Найти в Дзене
Русское фентези

Доктор поневоле. Глава 23

Утро.

Доктор только успел сварить себе слабенький кофе (две капли на кружку — на большее не хватило нервной системы), как в приёмной зашуршало нечто. Вошёл мужчина. Вид — спокойный. Уверенный. Глаза — как расписание автобусов в ад: пустые, но обречённые. На груди — бумажка. На бумажке — список.

Доктор (робко):

— Что вас беспокоит?

Пациент (смотрит в бумажку):

— В 13:00 на меня упадёт печь.

— В 15:30 жена меня бросит.

— В 18:00 собака укусит за бедро.

— Ночью сгорит амбар.

— А с завтрашнего дня начнётся грибок. В душе. Ну и в душе, возможно, тоже.

Доктор моргает:

— Простите… что?

Пациент:

— Просто заранее пришёл. Чтобы вы знали. А то вдруг не доживу до вторника, а запись — на среду. Я ответственный.

Доктор осторожно берёт бумажку.

Список подробный, с примечаниями:

«Печь — старая, кирпичи рыхлые»

«Собака — соседская, обидел случайно»

«Амбар — курил рядом»

«Грибок — предчувствие»

Доктор:

— И всё это… обязательно случится?

Пациент кивает:

— Конечно. Это у нас семейное.

— У деда перед смертью икона сломалась.

— А бабка трижды видела кукушку… зимой.

— У нас, если беда — то с доставкой, в комплекте и под пломбой.

Доктор вдыхает.

— Ладно. Начнём профилактику.

Печь — не топить.

Жене — позвонить: «Обострение сентиментального тика».

Собаке — повязка: «Не кусай, у меня печка на подходе».

Амбар — обложить мокрыми тряпками.

Грибок — мазать всем, что есть и пахнет медициной.

Вечер.

Доктор измотан, но готов.

И ровно в 13:00…

…у пациента ломается игрушечная печка, которую он носил «на счастье».

В 15:30 жена не уходит — просто говорит: «Я в баню».

Собака бросается, но врезается в ведро и убегает.

Амбар не горит — потому что пациент случайно пролил на него бочку с рассолом.

А грибок… таки появляется. На хлебе. В кармане.

Пациент (доволен):

— Всё как по расписанию.

Доктор (в изнеможении):

— Пожалуйста, больше не приходите.

Пациент:

— Не волнуйтесь! Следующая волна бед через шесть лет. Я заранее запишусь!

Вывод:

Бывают пациенты, которые знают, что им плохо.

А бывают те, кто знает это заранее — и приносят не только беды, но и копии для врача.

Пациент с пророчествами, выходя, вздохнул:

— Эх, хоть бы что-то хорошее случилось…

И, как человек воспитанный, оставил в приёмной пирожок.

С запиской: «Спасибо за профилактику! С капустой. Не должен взорваться.»

Штопка, не глядя, съела его в два укуса.

И где-то в тонких слоях реальности, непривязанная беда замерла, принюхалась — и сказала:

— О! Знакомое лицо. Буду с ней. У неё печень поплотнее.

Через десять минут…

Сломался стул.

Потух свет.

Пошёл дождь. Внутри.

Аграфена открыла рот — и оттуда вылетела чайная ложка.

Доктор насторожился.

Он понял всё, когда Штопка сказала:

— Мне как-то… тревожно. Как будто кто-то за мной записан.

А потом стало хуже.

За день:

— Ведро с рассолом взорвалось, на его месте вырос гриб в форме черепа.

— Зеркало начало показывать погоду в аду.

— Печь попыталась вылезти из стены.

— Каждый раз, когда Штопка говорила «спасибо», где-то падал кувшин. Или человек.

Доктор в панике:

— Это остаточная пророческая энергия! Она её подцепила! Как грибок. Только метафизический.

Аграфена:

— Чем мазать? У меня есть все!

Штопка:

— Я не хотела быть эпидемией. Я просто съела пирожок!

Срочный ритуал очищения. Батюшка в отъезде, так что его заменяют сухарями.

Аграфена парит травы.

