Найти в Дзене

"Lexus и олива" - двадцать лет спустя

Книга "Lexus и олива. Понимая глобализацию" - представляет собой видение глобализации от американского политолога Т. Фридмана. Не помешает вспомнить основные мысли... Фридман рассматривает глобализацию как нечто неизбежное, сравнивая её с восходом солнца. Его мантра — «There Is No Alternative» (TINA) — отражает убеждение, что отказ от глобализации обернётся огромными потерями для развития. Фридман предлагает странам принять набор неолиберальных экономических реформ: сокращение роли государства, приватизацию, дерегулирование, открытие рынков для иностранных инвесторов, низкие налоги и зарплаты. Это, по его мнению, позволяет странам «войти в игру» глобальной экономики. Это метафора для финансовых спекулянтов и инвесторов, которые быстро входят и выходят из экономик стран, принося как инвестиции, так и кризисы. Фридман советует не обращать внимания на социальные и экологические издержки, воспринимая их как «творческое разрушение» капитализма. Фридман игнорирует реальные страдания и ух
Оглавление

Книга "Lexus и олива. Понимая глобализацию" - представляет собой видение глобализации от американского политолога Т. Фридмана.

Она была издана в 2000 году (!).

Не помешает вспомнить основные мысли...

"Lexus и олива" - двадцать лет спустя
"Lexus и олива" - двадцать лет спустя

Глобализация как неизбежный процесс (TINA)

Фридман рассматривает глобализацию как нечто неизбежное, сравнивая её с восходом солнца. Его мантра — «There Is No Alternative» (TINA) — отражает убеждение, что отказ от глобализации обернётся огромными потерями для развития.

«Золотой смирительный пояс» (Golden Straitjacket)

Фридман предлагает странам принять набор неолиберальных экономических реформ: сокращение роли государства, приватизацию, дерегулирование, открытие рынков для иностранных инвесторов, низкие налоги и зарплаты. Это, по его мнению, позволяет странам «войти в игру» глобальной экономики.

«Электронное стадо» (Electronic Herd)

Это метафора для финансовых спекулянтов и инвесторов, которые быстро входят и выходят из экономик стран, принося как инвестиции, так и кризисы. Фридман советует не обращать внимания на социальные и экологические издержки, воспринимая их как «творческое разрушение» капитализма.

Социальная несправедливость и разрушение культур

Фридман игнорирует реальные страдания и ухудшение условий жизни большинства людей, вызванные глобализацией. Его оптимизм по поводу «выживания» бедных в условиях глобализации воспринимается как ирония, поскольку их возможности на самом деле ограничиваются.

Демократия денег, а не людей

Фридман гордится своей ролью в обрушении правительства Таиланда через финансовые операции, что иллюстрирует власть глобальных инвесторов и спекулянтов над суверенными государствами.

Глобализация как продукт американской власти и корпоративных интересов.

Глобализация — по Фридману, и по критике — навязывается миру США через экономические и военные инструменты, что вызывает культурные и политические конфликты.

Военная сила для защиты глобализации.

Фридман честно признаёт, что без военной поддержки США (в том числе вооружённых сил) глобализация не смогла бы существовать и распространяться.

Пессимистический прогноз и призыв к принятию нестабильности.

Глобализация, по Фридману, будет сопровождаться всё более частыми кризисами, и людям стоит просто «привыкнуть» к этому.

Критика реализма Фридмана и призыв к идеализму.

Фридман предлагает отказ от поиска альтернатив. Его подход усиливает неравенство и разрушение.

The Lexus and the Olive Tree — это книга, пропагандирующая неолиберальную глобализацию.

Фридман позиционирует себя как реалист, но в этом реализме видится поддержка существующего неравенства и корпоративной власти.

Фридману неведомо более гуманное и демократическое видение мировой экономики, которое учитывало бы интересы большинства людей и окружающей среды.

Ну всё, конец.