В начале 2000-х годов российская общественность была потрясена историей, развернувшейся в Рязани, где пожилая женщина, Нина Ткачева, предприняла попытку продать собственного пятилетнего внука, Андрея, за 90 тысяч долларов. По замыслу бабушки, ребенок должен был быть продан «на органы».
К счастью, правоохранительным органам удалось своевременно вмешаться, спасти мальчика и предотвратить трагедию. После этого Андрей оказался в Шотландии. Мы рассмотрим, как сложилась его жизнь спустя четверть века, основываясь на материале, опубликованном «Известиями» со ссылкой на Пятый канал.
Семейные обстоятельства и неожиданное пополнение
Пятидесятидвухлетняя Нина Андреевна Ткачева, работавшая на рынке, вела типичную жизнь для рязанской семьи того времени, не отличаясь ни особым достатком, ни крайней бедностью. Однако ее положение усугублялось тем, что на ее попечении находились сын Сергей, его супруга и две их дочери. Женщина вынуждена была постоянно трудиться на рынке, чтобы прокормить семью, вместо того чтобы побуждать родственников к самостоятельности.
Ситуация усложнилась, когда младшая дочь Нины Андреевны, Светлана, вновь вышла замуж и оставила своего пятилетнего сына Андрея, рожденного от первого брака, на попечение матери. Мальчик, в силу своего возраста, требовал постоянного внимания и контроля, что, по всей видимости, не устраивало бабушку.
План избавления и поиск выгоды
Нина Андреевна тяготилась внуком и первоначально рассматривала вариант сдачи его в интернат. Андрей жил вдали от дома, пока в 2000 году Рязань не охватил крупный скандал. Местные издания сообщали о раскрытии синдиката, занимавшегося продажей детей из областного Дома ребенка за границу. Особое внимание Ткачевой привлекла информация о том, что за каждого ребенка иностранцы платили до 20 тысяч долларов.
Эта новость стала отправной точкой для Нины Андреевны. Она осознала упущенную возможность, но решила, что ситуацию можно исправить. В ней проснулся «торговый инстинкт», и она начала разрабатывать план продажи собственного внука, которого уже фактически оставила. Однако 20 тысяч долларов показались ей недостаточной суммой. Ей пришла мысль о продаже ребенка «на органы», что, по ее расчетам, должно было принести гораздо большую сумму и позволить ей «зажить припеваючи».
Операция по спасению
В конце сентября 2000 года в рязанское УВД обратилась соседка Нины Ткачевой с невероятным заявлением: пожилая женщина пытается продать своего внука «на органы». Изначально оперативники отнеслись к информации скептически, поскольку трудно было поверить в столь чудовищное намерение. Однако проверка показала, что заявление соответствует действительности. Гражданка Ткачева действительно искала покупателей, установив криминальные связи и найдя выходы на потенциальных приобретателей .
«Мы постоянно следили за ней. Опасались упустить момент передачи ребенка, поскольку только задержание с поличным могло изобличить ее в совершении преступления. Но она долго не могла найти покупателя. В начале октября нам пришлось изменить тактику. Ткачева внезапно забрала Андрея из интерната, и мы решили действовать наверняка – рисковать жизнью мальчика мы не могли»,
— передавали слова оперативников журналисты.
Сотрудники правоохранительных органов разработали операцию, согласно которой подставной покупатель представлялся богатым кавказцем, чей сын, ровесник Андрея, нуждался в пересадке органов. Убитый горем отец был готов заплатить любые деньги за спасение своего ребенка. Нина Ткачева попалась в эту ловушку. 17 октября она встретилась с подставным покупателем, приехавшим на дорогом черном джипе. Стороны договорились о сумме в 90 тысяч долларов.
На следующий день бабушка прибыла на встречу с посредником, имея при себе все необходимые документы и маленького Андрея, чтобы убедить «клиента» в серьезности своих намерений. Детали обмена «ребенок – деньги» были обсуждены 20 октября в доме Ткачевых, с участием сына и невестки. Их, как сообщалось, больше всего интересовал способ проверки подлинности валюты на месте. День обмена был назначен на 24 октября, место – Театральная площадь, время – 15:00.