Доктор шепчет молитвы, чтобы не спугнуть здравый смысл.

Штопку сажают в центр круга из луковой шелухи и старых больничных.

— Если её беда уйдёт, — говорит доктор, — то либо на нас, либо обратно в расписание.

Финал.

Печь замирает. Гриб в углу храпит. Зеркало снова отражает только Штопку, а не Бабку с Косой.

Штопка вздыхает:

— Кажется, прошло. Только волосы теперь встают, если кто говорит «капуста».

Доктор:

— Это побочное. Жить можно. Главное — не отвечать пирожком на добро.

Вывод:

Чужая беда — как чужой пирожок. Может быть вкусно. А может — фатально.

Главное — не запивать молоком из подозрительного бидона.

****

Апрель в Мракополье — это когда снег ещё хрустит в тенях, но воздух уже пахнет землёй. Лечебница просыпается вместе с природой: пациенты линяют, крыша течёт, в окна стучится ворона с подозрительным интересом к Штопке.

А я… Я часто смотрю на календарь. Не как раньше — с тоской, а как на приговор. Ещё немного. Ещё три месяца. Потом приедет сменщик. Потом уеду я.

Архибальд то и дело кидает взгляды: понимает. Молчит, но иногда говорит:

— Всё равно закончится. Не стоит слишком…

Он не договаривает. Но я и сам знаю. Не стоит слишком привязываться.

Я беру на себя больше: сам обхожу палаты, пишу отчёты за Штопку, дежурю ночью. Всё — чтобы не слышать, как Аграфена поёт колыбельную мальчику, который теперь молчит даже во сне. Чтобы не думать, как пусто будет без их крика, чая, угроз и утреннего спора о супе.

Сегодня пришло письмо от маменьки.

Почерк — аккуратный, тревожный, как всегда.

«Дорогой сыночек, я нашла тебе чудесную партию. Девица — смирная, с капиталом, зубы все свои. Когда же ты вернёшься домой? Всё здесь тебя ждёт. Я даже подушку вышила. С монограммой.»

Я читаю и не знаю — смеяться или рвать.

А потом пациент по имени Гоша, тот самый, что разговаривает с мухами только по праздникам, приносит мне лист.

— Это ваши бумаги? Тут написано… вы скоро уедете?

Я улыбаюсь.

— Это просто отчётность. Не бери в голову.

Он кивает. Но смотрит на меня иначе. Словно понял, что я — гость. Не навсегда.

Поначалу никто не верил.

Ну как — доктор уедет? Куда? Кто ж тогда будет ругаться с аптекарем, спасать бабку от её же настоя и чинить полку с лекарствами, если опять рухнет? Но слухи, как плесень, растут во влажной атмосфере. Сначала Штопка находит в шкафу аккуратно сложенную форму — “на потом”.

Потом Аграфена застает меня за тем, как я смотрю на крыльцо. Долго. Словно примеряю: смогу ли уйти, не обернувшись.

— Ты это… не гляди так, — говорит она. — А то оно начнёт за тобой скучать. Место, оно ж не мебель. Оно обижается.

Слизарий, аптекарь, вдруг выносит банку с подписанным:

«На случай, если вернётся. Не открывать без крайней необходимости».

Спрашиваю — кто вернётся? Он отвечает:

— А кто уходит, тот всегда вернётся. Особенно если мы тут без него всё испортим.

Даже пациенты чувствуют. Один вдруг перестаёт притворяться курицей, другой просит выдать ему паспорт. «Хочу, — говорит, — пока вы здесь, честно вылечиться. А то потом — вдруг никто не будет.»

По ночам мне снятся пути.

Дороги, которые идут в никуда.

Я иду по ним, оборачиваюсь — и вижу окна лечебницы. Свет в них. Кто-то машет рукой. А я — не могу понять, это прощание или зов.

В кабинете — пустая папка.

На ней я написал:

«Сменщику. Отчаянно хранимому.»

Пока пустая. Но внутри — уже тяжело. Как будто в неё сложены все мои дни. И все голоса, что останутся тут — без меня.

