«Теперь послушайте вы, говорящие: "сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживём там один год, и будем торговать и получать прибыль"; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: "если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое", — вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло. Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак. 4:13-17).
Большинство из нас знает, что со словом «всегда» следует обращаться с осторожностью. Мало что попадает под категорию «всегда». Бог — это «всегда». Он — неизменен и вечен в Своем Бытии. Когда мы это говорим, мы не вполне понимаем остальные вещи из категории «всегда».
Возможно, место о котором мы с уверенностью говорим «всегда», это то место, где все всегда изменяется. Не только мир изменяется, но изменяются и наши собственные тела. Кроме того, направление этих изменений невозможно предсказать. Они находятся вне нашего контроля. В Иак. 4:14 автор говорит то, что все мы знаем, но почему-то склонны забывать. Никто из нас не может с уверенностью предсказать, что случится в тот или иной день. Но несмотря на это мы строим планы, словно будущее определено. Иаков не согласен с таким отношением: «Вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (4:14).
Одной из особенностей комментария Иакова является то, что оно не содержит ничего, что требовало бы веры в Бога. Каждый — атеист, мусульманин, иудей, тепловатый христианин, преданный христианин — каждый знает, что невозможно быть на сто процентов уверенным в том, что завтрашний день наступит. Чем Иаков отличался от атеиста, так это тем, что у него было решение. Иаков хотел, чтобы люди принимали Бога с верой. Иаков знал, что Бог желает быть важной частью жизни каждого мужчины и женщины. Бог знает все о завтрашнем дне. После того как Бог дал пятую заповедь, Он добавил обещание: «Почитай отца твоего и мать, — пишет Моисей, — чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе» (Втор. 5:16). Позднее законодатель сказал Израилю, что, если они будут любить Бога и ходить Его путями, они будут «жить и размножаться», а Господь, их Бог, будет их благословлять (Втор. 30:16). Те, кто сделали Бога важной частью своей жизни, повинуясь и служа Ему, обнаруживают, что их жизнь становится лучше.
Опасность исключения Бога из своей жизни
В данном контексте Иаков обращается к купцам, заботящимся только о своей прибыли и не думающим о Боге. Однако категория таких людей не ограничивается купцами. Многие люди строят свои планы, словно Бога не существует. Мирской человек, сосредоточенный на прибыли и накоплении богатства, не хочет, чтобы Бог или церковь вмешивались в его дела. Многие при этом уподобляются неразумному богачу. Они утешают себя, говоря: «Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк. 12:19). Ирония в том, что этот глупец действительно имеет добра на многие годы, но вот дыхания ему осталось только на одну ночь. Иаков обращается к тем, кто не задумываются, согласуются ли их планы с Божьей волей или нет. Они никогда не говорят с Богом о своих планах и не просят Его помощи или водительства. Они просто вычеркивают Бога из своей картины мира. Это их грех неделания.
Иаков задает вопрос: разумно ли строить планы, словно ты все контролируешь, тогда как на самом деле ты ни в чем не можешь быть уверен? Разве не мудро строить планы, которые принимают во внимание Бога и согласуются с Его волей? Иаков продолжает: «Теперь послушайте вы, говорящие: "сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживём там один год, и будем торговать, и получать прибыль"» (4:13). Он не имеет ничего против того, чтобы строить планы. Что его беспокоит, так это то, как люди строят свои планы. Как могут люди так уверенно и самонадеянно планировать будущее, когда жизнь так изменчива? Неопределенность жизни очевидна на каждом шагу, куда мы только ни посмотрим.
Более пятисот лет тому назад Христофор Колумб покинул Испанию и начал свое плавание, не зная, куда оно может его привести. Когда он увидел землю в новом мире, он не знал, где он находился; и когда он вернулся к Фердинанду и Изабелле, он не знал, где он побывал. Он думал, что он знал, куда он плыл, но он ошибался. Судя по всему, многое из того, что планируют люди, и последующие результаты оказываются не более определенными, чем приключения «Ниньи», «Пинты» и «Санта-Марии» из экспедиции Колумба.
Среди любой аудитории мы найдем несколько человек, которые должны принять главные в их жизни решения. Нам приходится принимать решения в быстро изменяющемся мире. Последствия могут быть опасными. То, что мы делаем, может иметь последствия, длящиеся многие годы. Возьмем, к примеру, молодых людей, которые заканчивают среднюю школу, или тех, которым только предстоит начать учиться в университете. Когда они выбирают курс предметов или ищут свою первую работу, над ними довлеет необходимость определиться с будущей профессией. Важные решения никогда не прекратятся. Иаков был так же актуален, как и последние электронные гаджеты, когда, по сути, спросил: «Когда вы не знаете, что принесет завтрашний день, мудро ли строить планы без Бога?»
Очевидно, что большинство всего того, что происходит в жизни людей сегодня, происходит без оглядки на Бога. В древние же времена люди ничего не предпринимали, не посоветовавшись сначала со своими богами. С шестого-пятого веков до н.э. и вплоть до новозаветного периода одним из наиболее известных городов греко-говорящего мира были Дельфы в Греции. Там был оракул бога Аполлона. Непосредственно оракулом была старая женщина, однако она вещала через священника, который давал советы царям и городам относительно боевых действий, колоний, строительных проектов — всего, что было важным. В нашем мире немногие советуются с Богом, а если даже и советуются, то нередко это просто формальность. Поэтому не стоит удивляться, что Бог не принимает участия в том, что происходит в жизни таких людей.
