Доброго дня, читатель!
Сегодня продолжу обзор книги про литовское золото - янтарь. Начало статьи можно прочитать здесь
"После войны вплоть до конца пятидесятых годов в литовском янтаре можно проследить решительный отход от чуждых материалу и национальному литовскому его пониманию натуралистических тенденций (украшения в виде ягод, листьев, жуков). Но было ещё и другое течение - стремление придать янтарям правильные, геометрические формы. Так возродились точеные круглые бусы, броши и кулоны в виде овала, круга и квадрата, напоминавшие ювелирные произведения, выполненные из любых других материалов. Эти формы особенно прочно прижились в Латвии и Эстонии, где янтарное производство тоже существует, но в гораздо меньших масштабах.
Эту линию, может и имеющую право на существование, все же нельзя признать ведущей для современного понимания янтаря.
Янтарь не всегда мирится с правильной ограниченность форм. Его прелесть, яркая выразительность каждого отдельного куска не всегда могут уложиться в изделие геометрической формы.... Именно в мягкости линий, в неправильности формы можно добиться исключительного выявления его природной красоты.
Это хорошо понято художниками Литвы. Глубокое ощущение свойств материала, стремление заставит его говорить своим языком заставило их отойти от геометризма.
В Эстонии и Латвии также постепенно отходят от сугубо упорядоченных форм. И хотя в изделиях "Максла" в Латвии в массовой художественной продукции ещё встречаются кольца с круглыми зашлифованными вставками, такие же кулоны и броши, - в индивидуальных работах художников эти формы уже редки.
И все же геометризм в трактовке янтаря держался долго. В 1959 году журнал "Декоративное искусство СССР", рассказывая о результатах Всесоюзного конкурса художественных изделий из янтаря, отмечает как новшество, как достижение произведения литовских художников Т. Вайвадене, Б. и Е. Микулявичюсов и Г. Гунтене, предложивших образцы украшений в свободных, естественных формах (статья М. Жуковой, ДИ, 1959 год, номер 6).
Идея нового направления в Литве выдвинута и сформулирована в печати художником Феликсом Даукантусом.
По его определениям с 1957 года в литовской янтарной промышленности были введены новые приёмы обработки янтаря, принципиально отличные от всего, что делалось ранее в этой области.
Многих поначалу даже смущала уверенность Даукантаса в том, что только одной шлифовкой можно получить предметы украшений. Возникал вопрос, а причём же здесь художник? Но только художник, любящий и понимающий материал, может увидеть, как ярче выявить красоту того или иного куска янтаря и в какой мере следует "снять" его природную корочку, которая в течении веков безоговорочно и беспощадно снималась полностью. Теперь она была оценена как замечательный декоративный элемент, неразрывный с очаровательной неправильностью форм природных кусков янтаря.
В современных литовских изделиях главное - сам янтарь. Его трактовка направлена не столько на поиски сочетаний янтаря с каким-либо другим материалом, сколько к тому, чтобы выявить его собственные качества.
Вновь воскресшее внимание к материалу заставило литовских художников искать и находить красоту в самых различных её проявлениях. Так, например, они доказали, что и совсем не "раскрытый" от своей шкурки янтарь, порой также имеет свою особую прелесть, и в Палангском музее несколько произведений такого характера привлекают особое внимание.
Они выполнены из янтарей матовых, коричневатых, сохранивших полностью свой естественный вид, лишь с чуть обработанной корочкой. Это ожерелье В. Ужпалиса, подобранное из янтарей, естественно принявших форму капель, и набор украшений А. Милкинтаса.
Таких произведений немного, и все они, конечно, уникальны. Рассматривать их как образцы для самых малых тиражей невозможно...
Внимание к индивидуальным качествам каждого куска янтаря ведёт за собой и предпочтение определённого вида изделий.
В литовских ювелирных украшениях явно превалируют подвесы-кулоны, выполненные из одного куска натурального янтаря. Характерно стремление избежать оправы, даже необходимое металлическое крепление сделать как можно менее заметным...
Для этого часто употребляется приём крепления шипом, который вводится внутрь камня и почти не виден; этот шип уже несёт на себе необходимое колечко, через которое крепится цепочка.
Но, не каждый янтарь пригоден для подвеса и подвес не единственное из украшений. Более мелкие янтари идут на ожерелья, броши, серьги, кольца, запонки, заколки для галстуков...
В литовских ожерельях теперь почти не используют точеные бусы. В них янтари, лишь слегка подшлифованные, также сохраняют свою естественную форму.
Появились новые приёмы крепления - например, тонкой проволокой поперёк камня. Так сделаны браслеты из янтарей свободной формы А. Вертулене. Эти браслеты, составленные из полупрозрачных, сверкающий камней, очень красивы. Но... всё же пусть и тонкая, но прямая линия крепления как бы разрезает надвое каждый кусок янтаря, нарушая его рисунок.
Более перспективным и тонким в художественном отношении представляется способ крепления тонкой проволокой вокруг камня, по его краям, в которых сделана углублённым ложбинка. Так проволочка делается совсем невидимой, и янтарь остаётся свободным, нетронутым в своей природной красоте.
Этот приём употребляется не только в Литве. На Калининградском янтарном комбинате его применял А. Квашин и другие художники в своих уникальных выставочных произведениях.
Но в Литве он получил более широкое применение, и особенно ценно, что он используется уже и в образцах для производства в "Дайле"...
Но не только эти искания художников сыграли большую роль в работах янтарного комбината "Дайле". Характерным моментом для его произведений, выполненных по одному образцу, является ярко выраженная индивидуальность каждого отдельного произведения.
Это достигается особым подходом к самому образцу, возможностью варьировать его в каждом отдельном случае. Обычно образец, данный художником для многократного его повторения, должен воспроизводиться абсолютно точно в форме и габаритах. Именно так дело обстоит на Калининградском янтарном комбинате. При этом мастер, повторяющий образец броши, кулона или другого изделия, уже не может считаться с особенностями каждого куска янтаря. Он срезает и обтачивает его точно по эталону...
Характерным моментом для тиражируемых изделий "Дайле" является применение образцов, позволяющих "допуск" в воспроизведении, то есть размер и габариты изделия могут изменяться в зависимости от особенностей данного куска янтаря. Мастер сохраняет лишь самые основные формы образца, но не губит янтарь, если он по размеру больше образца. Образец - лишь основная тема. А его повторения - это вариации.
Кончено же, допуск в изменении размера тоже не безграничен. Он обычно не превышает 2-3 сантиметров.
Так рождаются в массовом производстве изделия, из которых каждое имеет индивидуальный облик, своё очарование."
В заключении обзора книги покажу фотографии украшений из образцов комбината "Дайле". По этим образцам выпускались массовые изделия, с возможностью отклонения или с "допуском", как рассказано в книге. Может быть кто-то из читателей сможет найти "своё" украшение из коллекции?
Выпускали на комбинате и сувениры из янтаря.
В рамках статьи разместить весь материал книги - невозможно, старалась выбрать наиболее интересные именно для коллекционеров украшений фотографии и сведения.
Не охваченным остался и небольшой текст, буквально несколько абзацев, про янтарный украшения Латвии, постараюсь сделать маленькую заметку про латышские украшения отдельно.
Благодарю за внимание.