Роковой день и его последствия
24 октября мог стать переломным в жизни Андрея. Ему сказали, что он едет с семьей в Диснейленд, но на самом деле родственники собирались продать его «на органы». Обмен проходил в два этапа: сначала покупатель передал Сергею и его жене 70 тысяч долларов, затем оставшиеся 20 тысяч были переданы бабушке наедине. Мальчик все это время находился на заднем сиденье автомобиля, ожидая, когда взрослые завершат свои дела и они наконец отправятся в парк развлечений.
Вскоре после завершения сделки все трое участников были задержаны прямо на площади.
«Это преступление настолько чудовищно, что было крайне сложно найти адвоката, который согласился бы их защищать. Ведь существуют гораздо более бедные семьи, но никто не опускается до того, чтобы наживаться на смерти детей»,
— рассказывали оперативники.
Разоблаченная Нина Андреевна пыталась оправдать свой поступок, ссылаясь на провалы в памяти и утверждая, что не помнит разговоров с посредником об органах, покупателе-итальянце и других ужасающих деталях сделки.
«Я хотела, чтобы Андрюшу усыновили, потому что сама не могла его содержать. Искала подходящих усыновителей и только за это взяла деньги»,
— говорила Ткачева на допросах.
Однако ей предъявили видеозапись ее разговора с посредником, чтобы освежить память.
Согласно документам, Сергей и его супруга также признали вину, но переложили всю ответственность на бабушку. Октябрьский районный суд Рязани признал всех троих Ткачевых виновными. Супруги Сергей и Лариса получили условные сроки — четыре и три года лишения свободы соответственно. Нина Андреевна была приговорена к реальному сроку — четыре с половиной года заключения в колонии общего режима.
Новая жизнь в Шотландии
История Андрея Ткачева вызвала широкий резонанс, ей были посвящены телевизионные передачи как в России, так и за рубежом. Мальчик был отправлен в интернат, а спустя четыре года его усыновила пара из Шотландии.
«Я смотрел сюжет по CNN, жена в этот момент спустилась к завтраку. Мы обсудили с ней и решили подать заявку на усыновление мальчика. Я позвонил Тони Блэру (тогда премьер-министру Великобритании – Прим.ред) в приемную, просил, чтобы меня связали с ним — так запустился процесс»,
— рассказал в одном из шоу приемный отец Андрея, Шон Монкур.
Супружеская пара, по их словам, преодолела множество препятствий, чтобы подарить мальчику новую жизнь. В 2003 году Андрей прибыл в Великобританию.
«Он может быть очень холодным, отрешенным. Но когда мы его увидели, он был счастлив, он плакал, когда приехал к нам. Первый год прошел легко, он адаптировался — любил местные сладости. Но если ему что-то не нравилось, он мог начать громить… Мы его разбаловали»,
— рассказывал о приемном сыне Шон.
Повзрослевший Андрей признает, что был трудным ребенком, и выражает благодарность приемным родителям за предоставленный ему шанс.
«Я был достаточно трудным, тяжело взрослел, дичился. Лишь в 20-21 год успокоился. У родителей сильное любящее сердце, они меня правильно воспитали»,
— поделился Андрей на шоу.
Андрей Монкур сегодня: взгляд в прошлое
Повзрослевший Андрей Монкур старается не вспоминать о своем прошлом. Несмотря на то, что большую часть жизни он провел за границей, он считает себя русским и вернулся на родину.
«Стараюсь не думать о том, что случилось, не вспоминать. Знаю лишь, что Нина умерла. Нет, я ее не простил, но не имею ничего общего с кровными родственниками. Сейчас не могу представить, чтобы кто-то взял и продал ребенка. Наверное, никогда не смогу понять такой поступок»,
— признался он.
У Андрея есть сын, который в настоящее время проживает со своей матерью в Германии. Шон Монкур считает, что Андрей мало заботится о собственном ребенке и больше занят личной жизнью и поиском своего биологического отца, чем он, по-видимому, и занимается на данный момент в рамках телевизионного шоу. Известно, что Нина Ткачева так и не признала свою вину. Она скончалась в 2022 году.
💖 Мы стараемся делать этот канал уютным уголком для всех, кто любит мир звёзд. Если вам нравится, что мы делаем, поддержите нас — это вдохновляет нас на новые истории!