Представьте себе: даже склероз, коварно подкрадывающийся и стирающий воспоминания, не смог помешать ему блистать! Николай Гриценко – это имя, которое до сих пор вызывает трепет у ценителей настоящего искусства. Он был тем самым актером, кто смог гениально воплотить немецкого офицера в легендарных «17 мгновениях весны» и незабвенного Татаринова в «Двух капитанах». Но вот что поражает и до сих пор вызывает горечь: в 1978 году этому великому артисту, по сути, вынесли смертный приговор, отправив в психиатрическую лечебницу и безжалостно разлучив со сценой, которая была его жизнью.
Еще в конце 30-х годов коллеги, пораженные его талантом, говорили о Николае Гриценко как о подлинном гении, способном перевоплотиться в кого угодно. Он не был любимцем публики в обычной жизни, не отличался красноречием, многие даже считали его чудаком со странностями. Но стоило ему выйти на сцену, как все скептики замолкали, ведь перед ними представал настоящий Лицедей, Мастер своего дела. В его фильмографии накопилось более шестидесяти ролей – цифра, казалось бы, внушительная, но разве это предел для актера такого масштаба?
Увы, последние годы жизни Николая Олимпиевича стали настоящим испытанием. Смерть соратников, а затем и мамы, а также разлад с родной сестрой Лилей, открыли ему всю бездну одиночества. Оставалась лишь любимая работа, но и её у Гриценко отняла безжалостная болезнь… и, как ни странно, собственная жена, решившая отправить его в клинику. Именно там, 8 декабря 1979 года, 67-летний артист скончался от инфаркта. Как же так получилось, что лауреат Сталинской премии, человек-эпоха, мог сгинуть в забвении среди медицинского персонала? Сегодня, 24 июля, мы отмечаем 113 лет со дня рождения этой звезды кино, и пришло время вспомнить его удивительную, но такую трагическую биографию.
Из техников – в Лицедеи: невероятный путь
Николай появился на свет в 1912 году на станции Ясиноватая в Донецкой области. Его детство пришлось на жуткий период Гражданской войны, когда на Донбассе шли самые ожесточенные бои. Неудивительно, что незадолго до рождения его сестры Лили, семья Гриценко перебралась в Горловку, спасаясь от кровавого кошмара. В те непростые времена будущее виделось исключительно в рабочем русле. После школы Николай окончил транспортный техникум и устроился на железную дорогу. Но этот юноша не был из тех, кто останавливается на достигнутом. Поговорка «Век живи – век учись» будто специально была придумана для него. Парень постоянно шутил, балагурил и веселил коллег, так что мало кто удивился, когда он поступил на музыкально-драматический рабфак, а затем и в театральный институт в Киеве.
Можно было бы подумать, что талантливый юноша и его не менее одаренная младшая сестра перебрались в Москву в поисках творческих перспектив, но на самом деле, причина для смены места жительства была куда более веской. Отца Гриценко, который работал директором завода, репрессировали и расстреляли в 1937 году. В отчаянии мать собрала самые необходимые вещи и вместе с детьми сбежала, начиная новую жизнь. К тому моменту 23-летний Николай уже был женат на девушке по имени Зинаида, так что в столицу они отправились все вместе. В Москве Николая с распростертыми объятиями принял театр имени Вахтангова, а его сестру, обладающую сильным поставленным голосом, – в оперно-драматическую студию. В дальнейшем актер получил образование в легендарной «Щуке», что еще больше укрепило его авторитет среди коллег.
«Гриценко — лучший лицедей Вахтанговского театра. Лицедей делает лица. Некоторые актеры обижаются: «Какой я тебе лицедей? Я заслуженный артист!» Я говорю: «Дурак ты. Актеры, чем они разнообразнее в характерах, которые они выносят на суд народа, на сцену, тем они талантливее, гениальнее». Гриценко Николай Олимпиевич, мы его звали Грицук, — это была фантастика»,
— с восхищением делился Василий Лановой в документальном фильме «Николай и Лилия Гриценко.
