В его юности шептались: «Наследный принц». И не случайно! Этот красавец с тонкими чертами лица был третьим, кто продолжил славную актёрскую династию. Его дед, Николай Ливанов, царил на московских подмостках в начале XX века, а после революции его талант освещал сцены таких знаковых театров, как «Ленком» и «Моссовет». Отец, Борис Ливанов, народный артист СССР, посвятил всю свою жизнь МХАТу, и говорят, сам Сталин не раз бывал на его спектаклях. Однажды на кремлёвском банкете Иосиф Виссарионович, обратившись к нему, спросил:
«Борис Николаевич, почему вы не состоите в партии?»
Ответ прозвучал мгновенно:
«Товарищ Сталин, я чрезвычайно дорожу своими недостатками».
Вождь разразился хохотом. И Ливанов так и остался беспартийным.
Путь вопреки
Казалось бы, для Василия судьба предначертала прямой путь на сцену. Но отец, умудрённый опытом, был категорически против. Он опасался, что сын не совладает с актёрским ремеслом, и это станет источником вечных обвинений в адрес кого угодно, только не себя самого. Мать, Евгения Казимировна, была одарённой художницей. Отец тоже обожал рисовать, особенно шаржи. Знаменитая троица советских карикатуристов, Кукрыниксы, даже звали Бориса Ливанова к себе четвёртым, но тот отказался. Зато Василий, следуя зову крови, окончил Московскую художественную школу для одарённых детей при Академии художеств СССР и с блеском сдал экзамены в Художественный институт имени Сурикова. Однако в последний момент его осенило: без актёрства он просто не сможет жить.
Втайне от всех он поступил в легендарное Щукинское училище при Вахтанговском театре, поставив родителей перед свершившимся фактом. Отец, узнав о дерзком поступке сына, тут же, не отходя от него, набрал номер своего друга Рубена Симонова, руководителя театра:
«Моего Ваську приняли в ваше училище. Прошу тебя: если способностей недостаточно, гони в шею!»
Почти полтора часа ведущие актёры театра испытывали юношу. В полуобморочном состоянии он покинул кабинет Симонова. Тот позвонил отцу:
«Сын талантливый, пусть учится».
Главной же школой мастерства для Василия Ливанова, по его собственному признанию, стало бесценное общение с отцом и его блистательными друзьями: Борисом Пастернаком, Николаем Черкасовым, Александром Довженко, Валерием Чкаловым, Риной Зелёной, Ольгой Книппер-Чеховой и многими другими знаменитостями, которые часто бывали в их доме. Его крёстным отцом стал сам Василий Качалов, чьей собаке Есенин посвятил трогательное стихотворение «Дай, Джим, на счастье лапу мне». В честь Качалова родители и назвали своего сына.
Голос, выкованный стужей
Неповторимый, узнаваемый голос Василия Ливанова стал его визитной карточкой. Но мало кто знает, что это результат производственной травмы. Режиссёр Михаил Калатозов, создатель бессмертной картины «Летят журавли», предложил начинающему актёру главную роль в драме «Неотправленное письмо», повествующей о советских геологах, обнаруживших алмазы в бескрайней тайге. Съёмки проходили на суровых берегах Енисея.
«Михаил Константинович был убеждён, что переживания актёра будут неполноценными, если он не ощутит весь вкус «предлагаемых обстоятельств». В «Неотправленном письме» мы по-настоящему горели в пожарах, изнывали под тяжестью геологического груза, захлёбывались в ледяной речной воде. Калатозов решил провести озвучание зимнего похода молодых геологов не в студии, а прямо в тайге, на сорокаградусном морозе. Мы с Таней Самойловой пытались перекричать мощные порывы ветра, и я начисто потерял голос. Врач запретила две недели разговаривать даже шёпотом. Когда голос вернулся, он стал скрипучим. Я сначала в ужас пришёл. Потом понял, что второго такого ни у кого нет. И успокоился».
Этим неповторимым, пробирающим до мурашек голосом говорят легендарный Шерлок Холмс, благородный Дон Кихот, император Николай I в «Звезде пленительного счастья», Феликс Дзержинский в «Синей тетради», психиатр Стравинский в «Мастере и Маргарите» и многие другие герои Ливанова из кинофильмов. А ещё — озорной Карлсон, добродушный крокодил Гена, мудрый Удав в «38 попугаях», забавный Дядюшка Ау, могучий Громозека и десятки других любимых детворой персонажей мультфильмов.
Мультипликация вошла в его жизнь не случайно. В 1966 году Ливанов с отличием окончил Высшие режиссёрские курсы Михаила Ромма при Госкино СССР. Диплом кинорежиссёра он защитил на «отлично», поставив мультфильм по собственной сказке «Самый-самый-самый-самый». После этого он поступил на работу в киностудию «Союзмультфильм» в качестве режиссёра-постановщика, сценариста и актёра озвучивания.
