Найти в Дзене
Жить легко

Литовское золото. Библиотека коллекционера. Часть 1

Доброго дня, читатель! Сегодня расскажу про довольно редкую книгу - "Литовское золото". Издана книга в далеком 1973 году литовским издательством "ВАГА", автор - Марина Тихомирова. Это замечательные главы об истории янтаря от античности до наших дней, о развитии янтарной художественной промышленности на протяжении веков, о музее янтаря в Паланге. Но самые ценные для коллекционера украшений главы - это рассказы о советском периоде развития янтарной художественной промышленности в стране в целом и в Литве в частности, с названием комбинатов, именами художников и фотографиями украшений. Я долго не могла подступиться к рассказу про эту книгу: слишком много информации, слишком много фактов и фотографий. Выбрать что-то одно, самое главное - трудно. Попробую привести отрывки из глав книги, содержащие информацию об использовании янтаря, об украшениях из янтаря, без пересказа легенд, истории добычи и без прочих исторических фактов далекого прошлого. Статью поделю на две части: для одной сл

Доброго дня, читатель!

Сегодня расскажу про довольно редкую книгу - "Литовское золото". Издана книга в далеком 1973 году литовским издательством "ВАГА", автор - Марина Тихомирова.

Книга "Литовское золото" На обложке ожерелье, автор И. Пакутинскене
Книга "Литовское золото" На обложке ожерелье, автор И. Пакутинскене

Это замечательные главы об истории янтаря от античности до наших дней, о развитии янтарной художественной промышленности на протяжении веков, о музее янтаря в Паланге. Но самые ценные для коллекционера украшений главы - это рассказы о советском периоде развития янтарной художественной промышленности в стране в целом и в Литве в частности, с названием комбинатов, именами художников и фотографиями украшений.

Я долго не могла подступиться к рассказу про эту книгу: слишком много информации, слишком много фактов и фотографий. Выбрать что-то одно, самое главное - трудно. Попробую привести отрывки из глав книги, содержащие информацию об использовании янтаря, об украшениях из янтаря, без пересказа легенд, истории добычи и без прочих исторических фактов далекого прошлого. Статью поделю на две части: для одной слишком много материала.

Эпиграфом к книге стали слова литовского поэта Э. Межелайтис:

"Мы прибалты. И в жилах у нас течёт янтарь".

Глава 1. Пути солнечного камня

"Сейчас, после Великой Отечественной войны, основные разработки сукцинита (янтарь высокого качества) находятся на территории Советского Союза. Речь идет о знаменитом Пальмникене, ныне посёлке Янтарный близ Калининграда... Теперь там добывают ежегодно 350-400 тонн янтаря, что составляет около 65% всей мировой его добычи.

В Калининградском янтарном комбинате есть специальный цех, где изготовляются янтарные украшения и предметы искусства.

В меньшем, но все же значительном масштабе художественной обработкой янтаря в СССР занимаются в Латвийской ССР - комбинат "Максла", в Литовской ССР - комбинат "Дайле". Оба они принадлежат Союзам художников этих республик. (На мой взгляд очень интересные сведения, подсказывающие, что авторов, даже совсем массовых изделий этих комбинатов, а возможно и многих других предприятий бывшего СССР, нужно искать среди членов Союза художников как СССР, так и республикснских. прим. автора)

Материал для своих массовых изделий они получают все от того же Янтарного комбината, так как Латвия и Литва не имеют крупных разработок янтаря и могут лишь находить его в отдельных кусках на побережье.

И все же в обеих республиках янтарь давно и прочно вошёл в быт как традиционный художественный материал. Особенно это касается Литвы, где сейчас исключительно интересно работают художники, опираясь на давние свои традиции и находя новые пути к выявлению красоты замечательного самоцвета.

Литовскому золоту - янтарным изделиям Советской Литвы - и посвящена в основном эта книга."

Глава 2. Взгляд в историю

"В 19 веке янтарь получил очень широкое распространение как поделочный материал, цена его снизилась, а в связи с этим изменился и сам характер его применения. В большом количестве появились трубки, мундштуки, пуговицы, ручки для зонтов, ожерелья, главным образом из круглых точеных бусин. К началу 20 века вошли в моду и другие украшения - броши - натуралистические, имитирующие гроздья ягод, какие-то цветочки и листочки. Иной раз янтарь даже подкрашивался, в результате чего терялась вся прелесть его естественных тонов. Порой из него делались и "парадные", крупные вещи - письменные приборы, громоздкие вазы с тяжёлыми резными украшениями.