Отверженные звезды» на ТВЦ. И ведь это чистая правда! Николаю даже не нужен был сложный костюм или грим, чтобы зритель мгновенно разгадал и принял созданный им образ. Даже крохотные роли он играл по-разному, что одновременно восхищало и… пугало режиссера Рубена Симонова: другие артисты предлагали пару вариантов перевоплощения в одного героя, а Гриценко — целых десять! Неудивительно, что актера все чаще называли гением.
Первый опыт работы перед камерой артист получил благодаря приглашению на второстепенную роль в ленту «Машенька». Кинорежиссеры сразу поняли: из этого актера выйдет толк. Предложения стали поступать одно за другим. Совместной картиной для Николая и Лилии Гриценко должна была стать «Прощай, Америка!», но, к сожалению, фильм так и не завершили, а пленка с ним пролежала на полке до 90-х.
Свои звездные роли Николай сыграл позднее. Так, в конце 60-х на экраны вышла «Анна Каренина», где он блестяще отразил характер супруга главной героини. После премьеры критики писали, что благодаря таланту Николая Олимпиевича получилась история не столько об Анне, сколько о трагедии Алексея Каренина. В 70-х актер перевоплотился в Перфильева в «Земле Санникова», легендарного немецкого генерала из «17 мгновений весны» и в Николая Татаринова в «Двух капитанах».
Одинаково удачно артисту удавались комедийные и драматические персонажи, но лучше всего — герои потерянные, сломленные, забытые миром. Ведь Лицедей не понаслышке знал, что такое быть брошенным… Это был его личный опыт, который он так мастерски переносил на экран.
Любовные похождения и запутанные тайны
Личная жизнь Николая Гриценко была не просто бурной, она была невероятно запутанной! Даже самые близкие друзья затруднялись ответить, с кем из своих многочисленных пассий актер официально расписался, а с кем жил гражданским браком. По словам биографов, со своей первой любовью, Зинаидой, Николай провел почти четверть века. А потом она… оставила его. Это стало для Гриценко огромным потрясением, от которого он так и не смог оправиться.
«Всю оставшуюся жизнь Николай Олимпиевич искал замену Зинаиде, но, к сожалению, так и не смог найти»,
— заключила писатель Елена Семенова.
В тот непростой период актера спасла работа: на экраны как раз вышла лента «Хождение по мукам», после которой он стал всесоюзной звездой. Но было очевидно, что даже самые блестящие роли не подарят артисту тех эмоций, что приносила любовь. И он окунулся в романы с женщинами, отчаянно надеясь отыскать ту самую, с которой почувствует себя счастливым.
Серьезные отношения связывали актера с фотографом Галиной Кмит. Гриценко даже сделал ей предложение, но она уже была несвободна, а законный супруг не желал давать развод, хотя прекрасно знал об изменах. Галина родила от Николая сына Дениса, однако артист отказался признать отпрыска, так что отцом в свидетельстве записали мужа женщины Леонида. Лишь спустя годы Денису Кмиту, уже учившемуся в театральном вузе, открылась правда о биологическом отце. Они так и не встретились, и внебрачный ребенок видел папу только на экране.
«Меня ограничивали. Я с ним не общался никогда, к сожалению. Если меня к нему не подпускали, значит, существовала какая-то обида, но кто из них виноват — не знаю»,
— делился Денис.
Почему актер не признал сына? Не поверил, что ребенок действительно от него? Или же просто не хотел платить алименты? Эта загадка так и осталась тайной артиста, который не любил выставлять личную жизнь напоказ. Официально у него была лишь дочь Катя, рожденная сотрудницей Москонцерта Инной Малиновской. И вот тут начинается настоящая путаница: в интернете распространилась информация, что еще до Малиновской Гриценко женился на Ирине Буниной, которая была младше него на 27 лет. Однако наследница Буниной от последующих отношений, Анастасия Сердюк, слышала от матери совершенно иную историю: ради Ирины Николай ушел от супруги Инны.
