Гомеостаз страдания
О влиянии ранних травм на мазохистическую динамику
Комплексное посттравматическое стрессовое расстройство (КПТСР) — это устойчивое изменение внутренней организации психики, формирующееся под воздействием повторных или хронических травм, часто в контексте ранних взаимоотношений с первичными объектами. В отличие от ПТСР, КПТСР затрагивает базовые структуры субъективности и способы выживания.
Гомеостаз страдания как бессознательная стратегия
Одним из центральных понятий, раскрывающих логику психики при КПТСР является гомеостаз страдания — динамическое равновесие, в котором психика бессознательно поддерживает определённый уровень внутреннего аффективного напряжения и болезненности. Это не пассивное состояние, а активная, хотя и неосознаваемая, стратегия, позволяющая удержать психическую целостность.
Механизм формирования гомеостаза страдания
При повторяющейся травме, особенно если она происходит в отношении с первичными фигурами, от которых зависит выживание, например, при насилии в семье, психика вынуждена адаптироваться. В условиях невозможности покинуть объект формируется парадоксальный паттерн близости — близость в сочетании с насилием становится единственно доступным языком любви.
И чем более травмирован человек в раннем возрасте, тем безошибочнее он в выборе своего партнера во взрослом состоянии. И чем больше страдает человек в отношениях, тем с большей вероятностью он воспроизводяит рисунок детской травмы.
Субъект может быть социально успешным, высокофункциональным, выстроившим крепкие партнерские отношения, но дай ему тот самый коктейль любви-страдания, который он когда-то получил с материнским молоком и он пойдет за ним как за пегим дудочником.
КПТСР и мазохистическая позиция
В структуре КПТСР часто обнаруживается мазохистический радикал — внутренняя установка, при которой субъект воспринимает себя как заслуживающего наказания, зависимого и виноватого. В этом контексте страдание — не случайность, а способ сохранить связь с Другим, обеспечить своё существование через самопожертвование и боль.
Контролируемое страдание (селфхарм, разрушительные отношения, различные формы самонаказания) может быть единственно доступным способом взаимодействия с окружающим миром.
Терапевтические вызовы
Работа в таких случаях требует признания того, что страдание не является симптомом, который нужно «устранить», а глубинной психической структурой, обеспечивающей выживание.
Попытки резко снизить страдание могут вызвать усиление внутреннего кризиса, поскольку психика потеряет свою регуляторную систему.
Фантазм
В классическом лакановском смысле фантазм — это бессознательная сцена, через которую субъект структурирует своё желание. Он всегда связан с нехваткой и повторяющейся драматургией: субъект снова и снова пытается обрести нечто утраченное, но встречает лишь его призрачные отражения.
Все значимые люди в нашей жизни, если они вызывают сильные чувства - лишь исполнители ролей, ранее вписанных в наше бессознательное. Фантазм никогда не доступен нам напрямую – он проявляется через дериваты: мечтания, сновидения, немотивированные поступки, сексуальные предпочтения, избыточные реакции на незначительные события»
Фантазм в строгом смысле — это немая структура. Он не проговаривается напрямую, не звучит в речи, не представлен в сознании — именно поэтому он так устойчив. Он действует как сцена, в которой субъект структурирован в определенной роли — и в которую вписано его желание. Но это не просто сценарий: фантазм — это то, что делает возможным само его существование как желающего.
Когда фантазм даёт сбой, возникает симптом — форма идентичности, основанная на страдании и сохраняющая наслаждение через боль. Симптом — признание провала фантазма.
Симптом связан с фантазмом, но не совпадает с ним полностью. Симптом — это форма, в которой фантазм проявляется в виде отказа от желания, искажения, избыточного наслаждения (jouissance).
Симптом начинает дейстыовать там, где происходит сбой сцены фантазма. В этом контексте можно рассматривать симптом как вторичное образование, как дериват базового фантазма.
Страдание, вопреки ожиданиям, не всегда воспринимается субъектом как нежелательное. Напротив, оно может стабилизировать психическое устройство, создавая устойчивую, узнаваемую, переносимую структуру переживания. Гомеостаз страдания — это ситуация, в которой определённая доза боли становится необходимой, чтобы сохранять равновесие внутри сцены фантазма.
Функции симптома как регулятора
В лакановской логике симптом — это решение. Именно поэтому симптом так трудно «вылечить» — он удерживает структуру.
Гомеостаз страдания достигается через удержание симптома, потому что это позволяет субъекту воспроизводить определённую дозу jouissance, не сталкиваясь напрямую с травматической пустотой желания. Это форма закреплённой компенсации, где наслаждение связано с болью, но при этом управляемо.
Устранение симптома не освобождает
Простое устранение симптома — без работы с фантазмом — приводит к тому, что поддержание страдания на прежнем уровне быстро обретает новую форму. Исчезает один симптом — возникает другой, или происходит соматизация, или кризис идентичности, или переход в иной тип страдания (например, тревожная атака вместо обсессии). Это происходит потому, что фантазм остаётся неизменным, а вместе с ним — и сцена, в которой субъект по-прежнему ищет своё место.
Если не тронут фантазм, то исчезновение симптома воспринимается психикой как угроза распада сцены. Страдание — хоть и мучительное, но даёт опору, делает субъекту возможным перенос жизни в известной форме. Избавление от симптома без анализа фантазма — это как вытащить балку из фундамента, не заменив её ничем.
Если возник вопрос «что есть симптом», напомню,что единого определения симптома не существует. Это понятие много раз переопределилось, можно почитать на тему эволюции понятия симптом у Колетт Солер.
Симптом лишь видимая часть айсберга - от которой пациент «хочет» избавиться, но держится за нее как за кислородный баллон в открытом космосе.
Почему в одном случае это мазохистическое гомеостаза страдания, а в другом «обычное» травматическое повторение. В чем отличие? Ведь и там и там симптом воспроизводится и причиняет страдания?
Травматическое повторение – это попытка справиться с угрозой (даже если она иррациональна).
Мазохистический гомеостаз — это способ существования, где страдание вписано в экономику психики.
Страдание может стать частью идентичности в обоих случаях, но есть разница, существенная доя стратегии лечения:
— У травматика в сцене фантазма страдания нет, оно возникает как симптом, в случае слома сцены фантазма.
— У мазохиста страдание встроено в сцену фантазма. Его можно видоизменить, но невозможно убрать совсем.
@Inna_Chin
Автор: Инна Чинилина
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru