Деревня Запрудиха стояла себе тихонько на берегу речки Запрудихи, будто уставший путник, присевший отдохнуть. Дома покосились от времени, заборы заросли крапивой, а в огородах, вместо картошки, иной раз вырастали настоящие джунгли. Но, несмотря на эту внешнюю неприглядность, в Запрудихе теплилась жизнь, размеренная, спокойная, с запахом свежего хлеба, парного молока и вечерних посиделок на завалинке.
Большинство жителей Запрудихи были пенсионерами, людьми закаленными жизнью, знающими цену каждому куску хлеба и каждому доброму слову. Они пережили нестабильность системы, отсутствие еды, перестройки, и теперь, казалось, ничто не могло нарушить их покой. Но они ошибались.
Однажды в Запрудиху приехали люди в дорогих костюмах и начали что-то вымерять, записывать, фотографировать. Баба Нюра, самая бойкая старуха в деревне, не удержалась и подошла к ним.
– Чего это вы тут высматриваете, касатики? – спросила она, уперев руки в бока.
– Мы представители компании "Строй Инвест Групп", - ответил один из мужчин, с надменным видом оглядывая бабку с ног до головы. – Мы планируем строительство нового завода на территории вашей деревни.
– Какого еще завода? – возмутилась баба Нюра. – Зачем он нам тут сдался? У нас тут тишина, покой, грибы да ягоды. А вы нам тут дым, шум, экологию портить будете?
– Это современное, экологически чистое производство, - попытался успокоить ее мужчина. – Оно даст новые рабочие места, увеличит поступления в местный бюджет, улучшит инфраструктуру.
– А нам это надо? – парировала баба Нюра. – У нас тут все свое, натуральное. И рабочие места нам не нужны, мы уже свое отработали. А бюджет ваш… мы и без него проживем.
Мужчина понял, что с этой старухой каши не сваришь, и решил перейти к главному.
– В общем, - сказал он, – вам придется освободить территорию. Мы готовы выплатить компенсацию за ваши дома и участки.
– Компенсацию? – переспросила баба Нюра. – А сколько дадите?
Мужчина назвал сумму. Баба Нюра ахнула.
– Да за эти деньги я себе даже скворечник не куплю! – возмутилась она. – Вы что, совсем нас за дураков держите?
– Мы предлагаем вам рыночную стоимость, - ответил мужчина.
– Какая там рыночная стоимость! – закричала баба Нюра. – Тут моя земля, тут мои корни, тут последнее пристанище предков! За деньги это не купишь!
С этими словами она развернулась и пошла в деревню, чтобы сообщить остальным жителям о надвигающейся буре.
Весть о строительстве завода и возможном выселении быстро облетела всю Запрудиху. Пенсионеры собрались на общее собрание, чтобы решить, что делать дальше.
– Что будем делать, люди добрые? – спросил дед Егор, самый старый житель деревни. – Неужто позволим этим капиталистам нас с родной земли согнать?
– Ни за что! – закричала баба Нюра. – Мы будем бороться за свою землю до последнего!
– А как мы будем бороться? – спросил дед Василий, бывший учитель истории. – Они же сильные, у них деньги, власть.
– А у нас – правда! – ответила баба Нюра. – И мы эту правду будем отстаивать всеми способами!
Так началась борьба жителей Запрудихи за свой дом. Они писали письма в администрацию, обращались в газеты. Но все было тщетно. Власти, как всегда, отмахнулись от них, а газеты лишь печатали короткие заметки о "недовольстве местных жителей".
– Ничего, - говорила баба Нюра. – Мы им еще покажем!
И она придумала гениальный план.
- Мы напишем письмо президенту! – заявила она. – Он уж точно нас услышит и поможет.
И они написали письмо. Длинное, трогательное, с подробным описанием всех своих бед и надежд. Они отправили его в Москву и стали ждать.