Вместе с верными друзьями, поэтом Юрием Энтиным и композитором Геннадием Гладковым, он подарил миру популярные мультфильмы-мюзиклы «Бременские музыканты», «По следам бременских музыкантов» и «Новые бременские». В 2019 году он снял по своему сценарию исторический фильм «Медный всадник России», который был удостоен престижной награды «Золотой витязь». Он также издал сборник своих сказок, повести, пьесы, мемуары, а также книги «Неизвестный Шерлок Холмс. Помни о белой вороне», «Мой отец—Борис Ливанов» и «Невыдуманный Пастернак». А вот с театром у Василия Ливанова отношения не сложились. Хотя он и поработал в Театре имени Вахтангова, но в итоге выбрал кинематограф.
Джентльмен удачи и его Холмс
Сорок пять лет назад экраны СССР взорвались от двух серий «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона», показанных по Первой программе Центрального телевидения. Режиссёр Игорь Масленников изначально планировал ограничиться этим. Но успех был настолько оглушительным, что руководство Центрального телевидения решило и дальше разрабатывать эту «золотую жилу». К тому же картина получила специальный приз жюри на Международном фестивале телесериалов в Италии. В итоге съёмки растянулись на целых восемь лет, и на телеэкраны вышло одиннадцать серий.
«С самого начала я знал, что Холмса должен играть Василий Ливанов, — утверждал Масленников. — До этого он снимался в моём фильме «Ярославна — королева Франции». Играл драчливого, пьяного рыцаря, что, как ни странно, соответствует его личному характеру. А Шерлок Холмс в рассказах Конан Дойла статичен, его характер не развивается, он «маска». И позёр — не говорит, а вещает. Руководство Центрального телевидения отвергло его кандидатуру: «Какой же это Холмс? Ливанов — шумный, сложный, непредсказуемый». Для очистки совести я познакомился с Александром Кайдановским, сделал фотопробы. Он полностью соответствовал литературному образу! Сух, высок, педантичен и бесстрастен. Но мне нужен был Холмс, не совпадающий с первоисточником. Ливанов — это Ливанов! Он унаследовал не только страсть к лицедейству, но и сохранил в зрелом возрасте мальчишеское начало, желание «поиграть в англичанство». На вид он был абсолютным европейцем. Осталось сбрить усы, с которыми он никогда не расставался...»
Масленников отстоял кандидатуру Ливанова и попал в самую точку. Недаром в 2006 году актёр за роль Шерлока Холмса был награждён орденом Британской империи. Сама Маргарет Тэтчер назвала русского Холмса лучшим в мире. А в 2007 году Василия Ливанова и Виталия Соломина увековечили в бронзе, открыв в Москве у посольства Великобритании скульптурную композицию «Шерлок Холмс и доктор Ватсон».
Во время съёмок киношные друзья — сыщик и доктор — по-настоящему сблизились.
«На экране можно сыграть любовь, — пишет Ливанов. — А дружбу сыграть невозможно. Нужно дружить. Мы с Виталием дружили семьями. Дружили наши жёны Лена и Маша, обе художницы, его дочь Настя и мой сын Борька. В 1984 году с разницей в две недели у нас родился второй сын — Николай, у Соломиных вторая дочь — Елизавета. Малознакомые и хорошо знакомые люди спрашивали всерьёз: «Вы, наверное, сговорились?» Мы делали загадочные лица, отводили глаза, улыбались. Отвечать «сговорились» — глупо, разуверять — ещё глупее. Но вопрос нам почему-то льстил». Виталий Соломин поставил в Малом театре спектакль по повести друга «Мой любимый клоун», где сам сыграл этого клоуна. После премьеры Ливанов позвонил ему: «У тебя дома есть большое кресло. Можешь сейчас срочно подвезти его к Малому театру? Мне очень нужно». «Зачем?» — «Хочу посидеть рядом с Александром Островским» (памятник драматургу стоит на площади рядом с театром). Ох, как же Соломин смеялся! Друг умел его рассмешить. Сам Соломин рассказывал в интервью: «Однажды на даче Ливановых мы сели за стол, и я ровно пять часов подряд не сказал ни одного слова — только хохотал. Ливанов столько разных историй знает, можно слушать бесконечно». Юмор, шутки, розыгрыши Василия Ливанова — тоже от отца. Как-то министр культуры СССР Екатерина Фурцева объявила на коллегии, что в «высших инстанциях» принято решение присвоить Камерному театру имя Пушкина. Поскольку театр находится недалеко от памятника Пушкину. На бульваре. «Ну тогда его лучше назвать Бульварный театр»,
— подал реплику Борис Ливанов.
В другой раз министр Фурцева заявила на совещании: мол, художественная самодеятельность должна скоро вытеснить профессиональное искусство. «Борис Николаевич, я вижу, вы рисуете в блокноте и меня не слушаете? — прервав речь, обратилась она к Ливанову. — Вы что, со мной не согласны?» «Я слушаю, — ответил актёр. — Вы радуетесь, что профессиональное искусство скоро исчезнет, а я — профессионал. Вот вы бы, Екатерина Алексеевна, стали пользоваться услугами самодеятельного гинеколога?»
