Найти в Дзене
Жить легко

Литовское золото. Библиотека коллекционера. Часть 2

Доброго дня, читатель! Сегодня продолжу обзор книги про литовское золото - янтарь. Начало статьи можно прочитать здесь "После войны вплоть до конца пятидесятых годов в литовском янтаре можно проследить решительный отход от чуждых материалу и национальному литовскому его пониманию натуралистических тенденций (украшения в виде ягод, листьев, жуков). Но было ещё и другое течение - стремление придать янтарям правильные, геометрические формы. Так возродились точеные круглые бусы, броши и кулоны в виде овала, круга и квадрата, напоминавшие ювелирные произведения, выполненные из любых других материалов. Эти формы особенно прочно прижились в Латвии и Эстонии, где янтарное производство тоже существует, но в гораздо меньших масштабах. Эту линию, может и имеющую право на существование, все же нельзя признать ведущей для современного понимания янтаря. Янтарь не всегда мирится с правильной ограниченность форм. Его прелесть, яркая выразительность каждого отдельного куска не всегда могут уложиться

Доброго дня, читатель!

Сегодня продолжу обзор книги про литовское золото - янтарь. Начало статьи можно прочитать здесь

"После войны вплоть до конца пятидесятых годов в литовском янтаре можно проследить решительный отход от чуждых материалу и национальному литовскому его пониманию натуралистических тенденций (украшения в виде ягод, листьев, жуков). Но было ещё и другое течение - стремление придать янтарям правильные, геометрические формы. Так возродились точеные круглые бусы, броши и кулоны в виде овала, круга и квадрата, напоминавшие ювелирные произведения, выполненные из любых других материалов. Эти формы особенно прочно прижились в Латвии и Эстонии, где янтарное производство тоже существует, но в гораздо меньших масштабах.

Эту линию, может и имеющую право на существование, все же нельзя признать ведущей для современного понимания янтаря.

Ф. Даукантас. Кулоны из янтаря с инклюзиями. Начало 1960 годов
Ф. Даукантас. Кулоны из янтаря с инклюзиями. Начало 1960 годов

Янтарь не всегда мирится с правильной ограниченность форм. Его прелесть, яркая выразительность каждого отдельного куска не всегда могут уложиться в изделие геометрической формы.... Именно в мягкости линий, в неправильности формы можно добиться исключительного выявления его природной красоты.

Е. Аугайтите. Кулоны.
Е. Аугайтите. Кулоны.

Это хорошо понято художниками Литвы. Глубокое ощущение свойств материала, стремление заставит его говорить своим языком заставило их отойти от геометризма.

В Эстонии и Латвии также постепенно отходят от сугубо упорядоченных форм. И хотя в изделиях "Максла" в Латвии в массовой художественной продукции ещё встречаются кольца с круглыми зашлифованными вставками, такие же кулоны и броши, - в индивидуальных работах художников эти формы уже редки.

И все же геометризм в трактовке янтаря держался долго. В 1959 году журнал "Декоративное искусство СССР", рассказывая о результатах Всесоюзного конкурса художественных изделий из янтаря, отмечает как новшество, как достижение произведения литовских художников Т. Вайвадене, Б. и Е. Микулявичюсов и Г. Гунтене, предложивших образцы украшений в свободных, естественных формах (статья М. Жуковой, ДИ, 1959 год, номер 6).

Идея нового направления в Литве выдвинута и сформулирована в печати художником Феликсом Даукантусом.

Ф. Даукантас. Кулон. Начало 1960 годов
Ф. Даукантас. Кулон. Начало 1960 годов

По его определениям с 1957 года в литовской янтарной промышленности были введены новые приёмы обработки янтаря, принципиально отличные от всего, что делалось ранее в этой области.

А. Вертулене. Ожерелье и браслет. 1967 г.
А. Вертулене. Ожерелье и браслет. 1967 г.

Многих поначалу даже смущала уверенность Даукантаса в том, что только одной шлифовкой можно получить предметы украшений. Возникал вопрос, а причём же здесь художник? Но только художник, любящий и понимающий материал, может увидеть, как ярче выявить красоту того или иного куска янтаря и в какой мере следует "снять" его природную корочку, которая в течении веков безоговорочно и беспощадно снималась полностью. Теперь она была оценена как замечательный декоративный элемент, неразрывный с очаровательной неправильностью форм природных кусков янтаря.