Декоративная настольная ваза. Петербург.
Декоративная настольная ваза. Петербург.

В таких вещах особое очарование янтаря, его тонкий и лирический эмоциональный строй были совершенно утрачены. С ним обращались как с любым другим материалом, вдобавок не очень высокого качества. Это время ничего не добавило ценного к истории изделий из янтаря - и Литва не избежала общей участи.

В годы господства буржуазии янтарный мастерские работали в Паланге, Клайпеде и Кретинге. Но изделия этих мастерских были в художественном отношении не интересны, да и сам ассортимент их очень ограничен.

По существу, янтарное художественное производство стало искать и находить новые пути развития только а Советской Литве. Эти пути вначале имели очень много общего с путями Калининградского комбината.

Янтарный изделия Клайпедского комбината "Дайле" 1945-1965 гг.
Янтарный изделия Клайпедского комбината "Дайле" 1945-1965 гг.

И литовский комбинат "Дайле", и Калининградский " Янтарь" наследовали дурные традиции последних десятилетий, через которые нужно было пробиться к настоящему восприятию материала."

Глава 3. В поисках души янтаря

Небольшое отступление от автора - в этой главе довольно большой текст посвящён проблемам производства украшений из янтаря на Калининградском янтарном комбинате. И для общей картины я все-таки приведу здесь этот текст. Иначе дальнейшие рассказы о поисках литовских мастеров будут не совсем понятны.

"В первые послевоенные годы и даже вплоть до конца пятидесятых годов из Калининградского янтарного комбината потоками выходили броши - жуки и пауки, виноградные гроздья, подкрашенные ягоды. И - надо сказать - трудно пришлось художникам этого комбината. Тут было все. И борьба за янтарь с включениями-инклюзиями, которые зачастую считались "браком", не выдерживали "норм ОТК", и борьба за хороший вкус потребителя, привыкшего к прессованному янтарю, к сугубо натуралистическим формам изделий, и, с другой стороны, борьба за план, выполнявшийся все теми же жуками, пауками и крупными бусами, уныло однообразными и безликими. Да еще и невозможность при больших тиражах крупного производства создать образцы, которые и в массовом выполнении сохраняли бы индивидуальные черты, свойственные каждому куску янтаря.

Все это в какой-то мере уже позади.

Художники Калининградского янтарного комбината А. Квашнин, Э. Лис, С. Бениславский, В. Митянин, А. Попов, А. Ярошенко прекрасно овладели янтарем. Об этом свидетельствуют их произведения, из года в год появляющиеся на выставках. В уникальных вещах этих художников янтарь "живет" в буквальном смысле этого слова.

Янтарный изделия Клайпедского комбината
Янтарный изделия Клайпедского комбината

Но гораздо труднее, медленнее идет прогресс янтарного производства в его массовых образцах.

Этому не приходится удивляться. Ведь создать хороший эталон для массового воспроизведения очень трудно. Большим шагом вперёд уже были те броши из камней неправильной, естественной формы, которые Калиниградский комбинат выпустил несколько лет тому назад (помним - книга издана в 1973 году). В них металл не играет декоративной роли. Это просто янтарь на заколке. Такие украшения не утомляют однообразием, так как каждый янтарь отличается от другого. Но, к сожалению, форма их одинакова. Она задана заранее, а иначе и невозможно в условиях массового производства: не допускаются ни лишние миллиметры в размере, ни хотя бы кусочек янтарной корочки при шлифовке. Эти броши выходят в одном размере.

Брошь. Янтарь. Калининградский янтарный комбинат. Из коллекции автора. Видимо о таких брошках и идёт речь в статье.
Брошь. Янтарь. Калининградский янтарный комбинат. Из коллекции автора. Видимо о таких брошках и идёт речь в статье.

В целом отличительной и не очень приятной чертой калиниградских изделий является их чрезмерная "заглаженность". Это объясняется самими условиями большого производства, где отдельные вещи идут в многотысячных тиражах. Исполнителям приходится думать о плане, а не о том, чтобы выискивать "зерно красоты" в каждом куске. Поэтому художник зачастую вынужден создавать эталоны в расчёте на сплошную шлифовку.