Обсуждение закончилось гомерическим хохотом всех присутствующих.
Фильм Андрея Тарковского «Андрей Рублёв» вошёл в сокровищницу мирового кинематографа. Сценарий режиссёр сочинил с Андроном Кончаловским. Но за ним стоит одна очень некрасивая история. Василий Ливанов дружил с Андроном. В 1962 году актёр снимался в картине «Коллеги» по одноимённой повести Василия Аксёнова. У него была главная роль.
«Когда в плотном графике выпала пара свободных дней, поехал в Суздаль, — вспоминал он. — Время будто отмотало несколько столетий назад — я душой перенёсся в средневековую Русь. В той поездке у меня родился замысел фильма про Андрея Рублёва, главную роль в котором буду играть сам. Приезжаю, полный планов, в Москву и тут же получаю приглашение к Дмитрию Шебалину — знаменитому альту из струнного квартета имени Бородина. Среди гостей вижу Андрона и его друга Андрея Тарковского. И с ходу начинаю им всё выкладывать. Даже концовку расписываю в деталях: сам фильм должен быть чёрно-белым, а последняя часть, где фрески Рублёва, русские пейзажи с летящими над землёй конями, церкви, колокола — цветная. Глаза у Тарковского горят, он всё время повторяет: «Сыр, такой сыр!» Было у него в ходу такое выражение, означавшее полный восторг. Втроём договариваемся: как только закончу сниматься, сразу садимся за написание сценария. Последний день работы над «Коллегами» — и вечером я первым делом звоню Андрону: — Всё, я освободился! Когда начинаем? — Что начинаем? — Рублёва! — А мы уже всё написали. Сценарий готов. Ты, старичок, это... не расстраивайся. Мы тебя вставим в титры. Я редко позволяю себе орать на кого-то, тем более матом. А тут из моих уст пошёл такой текст, что находившиеся на даче женщины выбежали в сад. Как же я переживал это воровство! Но ещё больше — предательство Андрона».
Кончаловский и сам признавал: «Замыслом фильма «Андрей Рублёв» мы с Тарковским обязаны Васе Ливанову. Он пришёл к нам и сказал:
«Давайте делать фильм о Рублёве».
Предложение было очень неожиданно. Позже я предположил, откуда Ливанову пришла эта идея. Вася был молод, красив, очень подходил к роли Рублёва: длинное лицо, тонкий нос. Потом Ливанов уехал сниматься, а мы с Андреем решили не ждать. Когда Ливанов вернулся, мы сказали:
«Вася, поезд ушёл. Мы написали без тебя».
Поэтому мы остались перед ним в долгу. Тарковский не думал снимать Ливанова, хотел снимать Смоктуновского. Мы предложили Кеше сценарий, но перед ним встал выбор: кого играть — Рублёва или Гамлета? Он выбрал Гамлета».
В итоге Рублёва сыграл Анатолий Солоницын. Украден был не только замысел картины о легендарном иконописце. Тарковский снял «Рублёва» именно так, как и предлагал Ливанов: чёрно-белый фильм с цветным финалом — фресками Рублёва, конями... Встретив Тарковского в ресторане Дома кино, Василий Ливанов врезал ему в челюсть. Не только Шерлок Холмс был боксёром.
Первый раз Ливанов связал себя узами брака в 23 года с Алиной, дочерью известного советского академика-биохимика Владимира Энгельгардта. У них родилась дочь Анастасия, ныне успешный скульптор. Но, увы, этот союз распался. Впервые увидев на студии «Союзмультфильм» художницу-аниматора Елену Балабанову, Ливанов, словно провидец, сказал стоявшему рядом знакомому, что эта девушка станет его женой и родит ему двух сыновей. Поразительно, но всё так и произошло. В 1972 году Ливанов и Елена поженились. Ему было 37, ей — 23. Спустя четверть века они обвенчались.
«Лена — моё всё. Даже не знаю, что было бы со мной без неё. Погиб бы, наверное. Я же гуляка был в молодости. Работал как сумасшедший, а когда не работал, то со страстью погружался в водоворот: компании, застолья, музыка, хохот, веселье. А Лена меня держала в рамках — она духовно очень сильный человек. И что важно, никогда не закатывала истерик».
Оба их сына окончили ВГИК. Увы, старший, Борис, в 2009 году был осуждён на 9 лет за пьяное убийство в новогоднюю ночь. Спустя 5 лет он был освобождён условно-досрочно. Сейчас он живёт с родителями, занимается творчеством. Младший, Николай, — талантливый художник-мультипликатор и продюсер. Внучка Ева работает ассистентом кинорежиссёра. Внучке Алисе 7 лет. Девочка мечтает стать актрисой, продолжая славную династию Ливановых.
💖 Мы стараемся делать этот канал уютным уголком для всех, кто любит мир звёзд. Если вам нравится, что мы делаем, поддержите нас — это вдохновляет нас на новые истории!