К. Толейкис. Кулоны.
К. Толейкис. Кулоны.

В современных литовских изделиях главное - сам янтарь. Его трактовка направлена не столько на поиски сочетаний янтаря с каким-либо другим материалом, сколько к тому, чтобы выявить его собственные качества.

Вновь воскресшее внимание к материалу заставило литовских художников искать и находить красоту в самых различных её проявлениях. Так, например, они доказали, что и совсем не "раскрытый" от своей шкурки янтарь, порой также имеет свою особую прелесть, и в Палангском музее несколько произведений такого характера привлекают особое внимание.

Они выполнены из янтарей матовых, коричневатых, сохранивших полностью свой естественный вид, лишь с чуть обработанной корочкой. Это ожерелье В. Ужпалиса, подобранное из янтарей, естественно принявших форму капель, и набор украшений А. Милкинтаса.

В. Ужпалис. Ожерелье.
В. Ужпалис. Ожерелье.
А. Милкинтас. Ожерелье и браслет. 1969-е годы
А. Милкинтас. Ожерелье и браслет. 1969-е годы

Таких произведений немного, и все они, конечно, уникальны. Рассматривать их как образцы для самых малых тиражей невозможно...

Внимание к индивидуальным качествам каждого куска янтаря ведёт за собой и предпочтение определённого вида изделий.

В литовских ювелирных украшениях явно превалируют подвесы-кулоны, выполненные из одного куска натурального янтаря. Характерно стремление избежать оправы, даже необходимое металлическое крепление сделать как можно менее заметным...

Для этого часто употребляется приём крепления шипом, который вводится внутрь камня и почти не виден; этот шип уже несёт на себе необходимое колечко, через которое крепится цепочка.

Л. Шулгайте. Кулон
Л. Шулгайте. Кулон

Но, не каждый янтарь пригоден для подвеса и подвес не единственное из украшений. Более мелкие янтари идут на ожерелья, броши, серьги, кольца, запонки, заколки для галстуков...

В литовских ожерельях теперь почти не используют точеные бусы. В них янтари, лишь слегка подшлифованные, также сохраняют свою естественную форму.

В. Ужпалене. Ожерелье.
В. Ужпалене. Ожерелье.
И. Пакутинскене. Ожерелье. 1960-е годы
И. Пакутинскене. Ожерелье. 1960-е годы

Появились новые приёмы крепления - например, тонкой проволокой поперёк камня. Так сделаны браслеты из янтарей свободной формы А. Вертулене. Эти браслеты, составленные из полупрозрачных, сверкающий камней, очень красивы. Но... всё же пусть и тонкая, но прямая линия крепления как бы разрезает надвое каждый кусок янтаря, нарушая его рисунок.

А. Вертулене. Браслет и кольцо. 1967 год
А. Вертулене. Браслет и кольцо. 1967 год

Более перспективным и тонким в художественном отношении представляется способ крепления тонкой проволокой вокруг камня, по его краям, в которых сделана углублённым ложбинка. Так проволочка делается совсем невидимой, и янтарь остаётся свободным, нетронутым в своей природной красоте.

Этот приём употребляется не только в Литве. На Калининградском янтарном комбинате его применял А. Квашин и другие художники в своих уникальных выставочных произведениях.

Но в Литве он получил более широкое применение, и особенно ценно, что он используется уже и в образцах для производства в "Дайле"...

Крепление янтаря проволочкой вокруг камня. Колье. Из коллекции автора. К сожалению, качественной фотографии с таким креплением в книге нет.
Крепление янтаря проволочкой вокруг камня. Колье. Из коллекции автора. К сожалению, качественной фотографии с таким креплением в книге нет.

Но не только эти искания художников сыграли большую роль в работах янтарного комбината "Дайле". Характерным моментом для его произведений, выполненных по одному образцу, является ярко выраженная индивидуальность каждого отдельного произведения.

Это достигается особым подходом к самому образцу, возможностью варьировать его в каждом отдельном случае. Обычно образец, данный художником для многократного его повторения, должен воспроизводиться абсолютно точно в форме и габаритах. Именно так дело обстоит на Калининградском янтарном комбинате. При этом мастер, повторяющий образец броши, кулона или другого изделия, уже не может считаться с особенностями каждого куска янтаря. Он срезает и обтачивает его точно по эталону...