«Оставил Малиновской квартиру, — поясняла Настя. — Жили они с мамой в общежитии на окраине Москвы. Николай Олимпиевич сильно пил, любил погулять, и мама не выдержала. После разрыва стало ясно, что им тяжело вместе служить в одном театре. Мама в отчаянии пошла к Олегу Ефремову во МХАТ и попросила найти ей работу. Тот велел подождать год. Тогда мои бабушка с дедушкой, тоже актеры, забрали маму в Киев в Театр русской национальной драмы имени Леси Украинки. Мама никогда мне о браке не говорила. Уверена, женаты они с Николаем Гриценко не были. Но для нее расставание с Гриценко стало тяжелым ударом. Все-таки он был ее первой настоящей любовью».
Об актере ходили самые противоречивые слухи: что он скуповат, но при этом любит щеголять в дорогих костюмах; якобы много пьет, однако нетрезвым на сцене его никогда не видели. И, конечно, вся Москва говорила о том, как женщины сходят с ума по Гриценко, а тот, будучи человеком спонтанным и эмоциональным, изменяет им и рушит одни отношения за другими. Его личная жизнь была похожа на запутанный лабиринт, где каждый поворот скрывал новую тайну.
Печальный финал гения
Так случилось, что в последние годы жизни рядом с Николаем Олимпиевичем не оказалось его родной сестры. В театре знали, что между артистами произошел некий конфликт, но чем он был вызван — оставалось неизвестным. В итоге каждый переживал свое горе без поддержки родственника: Лиля развелась с мужем Борисом Равенских и, увы, запила так, что лишилась работы в театре. А ее брат после 50 начал терять самое дорогое для актера — память. Это было начало конца.
Сперва он ловко выкручивался из ситуации, если забывал кусочек текста: со стороны казалось, что не артист, а его персонаж рассеян. Но к началу 70-х масштаб проблемы стал очевиден коллегам и режиссерам. Остается лишь удивляться, как, читая реплики по шпаргалке, Гриценко умудрялся играть по-прежнему блестяще. Так, эпизод с немецким генералом в «17 мгновениях весны» Николай Олимпиевич исполнил бесподобно, хотя уже был серьезно болен.
«Это было «документальное» кино, ощущение, что снимали на скрытую камеру трагедию конкретного, живого, настоящего человека. Николай Олимпиевич всегда таким был»,
— подчеркивал Леонид Ярмольник.
Негативно на его здоровье повлиял и уход близких людей: похороны режиссера Рубена Симонова, смерть мамы. Одиночество актера достигло своего пика, он казался окружающим потерянным, словно не знал, куда идти и что делать. Последняя спутница жизни, та самая жена, о которой мы говорили ранее, определила артиста в психиатрическую клинику, заявив, что тот склеротик, много пьет и все забывает, а находиться с ним в одной квартире опасно. И что самое ужасное? Никто не вступился за гениального лицедея, его просто забрали из театра при полном попустительстве властей. Неужели никто не мог помочь?
Николай Олимпиевич редко узнавал приходивших навестить его в медицинском учреждении коллег. Отдушиной для него стали посещения одного театроведа: женщина приезжала с собакой, которую Гриценко очень любил. Хотя животное не пускали на территорию клиники, актеру было достаточно идти параллельно с ним по другую сторону забора. Не прошло и года, как жизнь артиста трагически оборвалась. Однажды ночью Гриценко, страдающий от болезни, залез в общий холодильник и съел чужие продукты, за что был жестоко избит другими пациентами. Может, измученный организм крайне пострадал от побоев, а может, сердце не выдержало такого унижения, но 8 декабря 1979 года Николай Гриценко умер.
По мистическому совпадению, в тот день в театр имени Вахтангова ворвался и пролетел прямо над сценой белый голубь, словно душа Гриценко прощалась с подмостками. Символичным казалось и то, что через пару лет после его смерти Лилии Гриценко предложили роль слабоумной женщины, запертой в доме престарелых. Сама же актриса ушла из жизни спустя десять лет, в 1989-м. Одинокая, больная и забытая всеми, как и ее брат. Какая трагическая ирония судьбы для двух таких талантливых людей.
💖 Мы стараемся делать этот канал уютным уголком для всех, кто любит мир звёзд. Если вам нравится, что мы делаем, поддержите нас — это вдохновляет нас на новые истории!