В середине XVI века Европа и Московское государство пережили событие, последствия которого до сих пор вызывают вопросы у историков и исследователей. Эта страшная катастрофа уничтожила почти все древние крепости, дворцы, монастыри, аббатства, соборы и храмы. Что интересно — практически не сохранилось подлинных зданий, построенных до XVI века, а большинство известных сегодня сооружений — результат масштабных восстановительных работ, проведённых именно после этого разрушительного периода.
Классический пример — Миланский собор, серьёзно пострадавший в XVI веке и восстановленный заново в 1576 году. Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции был частично разрушен в 1538 году и заново отстроен в 1547 году при герцоге Франциске I Тосканском. Подобные примеры массового восстановления можно найти по всей Европе, что указывает на масштаб разрушений, о которых удивительно мало прямых письменных свидетельств.
Почему же средневековые хроники, монахи и историки того времени почти не оставили записей о катастрофе такого масштаба? Однако косвенные доказательства этого события встречаются в разных источниках. Например, знаменитая фреска доминиканского монастыря в румынском городе Сигишоара изображает некий объект, напоминающий современную «летающую тарелку». Фреска датируется XVI веком и отражает очевидно недавние для тех времён события — она была создана после разрушения и последующего восстановления церкви, пострадавшей во время османского нашествия. Интересно, что похожие изображения летающих объектов встречаются и на жетонах XVII века, что даёт повод предполагать, что воспоминания о катастрофе были настолько сильны, что сохранялись в культуре долгое время.
Дополнительно стоит обратить внимание на «Книгу чудес» — иллюстрированную рукопись середины XVI века из Германии, где собраны описания природных и аномальных явлений, включая катастрофы 1538 года. В одном из рисунков изображено резкое смещение солнца на небе, что свидетельствует о серьёзных космических или природных изменениях, вызвавших глобальные последствия.
Аналогичные описания можно найти и у немецкого учёного Конрада Дасса, который в 1557 году выпустил хронику пророчеств и знамений, включая изображения комет и загадочных светящихся объектов, разрушавших города и храмы. Эти записи совпадают по времени с предполагаемой катастрофой и подтверждают, что XVI век был временем множества природных и, возможно, космических потрясений.
Таким образом, современная историческая и культурная картина Европы XVI века — это не просто результат постепенных изменений, а свидетельство масштабной катастрофы, практически стершей с лица земли многие памятники прошлого. Массовое восстановление церквей и крепостей после 1530-х годов, появление множества рукописей, монет и художественных изображений с намёками на разрушения и аномалии — всё это подтверждает, что в середине XVI века произошли события, которые оставили глубокий след в истории, но до сих пор остаются загадкой для учёных и исследователей.
Следы этой катастрофы должны были остаться и в России, где, кстати, тоже зафиксированы похожие разрушения, особенно в 1538 году. Хотя в России сохранилось меньше каменных строений того времени, примеры разрушенных монастырей Центральной и Северо-Западной России позволяют проследить последствия этой катастрофы. Главное объяснение отсутствия видимых разрушений — почти все церкви и крепости до 16 века были деревянными, и при пожарах они сгорали полностью, оставляя лишь пепелища.
Монастыри, дошедшие до наших дней, в основном построены уже во второй половине 16-го века или даже позже, и каменные. Исторические архивы многих монастырей сгорели во время пожаров, поэтому о событиях 16 века сохранилось очень мало сведений — монахи часто начинали свои летописи уже с конца 16 века.
Однако есть немало примеров монастырей, которые были разрушены в 1538 году, что совпадает с предполагаемой катастрофой:
- Свято-Троицкий Павло-Обнорский монастырь (Вологодская епархия) был полностью уничтожен и сожжен, официально — якобы казанскими татарами, хотя в тот период их силы были незначительны, и они даже просили мира с Москвой.
- Филипповская Красноборская Троицкая пустынь сгорела дотла, но историки не могут объяснить причину, так как в тех краях не было военных действий.
- Ризоположенский монастырь в Суздале сгорел, как и большинство деревянных построек, с разрушениями, датируемыми тем же 1538 годом, при этом причины остаются неясными.
- Муромский Спасо-Преображенский монастырь также был разрушен в 1538 году, после чего по указу Ивана IV «Грозного» началось строительство каменных храмов.
Еще более показательно, что многие монастыри Московского царства начинали свою историю именно во второй половине 16 века. Многие из них именовались «пустынями» — небольшими монастырями, возведёнными на заброшенных и разорённых землях, бывших деревнях и селениях. Пустошь, или пустынь, — это земля, покинутая и разрушенная, и именно такие места выбирались для возрождения монастырей.
Писцовые книги начала 16 века подтверждают, что сотни деревень в разных уездах Московского государства превратились в пустоши именно в 1538–1539 годах. В документах указано, что причина — «великая поветрие» — страшная массовая смерть, связанная скорее с каким-то стихийным бедствием, а не с эпидемией чумы (которая впервые пришла в Россию лишь в середине 17 века).
Это подтверждает, что в первой половине 16 века произошло нечто катастрофическое, оставившее глубокий след в истории и архитектуре России и Европы. Монастыри, сгоревшие до тла, пустоши и массовое переустройство территорий говорят о масштабах разрушений, выходящих далеко за рамки обычных войн и набегов.