Наше поколение не первое, которое считает, что нам не нужен Бог. Вспомните историю в Эдемском саду или с Вавилонской башней. В Иов 28 говорится о мудрости. Представьте гордость инженеров, которые построили пирамиду. Вероятно, их гордость была не меньше гордости построивших современные небоскребы. Если у нас есть танки и бомбы, и знаменитые университеты, и небоскребы, и деловые связи по всему миру, зачем нам Бог? Пророк Исаия жил в мире, который во многом отличался от нашего, и все же его предостережения (с небольшими поправками) звучат актуально и для нас: «Горе тем, которые идут в Египет за помощью, надеются на коней и полагаются на колесницы, потому что их много, и на всадников, потому что они весьма сильны, а на Святого Израилева не взирают и к Господу не прибегают» (Ис. 31:1).
Задумайтесь о своей жизни
Иаков упрекает и предостерегает тех, кто считают, что обойдутся и без Бога. В его распоряжении был один неопровержимый аргумент. По сути, он сказал: «Задумайтесь о своей жизни. Как умерли ваши отцы и матери, так умрете и вы». Поскольку всех нас ожидает смерть, глупо не учитывать Бога в наших планах и жизнях. Иакову не нужно было ссылаться на суд последних дней. Он ничего не сказал о небесах или преисподней. Все, что ему нужно было сказать людям, это призвать их оглядеться вокруг себя. «Вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (4:14).
Поскольку всем нам вынесен приговор смерти, нам не мешало бы задуматься о том, какими нас желает видеть Бог. Одной из любимых историй из жизни Иисуса является рассказ о том, как Он был гостем в доме Марии и Марфы. Марфа была занята по хозяйству, посвящая все свое внимание бытовым хлопотам. В отличие от нее Мария была сосредоточена на духовных вещах; все, чего она хотела, это сидеть у ног Иисуса и слушать Его. Когда Марфа пожаловалась, что Мария не помогает ей, Иисус сказал в ответ: «Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария избрала благую часть, которая не отнимется у неё» (Лк. 10:41, 42).
Большинство из нас сочувствует Марфе, но Иисус похвалил Марию не потому, что она была ленива. Он говорил о том, что уборка и приготовление пищи, и работа, начиная с утра понедельника, и зарабатывание денег — это не единственные вещи, придающие жизни смысл. При всей их необходимости они не ведут к спасению, прощению и обещанию вечной жизни.
Когда Иаков сказал, что никто не знает, что случится завтра, имел ли он в виду, никто, кроме Бога? Говорил ли он о том, что у Бога есть план жизни для каждого человека? Я не уверен, что имеет в виду человек, когда говорит: «У Бога есть план для моей жизни». Подразумевают ли такие люди, что Бог предопределил все, что произойдет? Если да, тогда, насколько я могу судить, не приходится говорить о свободе воли, о важности принимаемых человеком решений.
Возможно, они имеют в виду, что Бог хочет, чтобы каждый повиновался Ему и был спасен. Действительно, Бог желает спасения для каждого человека, но это не совсем то, чтобы говорить, что у Бога есть план, кому с кем создавать семью или как зарабатывать на жизнь. Я не знаю ни одного места в Библии, где бы подразумевалось, что у Бога есть детальная схема для жизни каждого человека. Бог желает, чтобы каждый из нас был спасен. Такова Его воля, но я не возьму на себя смелость что-то добавлять к этому. Для некоторых людей поиски Божьей воли в отношении их жизни подобны решению головоломки. Следует определить в чем эта воля заключается, и, если вы можете это сделать, Он будет с вами. Действительно, некоторые супружеские пары лучше подходят друг другу духовно, чем другие. Также некоторые профессии более соответствуют духовным потребностям, чем другие. Однако есть много разных путей, которыми может следовать человек в своей жизни и при этом оставаться верным Богу. На мой взгляд, мы неверно толкуем Библию, если считаем, что для каждого решения в жизни есть только один, четко предопределенный Богом путь.
Включайте Бога в свои планы
Иаков хотел, чтобы мы учитывали Бога во всех решениях, которые должны принимать в своей жизни. Он хотел, чтобы мы знали, что Бог участвует в делах людей. Бог открыл мудрецам, что Он дал Своим творениям возможность самим принимать решения. Подобно многим живущим сегодня, люди прошлого иногда отталкивали Бога. Иаков хотел, чтобы они поступали иначе: «Вместо того, чтобы вам говорить: "если угодно будет Богу и живы будем, то сделаем то или другое", — но вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло» (4:15, 16). Иаков хотел, чтобы, когда мы что-то планируем, то понимали, что у Бога могут быть совсем другие планы. Бог может сделать невозможным то, чего мы желаем. Он может вмешаться, потому что знает, что для нас будет лучшим. Или же Он может позволить злу идти своим путем. Никто из нас не знает, как Бог управляет миром. А это значит, что никто из нас не может строить планы на будущее, словно мы можем всё контролировать. Прит. 27:1 предостерегает: «Не хвались завтрашним днём, потому что не знаешь, что родит тот день». Иисус подчинил Свою волю воле Отца. Находясь в Гефсиманском саду, Он сказал: «Отче! О, если бы Ты благоволил пронести чашу эту мимо Меня! Впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). Подобным образом рассуждал Павел и другие ранние христиане (Деян. 18:21; 21:14).
Иаков дал понять, что планирование будущего без учета Бога, устранение Его из своей картины мира, является оскорбительным для Бога. Так поступают надменные. Такое дерзкое тщеславие есть зло.
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД 👈🏻
👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2024 ГОД 👈🏻