Задолго после выхода на экраны фильма «Доктор Сон» (2019) мы решили обратиться к некоторым аспектам этой картины, которые, кажется, ускользнули от внимания как зрителей, так и кинокритиков. Некоторые вещи требуют времени, определённой дистанции для осмысления, чтобы увидеть скрытые связи и подтексты. Начнём с любопытного совпадения.
В 1991 году Мэдисон Смарт Белл написал роман «Доктор Сон», который в 2002 году был экранизирован под названием «Под гипнозом». Фильм повествовал о человеке, способном проникать в чужое сознание и использующем этот дар, чтобы помочь находящейся в опасности девочке.
Конечно, количество возможных сюжетных ходов ограничено, как и вариаций словесных формулировок. Именно поэтому, и только поэтому, как можно предположить, Стивен Кинг в 2013 году написал свой роман с тем же названием. Однако нас интересует не само совпадение названий, а глубинная связь между обеими историями.
В обоих произведениях присутствует таинственная, мистическая составляющая, связанная с герметическими культами, с закрытыми, эзотерическими сообществами. Возникает вопрос: неужели у Стивена Кинга есть некий тайный консультант, мистический советник, который исследует древние рукописи, анализирует забытые ритуалы и разгадывает загадки оккультных практик, скрытых от глаз непосвященных?
Его знания, кажется, пронизывают и пропитывают обе версии истории. Фильм «Доктор Сон» 2019 года выделяется несколькими важными аспектами. Во-первых, это ярко выраженная нуарная атмосфера, делающая его, на удивление, самым нестрашным фильмом в фильмографии Майка Флэнегана (режиссёра «Окулуса», «Тишины», «Призраков усадьбы Блай» и других картин).
Несмотря на это, картина обладает глубоким чувством тревоги, нарастающим напряжением, которое держит зрителя в постоянном ожидании. Связь с нуаром прослеживается, в частности, в эпизоде, где «Змейка Энди», ещё не завербованная культом, заманивает свою жертву в кинотеатр. И что же демонстрируется на экране? Культовая картина «Касабланка».
Намёк, безусловно, очень явный, прямой и многозначительный. Однако самое интересное не в этом. Самым захватывающим является использование в фильме «действительных» мистических практик. Это добавляет фильму дополнительный слой реализма, придает ему особую достоверность, подчёркивая глубину и мрачность сюжета.
Каким образом именно «реальные» элементы вплетаются в повествование, заслуживает отдельного, тщательного изучения и анализа. Этот аспект, несомненно, требует более подробного рассмотрения, потому что именно он создает эффект «документальной» правдоподобности, добавляя слой ужаса, выходящий за рамки обычного хоррора.
Взаимодействие фикции и реальности, примененное в этом фильме, заставляет задуматься о гранях между вымыслом и действительностью, о том, насколько близко миры сновидений и реального бытия. И этот вопрос, без сомнения, является одним из ключевых в понимании глубины и многослойности картины.
В итоге, фильм «Доктор Сон» предстает не просто как экранизация, а как сложное, многогранное произведение искусства, заслуживающее внимательного и многократного просмотра для полного понимания его глубинного смысла.