Найти в Дзене
С искусством по жизни

Искусство воровства: Самые дерзкие кражи картин через призму черного юмора

Оглавление

Приветствую, уважаемые ценители прекрасного! Сегодня предлагаю вам погрузиться в мир, где искусство встречается с кpиминалом, шедевры становятся целью авантюристов и где каждая кpажа – это отдельная история, полная интриг, провалов и даже нелепостей.

Мы поговорим о самых дерзких "угонах" картин известных художников, приправив всё это щепоткой юмора, ведь, как говорил Оскар Уайльд, "Жизнь слишком важна, чтобы воспринимать ее всерьез"!

"Мона Лиза": святая наивность Винченцо Перуджи

Начнем, конечно же, с королевы преступного мира искусства – "Моны Лизы" Леонардо да Винчи.

В 1911 году итальянский патриот Винченцо Перуджа, ранее работавший в Лувре, решил вернуть "Джоконду" на "историческую родину", так как был убежден, что шедевр живописи необоснованно присвоил себе Наполеон.

Спрятавшись в шкафу после закрытия музея, он снял шедевр живописи со стены, освободил его от рамы и беспрепятственно вынес картину наружу.

-2

Два года "Мона Лиза" была спрятана в его квартире в Париже, пока Перуджа не попытался продать ее во Флоренции.

Интересный факт: Винченцо искренне верил, что своим поступком восстанавливает историческую справедливость. Видимо, он плохо учил историю и не знал, что Леонардо сам передал "Мону Лизу" Франциску I, когда переехал во Францию в 1516 году.

В итоге Перуджа отсидел за кражу всего 7 месяцев, хотя был приговорен к году и пятнадцати дням.

Юмор: Представьте себе, как Перуджа, этот горе-патриот, два года спал рядом с шедевром, не осознавая комичности ситуации. Наверное, ему снилось триумфальное возвращение "Джоконды" на родину с почестями в его сторону, а на деле он просто был обычным вором.

"Крик": Дважды украденный экспрессионизм

Картина Эдварда Мунка "Крик" – настоящий магнит для воров.

В 1994 году ее похитили из Национальной галереи в Осло, оставив записку: "Спасибо за плохую охрану". Картину вернули через три месяца в результате слаженной работы норвежской полиции. По обвинению в похищении было задержано 4 человека, но ни один не был осуждён.

-3

Но это было только начало! В 2004 году уже другая версия "Крика" и не менее знаменитая "Мадонна" были похищены из Музея Мунка. Вооруженные грабители ворвались в помещение средь бела дня и, угрожая оружием, забрали их.

Интересный факт: Во время второго ограбления грабители просто сорвали картины со стены, повредив их. Художественная ценность, видимо, их волновала меньше всего.

Произведения Мунка вернулись в музей в августе 2006 года, а пятеро преступников, имевших отношение к похищению, были наказаны.

Юмор: Создается впечатление, что "Крик" сам притягивает неприятности. Возможно, это проклятие картины, которое, по мнению многих, не только коснулось его автора, но и передается всем, кто пытается ее украсть.

Концерт для тринадцати: Неразгаданная тайна Изабеллы Стюарт Гарднер

В 1990 году из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне были украдены 13 произведений искусства. Группа преступников, переодетая в полицейских, на протяжении 81 минуты хладнокровно вырезала картины из их рам. Кроме 11 полотен была похищена церемониальная китайская чаша для вина и навершие наполеоновского знамени в виде имперского орла.

Общая стоимость украденного на данный момент оценивается в 500 миллионов долларов. Это самое крупное ограбление частного музея в истории.

Ян Вермеер - Концерт, ок. 1663
Ян Вермеер - Концерт, ок. 1663

Наиболее дорогостоящим украденным произведением искусства называют "Концерт" кисти нидерландского живописца XVII столетия, Яна Вермеера, оцениваемый в 250 миллионов долларов. Помимо него, исчез единственный морской этюд Рембрандта - "Христос во время шторма на море Галилейском" (1663), а также еще два его полотна, "У Тортони" Эдуарда Мане, "Пейзаж с обелиском" Говерта Флинка и пять эскизов Эдгара Дега.

Злоумышленники планировали похитить и ранний автопортрет Рембрандта, однако не смогли извлечь деревянную основу из массивной рамы, и она осталась лежать на полу.

Картины до сих пор не найдены, и никаких серьезных зацепок нет. Это одна из самых больших загадок в мире искусства.

Чтобы сохранить память о первоначальной экспозиции, рамы с табличками решено было оставить на их местах.
Источник: Яндекс.картинки
Источник: Яндекс.картинки

Юмор: Представьте, как воры сидят где-нибудь на тропическом острове, попивая коктейли и споря о том, кто первым предложил продать украденного Вермеера на Avito.

"Мне, пожалуйста, Рембрандта на вынос": сорок оттенков воровства великого голландца

Рембрандт является рекордсменом по количеству украденных картин его кисти: его работы воровали десятки раз из разных музеев по всему миру.

Но пальма первенства явно принадлежит "Портрету Якоба де Гейна III" - его крали четырежды!

Интересный факт: "Портрет Якоба де Гейна III" получил прозвище "Рембрандт на вынос" из-за своей "популярности" у воров. Дело в том, что это самая маленькая картина автора - всего 29,9 × 24,9 см, поэтому не проще всего незаметно вынести из музея.
Рембрандт ван Рейн - Портрет Якоба де Гейна Третьего, ок. 1632
Рембрандт ван Рейн - Портрет Якоба де Гейна Третьего, ок. 1632

Примечательно, что картина каждый раз возвращалась без установления личностей виновных, и ни один человек не был привлечен к ответственности или осуждён за ее кражу:

  • Впервые была обнаружена оставленной на скамейке кладбища в Стретеме, Великобритания.
  • Впоследствии найдена прикреплённой к багажнику велосипеда.
  • Пропавшая с 14 августа по 3 сентября 1981 года, она была возвращена после того, как полиция остановила такси с четырьмя мужчинами, у которых она находилась.
  • В 1983 году вор проник в музей, разбив стеклянную крышу. Три года спустя картина была найдена в камере хранения на железнодорожной станции британской военной базы в Мюнстере, Германия.

Юмор: Возможно, Рембрандт просто "вкусно" писал? Или заключил тайный пакт с преступным миром, чтобы его работы всегда были в центре внимания?

Мораль сей басни, или Что мы можем вынести из этих историй:

  • Беспечность порождает дерзость: Плохая охрана – это приглашение для воров. Музеи должны уделять больше внимания безопасности своих экспонатов.
  • Искусство – это не только красота, но и деньги: К сожалению, многие воры видят в картинах только финансовую ценность.
  • Воровство в искусстве – это не всегда гениальный план: Иногда это просто череда глупых ошибок и случайных совпадений.
  • Искусство всегда побеждает: Несмотря на все кражи и перипетии, многие шедевры продолжают жить и вдохновлять нас.

Надеюсь, вам понравилась наша экскурсия в мир кpиминального искусства.

Но помните, что искусство должно быть доступно всем, но только законным путем. А если вы вдруг обнаружите у себя в кладовке "Мону Лизу", то лучше сразу сообщите в полицию. И не забудьте подписаться на наш канал, чтобы не пропустить новые увлекательные истории из мира прекрасного!