Характерным моментом для тиражируемых изделий "Дайле" является применение образцов, позволяющих "допуск" в воспроизведении, то есть размер и габариты изделия могут изменяться в зависимости от особенностей данного куска янтаря. Мастер сохраняет лишь самые основные формы образца, но не губит янтарь, если он по размеру больше образца. Образец - лишь основная тема. А его повторения - это вариации.

Кончено же, допуск в изменении размера тоже не безграничен. Он обычно не превышает 2-3 сантиметров.

Так рождаются в массовом производстве изделия, из которых каждое имеет индивидуальный облик, своё очарование."

В заключении обзора книги покажу фотографии украшений из образцов комбината "Дайле". По этим образцам выпускались массовые изделия, с возможностью отклонения или с "допуском", как рассказано в книге. Может быть кто-то из читателей сможет найти "своё" украшение из коллекции?

Е. Аугайтите. Ожерелье "Рамбинас".1970 г. Из образцов комбината Дайле.
Е. Аугайтите. Ожерелье "Рамбинас".1970 г. Из образцов комбината Дайле.
П. Бальчюс. Клипсы "Данге". 1968 г. Из образцов комбината Дайле
П. Бальчюс. Клипсы "Данге". 1968 г. Из образцов комбината Дайле
П. Бальчюс. Ожерерье "Соты". 1969 г. Из образцов комбината Дайле.
П. Бальчюс. Ожерерье "Соты". 1969 г. Из образцов комбината Дайле.
П. Бальчюс. Ожерелье, браслет "Нерис". 1970г. Из образцов комбината Дайле
П. Бальчюс. Ожерелье, браслет "Нерис". 1970г. Из образцов комбината Дайле
Е. Аугайтите. Ожерелье "Ненастье".1970г. Из образцов комбината Дайле
Е. Аугайтите. Ожерелье "Ненастье".1970г. Из образцов комбината Дайле

Е. Аугайтите. Ожерелье "Нямунас". 1970г. Из образцов комбината Дайле
Е. Аугайтите. Ожерелье "Нямунас". 1970г. Из образцов комбината Дайле

Ю. Вертулис. Ожерелье "Скворец". 1970г. Из образцов комбината Дайле
Ю. Вертулис. Ожерелье "Скворец". 1970г. Из образцов комбината Дайле

Ю. Вертулис. Ожерелье "Кружевное". 1970г. Из образцов комбината Дайле
Ю. Вертулис. Ожерелье "Кружевное". 1970г. Из образцов комбината Дайле

Ю. Вертулис. Браслет. 1971 г.
Ю. Вертулис. Браслет. 1971 г.

А. Вертулене. Ожерелье и браслет "Ленок". 1970г. Из образцов комбината Дайле
А. Вертулене. Ожерелье и браслет "Ленок". 1970г. Из образцов комбината Дайле
А. Вертулене. Ожерелье  "Маятник". 1971 г. Из образцов комбината Дайле
А. Вертулене. Ожерелье "Маятник". 1971 г. Из образцов комбината Дайле
А. Вертулене. Ожерелье и браслет "Девушка". 1971 г. Из образцов комбината Дайле
А. Вертулене. Ожерелье и браслет "Девушка". 1971 г. Из образцов комбината Дайле

Выпускали на комбинате и сувениры из янтаря.

А. Вертулене. Сувениры. 1960г. Из образцов комбината Дайле
А. Вертулене. Сувениры. 1960г. Из образцов комбината Дайле
Е. Аугайтите. Дети. 1960 г. Из образцов комбината Дайле.
Е. Аугайтите. Дети. 1960 г. Из образцов комбината Дайле.

Выходные данные книги
Выходные данные книги

В рамках статьи разместить весь материал книги - невозможно, старалась выбрать наиболее интересные именно для коллекционеров украшений фотографии и сведения.

Не охваченным остался и небольшой текст, буквально несколько абзацев, про янтарный украшения Латвии, постараюсь сделать маленькую заметку про латышские украшения отдельно.

Благодарю за внимание.