, Угомон, Покой.

Русские народные колыбельные – это обереги. Недаром в большинстве песен в текст вставляется имя ребенка, чтобы Сон, Дрёма, кот, а позже Богородица, ангелы, знали, кого конкретно нужно оберегать.

Спи – ко, Янушка – дитя,

Бог помилует тебя,

Бог помилует спасет,

Тебе здоровья принесёт.

Колыбельные песни разных народов, несмотря на одинаковую задачу – усыпить ребёнка, очень отличаются, потому что каждый народ передавал через колыбельную свой взгляд на жизнь. В русских народных байках мы не найдём описания ночи, даже само слово «ночь» не используется, нет чёрного цвета, мрачных красок и злых людей. Но много пугающих персонажей, предупреждающих об опасности путешествовать далеко от дома без сопровождения, пока не подрастёшь. Пугание в русской народной колыбельной песне всегда происходит под надёжной защитой мамы, няни. Получается, что как бы страшно и не страшно рядом с мамой одновременно.

В колыбельных много действия, всегда что – то происходит:

Баю – баю, баю – баю,

Пошёл отец за рыбою,

Мать пошла пелёнки мыть,

Бабушка дрова рубить.

Эти картинки раскрывали перед малышом бытовую сторону мира, в котором он живёт, и настраивали на работу, здоровье, счастье и богатство в будущем. Колыбельные не только оберегали ребёнка, но и «заговаривали» на хорошую жизнь и правильное поведение. Интересно, что в литературе жанр колыбельной пользовался и пользуется большой популярностью. В советский период появилось очень много литературных колыбельных песен. В них поэты использовали образы нового времени: игрушки, танки, самолёты, слоны)

На сайте предание.ру можно послушать замечательные русские народные колыбельные в исполнении Валентины Рябковой: https://predanie.ru/valentina_riabkova/kolybelnye-pesni/slushat/

Современные колыбельные: https://deti-online.com/pesni/kolybelnye/starye-dobrye/

До новых встреч, дорогие читатели!)