Кроме того, ещё в 1966 году почти 50% изделий выполнялись из прессованного янтаря. Мелкий янтарь идет на перемол, потом превращается в однородную прессованную массу, обычно в форме толстых крупных стержней, которые служат заготовками для различных изделий. Прессованный янтарь всегда одинаков - мутноватый, одноцветные, он даже в самой тщательной шлифовке невыразителен, лишён игры света, характерной для натурального янтаря, он попросту мёртв, а теперь, в век различнейших пластмасс, его изготовление уже совсем теряет смысл, и как подлинный художественный материал он не воспринимается.

Брошь. Прессованный янтарь. Прибалтика. Из коллекции автора
Брошь. Прессованный янтарь. Прибалтика. Из коллекции автора

Не радуют и опыты с так называемым "каленым" янтарем, который подвергаясь нагреванию в морском песке, приобретает коричнево-красноватый цвет и в какой-то мере неоднородность массы - в ней как бы имитируются включения и трещины, характерные для натуральных кусков. Появились кулоны и кольца со вставками из такого янтаря. Форма этих изделий неплохая, но слишком однообразна, а сам янтарь имеет вид искусственного материала, несмотря на внутренние трещинки и сильный цвет. Он лучше, чем мутный прессованный янтарь, но далеко ему до прелести натуральных камней.

Брошь. Каленый янтарь. Прибалтика. Из коллекции автора
Брошь. Каленый янтарь. Прибалтика. Из коллекции автора

Теперь, когда Калиниградский комбинат изготовляет вставки для дорогих золотых перстней и залаз каленого янтаря уныло одинаковые по форме, не выразительные, несмотря на все их "трещинки" и игру света - думается, насколько художественее были бы эти кольца с натуральными янтарями, любовно выбранными и обработанными - насколько повысилась бы их эстетическая ценность от этой неповторимости, от живой прелести, разной в каждом отдельном случае. А ведь золотое кольцо - это не массовая галантерея и, казалось бы, не следовало драгоценному подарку придавать её черты.

Кольцо. Золото, каленый янтарь. Калининградский янтарный комбинат. Фотография из открытых источников
Кольцо. Золото, каленый янтарь. Калининградский янтарный комбинат. Фотография из открытых источников

Правда, в последнее время кое-какие сдвиги на Калининградском комбинате намечаются. Например, уже не считаются браком интереснейшие янтари с инклюзиями, которые ещё недавно шли на переработку. Проявлено некоторое внимание и к мелким янтарям. Об этом свидетельствуют ожерелья и браслеты из мелких шлифованных, но сохраняющих естественную форму янтарей, просто нанизанных на нити. Они особенно декоративны, когда состоят из нескольких рядов. Красивы и ожерелья, где промежутки между крупными янтарями заполнены мелкими, и серьги, украшенные маленькими сверкающий каплями.

Серьги. Серебро, янтарь. Фотография из открытых источников
Серьги. Серебро, янтарь. Фотография из открытых источников

В Советской Литве развитие янтарной художественной промышленности началось также с без радостного наследия. Все те же натуралистические формы, порой стремление трактовать янтарь как любой драгоценный камень, оправляя его в филигранные оправы, не соответствующие его яркому своеобразию. Возникли ещё и дополнительные трудности. Во время войны янтарная художественная промышленность была почти полностью уничтожена и квалифицированных мастеров не осталось. Вначале обработка янтаря возникла вновь в нескольких городах Литвы - из них самым крупным и значительным была Клайпеда, откуда комбинат позже перевели в Палангу.

И. Пакутинскене. Подвес. 1971 год
И. Пакутинскене. Подвес. 1971 год

Сейчас (1973 год, напомню) янтарные изделия производятся в основном в Палангском янтарном цехе, принадлежащем комбинату "Дайле" - организации Худфонда Литовской ССР. Небольшое количество янтарных изделий также выпускает керамический завод "Еся" в Каунасе. "

Г. Жилинскайте. Декоративное настенное украшение. Янтарь, дерево, металл. Начало 1960 годов.
Г. Жилинскайте. Декоративное настенное украшение. Янтарь, дерево, металл. Начало 1960 годов.

А вот более подробно поиски литовских ювелиров с именами и фотографиями украшений мы рассмотрим во второй части статьи.

Благодарю за внимание.