День 4. Большой Тхач — Чёртовы ворота
Дистанция: 9.3 км, набор высоты: 610 м, сброс: 590 м.
Следующим утром увидела, что мой пакет с мусором из-за сильного ветра упал на землю и в нем поорудовали мыши. Накануне я съела ту злосчастную шоколадную пасту, а этой ночью мыши вылизали банку дочиста и потом еще и накакали в нее. Все оставшиеся дни, мне пришлось их крошечные какули носить с собой. Зато этой ночью еда осталась нетронутой.
Та четверка туристов утром снова собралась на Большой Тхач, меня тоже позвали, но я отказалась, т.к. впереди меня ждали еще десятки километров по горам под рюкзаком. Предложили мне свою еду и даже газ, но я сделала работу над ошибками и отказалась.
В последнем походе по Валдаю мне всучили большую банку плова, которая была совершенно лишней в моей продуктовой раскладке, и я её так и протаскала весь оставшийся поход.
Мой день начинался с восхождения на Малый Тхач, и в 8:30 я была уже на тропе.
Снова вернулась на Тхачский перевал и через цветочную поляну начала подъем на гору.
Тропа на Малый Тхач идет хорошая, без сыпухи, но примерно такая же крутая, как и подъем к скале Колокольня от реки Большой Сахрай. Я снова поднималась в одиночестве, постоянно останавливаясь на передышку. Солнце шпарило хорошо, идти было жарко.
С подъема Большой Тхач открылся уже совсем с другой стороны. Какой же он длинный и красивый!
Утро было достаточно ясным, так что я снова смогла разглядеть сладкую парочку Фишта с Оштеном.
Тропа на подъеме была сухая, отпечатков от медведей на ней не увидеть. Зато потом я поняла, как можно обнаружить их следы. Нужно искать в грунте дырочки от их когтей — они идут в ряд небольшим полукругом. На этой тропе я встретила несколько таких следов, поэтому тоже постоянно кричала какие-то странные сочетания букв. Сначала это было что-то типа «Эгей!», потом «Хэй!», но в итоге до конца похода у меня прижилось «Оп-оп-оп!» (не считая матерной кричалки, но это уже для личного пользования).
Наконец поднялась на Малый Тхач. Верхушка у него довольно плоская, есть где походить и на что посмотреть. Увидела небольшой уступ на горе. Это определенно отличное место для фото.
Малый Тхач куда менее величественный, чем Большой, но виды с него открываются замечательные. Даже видны Ачешбоки. Как раз между ними находится перевал Чертовы ворота, за которым я планировала следующую ночевку.
Самая высокая точка Малого Тхача находится подальше, до нее нужно идти по узкой тропке вдоль обрыва.
Хотя мне и неудалось насладиться видами с Большого Тхача, думаю, всё же эти виды ничуть не хуже.
Спуск с Малого Тхача мне предстоял по тропе, которая на открытых картах подписана как «Тропим». Я переживала, что тропы там не будет, только направление, но, видимо, надпись старая и тропу уже натропили нормальную. Она хоть и идет по высокой траве, но её хорошо видно. Только уже внизу ближе к засохшему роднику она разветвляется и не очень понятно, как идти.
Пока спускалась с горы, вдалеке видела группу туристов, но мы в итоге так и не пересеклись, поэтому я снова продолжила путь в гордом одиночестве.
Большинство туристов ходит на Малый Тхач в радиалку, а на основном маршруте обходят вершину по низу. Поэтому, когда я спустилась вниз, тропа стала в разы лучше.
Вышла на хребет Малого Тхача у пещеры Медвежья. Она находилась чуть выше у скал, лезть в нее не стала, т.к. ее название не внушало никого доверия, да и тропа вверх была завалена камнями и деревьями.
После Тхача на тропе также можно встретить красно-бело-красные метки, но их явно много лет не обновляли.
Так по лесу вдоль хребта я вышла на Осетинский перевал.
Подъем на перевал немного крутой, но короткий.