Но время шло, а ответа все не было. Зато строительная техника уже подбиралась к Запрудихе.
– Все пропало, - говорил дед Егор. – Ничего у нас не получится.
– Не говори гоп, пока не перепрыгнешь! – отвечала баба Нюра. – Мы еще не сдаемся!
И она снова взялась за дело. Она обзвонила всех своих знакомых, связалась с журналистами, правозащитниками, экологами. Она подняла на ноги всю общественность.
И это сработало! В Запрудиху приехали журналисты с центральных каналов, правозащитники, экологи. Они начали снимать репортажи, писать статьи, проводить пресс-конференции.
Общественное мнение было на стороне жителей Запрудихи. Люди со всей страны выражали им свою поддержку.
Власти забеспокоились. Они поняли, что ситуация вышла из-под контроля.
И вот однажды в Запрудиху приехал сам губернатор.
– Я приехал, чтобы лично разобраться в ситуации, - заявил он, стоя перед собравшимися жителями.
– Мы вам все уже давно объяснили, - ответила баба Нюра. – Нам не нужен ваш завод! Мы хотим жить спокойно на своей земле!
– Я вас услышал, - сказал губернатор. – Я обещаю вам, что строительство завода будет приостановлено до тех пор, пока не будут учтены все ваши интересы.
Жители Запрудихи ликовали. Они победили! Они отстояли свой дом!
Но баба Нюра не расслаблялась. Она понимала, что это лишь временная победа. Корпорации не отступят так просто.
И она оказалась права. Через некоторое время компания "СтройИнвестГрупп" предложила жителям Запрудихи новые условия. Они увеличили компенсацию, обещали построить новые дома, создать новые рабочие места.
Некоторые жители заколебались. Им хотелось улучшить свои жилищные условия, заработать денег.
Но баба Нюра снова встала на защиту Запрудихи.
– Не верьте им! – говорила она. – Они хотят вас подкупить, чтобы вы сами отказались от своей земли. Не продавайте свои души за деньги!
И она убедила их. Жители Запрудихи единогласно проголосовали против строительства завода на своей территории.
Компания "СтройИнвестГрупп" вынуждена была отступить. Они поняли, что с этими упрямыми пенсионерами им не справиться.
Жители Запрудихи отпраздновали свою окончательную победу. Они устроили большой праздник с песнями, танцами, играми и угощениями.
Баба Нюра была в центре внимания. Ее поздравляли, благодарили, называли героиней.
– Не я одна, - говорила она. – Это мы все вместе победили. Вместе мы – сила!
И она была права. Сила Запрудихи была в ее людях, в их единстве, в их любви к своей земле.
После этих событий жизнь в Запрудихе пошла своим чередом. Пенсионеры продолжали заниматься огородами, ходить в лес за грибами и ягодами, вечерами собираться на завалинке и петь песни.
Но кое-что все-таки изменилось. В Запрудиху стали приезжать туристы, чтобы посмотреть на "деревню-героя". Местные жители организовали экскурсии, рассказывали о своей истории, угощали гостей местными деликатесами.
Запрудиха стала известной на всю страну. О ней писали книги, снимали фильмы, ставили спектакли.
И все это благодаря бабе Нюре и ее отважным односельчанам. Они доказали, что даже самые слабые и беззащитные люди могут бороться за свои права и побеждать сильных и влиятельных врагов. Главное – верить в себя, не сдаваться и держаться вместе.
А баба Нюра… она продолжала жить в своей любимой Запрудихе, поливать цветы на окне, кормить кошек и рассказывать своим внукам о том, как они вместе с дедами и бабками забодали целую корпорацию. И каждый раз, когда она рассказывала эту историю, ее глаза светились гордостью и счастьем. Ведь она знала, что оставила после себя след, который никогда не будет стерт из памяти народной. И это был самый главный итог ее долгой и непростой жизни. Потому что, как говорится, не в заводах счастье, а в правде и в своей земле.