— Всё, — говорит она, сжав губы в тонкую линию. — Хватит смотреть на календарь, как вдова на табурет. Раз ты уходишь — надо искать, кто останется.

Я поднимаю бровь:

— Аграфена…

— Не «Аграфена» мне тут. Я вон заварку выбрасываю, как ты совесть. Кто меня, спрашивается, будет отпаивать после того, как ты уедешь? Кто будет в три часа ночи слушать, как у меня печень чувствует погоду?

— Ну, Штопка…

— Штопка?! Штопка мне в ответ скажет: «Выдыхай». И всё. А мне нужно, чтобы по-настоящему. С душой.

С того дня Аграфена берёт на себя миссию: найти нового доктора.

Обходит соседние деревни. Звонит по колоколу, как будто о родах, только наоборот.

Возвращается — хмурая.

— Один колдун предложил вылечивать всех пением. Второй — лечит настоем на вороньих перьях. Третий спросил: «А сколько платят?» — и исчез в тумане.

— Ещё одна предложила себя. Бывшая кукольница. Знает анатомию по ощущениям. Не глупая, но с тараканом. Или с червём. Пока не уточнила.

— Не надо никого, — говорю я. — Придёт назначение. Государство не оставит.

— Государство? — она фыркает. — Это ты так свою совесть называешь? Или отговорку?

Мы спорим. Первый раз — по-настоящему. Без шуток. Она кричит:

— А мы тут что, для тебя просто фон? Декорации? Ты уйдёшь, а мы…

— Вы — справитесь.

— Но я не хочу справляться. Я хочу, чтобы ты остался. Хотя бы сердцем.

Я не отвечаю.

Утром она варит кашу, молча. Я сижу на крыльце, не зная, как дышать, чтобы не ранить.

В уголке кухни стоит чемодан. Пока пустой. Но Аграфена уже на него смотрит — как на соперницу.

Вечер. Лечебница засыпает, как уставшая лошадь — с лёгким вздохом, но всё равно настороженно.

Я выхожу на крыльцо. Ветер пахнет чем-то… важным. Сыростью, черёмухой и предчувствием.

Слышу шаги. Аграфена. В платке, в старом пальто, в руках — банка с облепиховым вареньем.

— Это не яд, если что, — говорит она. — Хотя могла бы. Знала бы, как правильно.

Я усмехаюсь.

— Ну, хоть попробовала бы сначала. А то вдруг и не подействует.

Она садится рядом. Долго молчит.

— Я ведь не злилась. Не совсем. Просто… ты стал частью здешнего шума. Как скрип двери. Как ругань Штопки. Как чай на вечер. А теперь тишина будет другая. Непривычная.

Я вздыхаю.

— Мне больно уходить. Правда. Но если остаться — я сломаюсь. Уже почти начал.

— Я вижу, — кивает она. — Ты стал пить чай с двумя ложками. Это тревожный признак.

Мы смеёмся. Не громко, но искренне.

— Я всё думаю, — продолжает она. — Как тебя заменить. Но ведь не заменить. Только подменить. И даже не сразу.

— Не надо пока думать об этом, — говорю я. — Пусть сначала приду в себя я. А потом — уже государство.

Пауза. Она достаёт ложку.

— Будешь варенье?

— А что ты туда добавила?

— Ностальгию. И немного злости.

Я пробую. Горчит. Но тепло.

— Мы ведь переписываемся? — спрашивает она.

— Конечно.

— Ты будешь мне слать травы, я тебе — сплетни.

— Договорились.

И вдруг, как будто между делом, она говорит:

— Спасибо. Что был с нами. Что не стал другим.

Я не отвечаю. Потому что в горле — варенье, а в глазах — не чай.

Она встаёт.

— Ладно. Пойду. Там Штопка на ромашку обиделась, говорит — неправильно настаивается. Пойду мирить их. Ты, как всегда, на дежурстве?

— Да. Пока ещё — да.

Она кивает. Уходит.

А я сижу. На крыльце. И понимаю: жить можно. Даже с разбитым сердцем. Даже без сердца. Если в тебе осталась благодарность.