С перевала открывается вид на скальный бочок Малого Тхача.
На перевале тропа как будто пропала, но потом я нашла ее чуть ниже с другой стороны. Тропа очень живописная, здесь можно свернуть на поляну Шестакова.
Чуть дальше после перевала открывается вид на оба Тхача и Ачешбоки.
Внизу на склоне горы гуляли два горных козлика (серны).
Встретила за перевалом пару туристов. Они как раз шли из Никитино. Спросила у них про подъем на Асбестную гору. Все про нее говорят, слухи о подъеме разнятся, но эта пара сказала, что тропа наверх очень простая. Спросили, видела ли я медведей, сказали, что все туристы, которых они встречали, видели, а они нет. Они говорили это как-то с грустью, им тоже хотелось посмотреть одним глазком на мишку. Пожелали друг другу отличного похода и разошлись.
От Осетинского до Кондитерского перевала тропа просто сказка.
Все в цветах и яркой зелени. Такие переходы по альпике я просто обожаю.
С погодой ещё очень повезло. Сухо, солнце не шпарит и не слепит. Под солнцепеком ходить не очень люблю, иногда даже дождь мне больше по душе.
На этой же тропе встретила ещё одну большую группу туристов. Первая группа, которая не стала читать мне нотации, и даже поинтересовалась, как там на Большом Тхаче, есть ли вода.
Продолжила свой путь на Кондитерский перевал.
Набрала немного воды в роднике, который на открытых картах называется "Есть надежда". Подъем на перевал я даже не почувствовала, т.к. тропа от перевала до перевала идёт по склону горы без сброса и набора высоты.
На Кондитерском перевале есть две стоянки и, когда я туда подошла, там произошла какая-то массовая встреча туристов. Одна группа пришла туда на ночевку, ещё две группы на обед, ну и я там мимокрокодилом. Мне снова начали читать лекции о безопасности, уговорили ещё раз сходить на родник и набрать воды побольше, т.к. дальше несколько километров рабочих родников больше не будет. Пошли всей толпой набирать воду. У несчастного родника с тонюсенькой струйкой воды образовалась очередь. Так ещё и мотоциклисты на горизонте появились, тоже приехали за водой, но в итоге уехали, увидев количество людей.
Пока стояла в очереди поспрашивала ещё про родники и стоянки на маршруте до Никитино. Мне всё рассказали, на картах показали, метки поставили. Супер! У меня как раз были вопросики по поводу следующих двух ночёвок. Вернулась с водой на перевал, перекусила, оставила вещи и налегке пошла на Асбестную гору. С виду гора по сравнению с Тхачем или Ачешбоками просто большой холм. Для меня было загадкой, почему все так одержимы ею.
Подъем действительно не сложный. Тут даже ступени есть! Почему только мне во второй день одна тургруппа сказала, что подъем на эту гору очень жёсткий... Я ещё эту информацию другим передавала. Ужас.
Поднялась на гору неспешно минут за 20. И тут я поняла, откуда у горы такая народная любовь. Виды оттуда открываются просто бомбические.
Отсюда отлично видны Восточный и Западный Ачешбоки с перевалом Чёртовы ворота между ними.
С другой стороны открывается также вид на Малый и Большой Тхачи.
А ещё там замечательные цветочные поляны и отлично ловит мобильный интернет.
Спустилась с горы, снова мне начали канифолить мозги медведями. Рассказали, что буквально прошлой ночью, на стоянке за Чёртовыми воротами (где я планировала ночёвку) один мужчина вылез из палатки в туалет и столкнулся почти нос к носу с медведем. Тот, завидев человека, сразу дал дёру вниз по склону.
Веселая ночка мне предстояла впереди! Но, с другой стороны, раз этой ночью медведь получил такую шоковую терапию от встречи с человеком на стоянке, то вполне вероятно, эти воспоминания для него ещё свежи, и он не пойдет в то же место второй раз. Посоветовали на тропе все время окрикивать медведя, но в целом я так и шла, даже на пару минут не замолкая.
Выдвинулась дальше по маршруту.
От Кондитерского перевала до Чертовых ворот тропа была все такая же замечательная.
В таких местах мне иногда прямо расплакаться хочется из-за того, как всё красиво вокруг.
Эмоции меня переполняли, но я держалась.
На подходе к Ачешбокам встретила мать с сыном, с которыми я познакомилась на Большом Тхаче. Уставшие, но счастливые они возвращались в палаточный городок под Тхачем после радиалки на Восточный Ачешбок. Вот это радиалочка у них!
Сказали, что подъем там не сложный, даже видели, как туда мотоциклисты заезжали. Я на Ачешбоки не планировала подниматься. Правда, на следующий день я узнала, что некоторые туристы, которые ходят от/до Никитино, обходят через Восточный Ачешбок нижнюю тропу по высокой траве, мол в ясную погоду там можно аккуратно пройти по гребню горы. Жалею, что раньше этого не знала.
Перед Чертовыми воротами встретила группу мотоциклистов. Для меня осталось большой тайной, откуда они взялись в горах, ведь ехали они налегке. Ездят они очень громко, портят всю идиллию, зато разгоняют шумом медведей.
К пяти часам поднялась на перевал.
С одной стороны — скальный бочок Западного Ачешбока, с другой — Восточного.
По другую сторону перевала тропа потихоньку уходит в лес.
Мне предстояло пройти всего 600 м до места стоянки. Здесь было существенно темнее, т.к. горы перекрывали и так тусклый солнечный свет. Впереди меня ждал дремучий лес.
Дошла до стоянки, она сама по себе большая, видно, что там часто стоят с лошадьми, но в тот вечер не было никого.
Поставила палатку и пошла набирать воду из чаш на Балке Игорева. Мне туристы сказали, что воду нужно искать по другую сторону от тропы, а не там, где стоит метка родника на карте.
Балка Игорева — это такой овраг с каменным дном, похожим на реку, в котором есть углубления в виде чаш, и в дожди там скапливается вода. Она само собой стоячая, поэтому её нужно обязательно кипятить.
Вернулась в лагерь. Мои надежды на то, что к ночи придут еще туристы, не оправдались. Мне предстояло ночевать одной.
На стоянке мне было откровенно не по себе, т.к. помимо смятой лошадьми травы и конного навоза, вокруг лагеря были еще странные примятые следы в траве, уходящие в лес, а также пара медвежьих куч.
Включила себе погромче музыку на телефоне, пела песни, постоянно шумела, время от времени громко кричала.
На обратной стороне таблички «Убери мусор!» было выцарапано «Не вставать! Мыши прогрызли ночью палатки!!!». В общем, не стоянка, а какой-то зверинец.
Повесила на ночь еду и мусор на дерево в стороне от палатки. Потом поразмышляла как мышь и поняла, что повесила плохо, эти киборги вполне смогут забраться по дереву. Другое подходящее дерево, куда мыши точно не смогли бы пробраться, было прямо у моей палатки. Тут какая-то палка о двух концах: вешаю еду от мышей, но как будто получается, что вешаю для медведей. Подумала, что мыши в любом случае заглянут в гости, а вот медведь — не факт.
Для надежности отнесла подальше и бросила в траву недогрызенный машами на прошлой стоянке батончик. Пусть мыши поужинают там, а меня не трогают. Прыснула еще на дерево у мешка с едой перцовым баллончиком. Импровизировала как могла.
Залезла в палатку и еще долго прислушивалась к звукам снаружи. Почти сразу ко мне выбежали мыши, слышала как минимум две их попытки запрыгнуть на дерево с едой. Потом они притихли. Пару раз казалось, что слышала какие-то шорохи в траве, поэтому периодически кричала прям из палатки «Оп-оп-оп!». Так у меня примерно и прошла вся ночь. Тут, конечно, не до безмятежного сна было.
Продолжение похода: часть 5.
Начало похода: часть 1.