В условиях геополитических сложностей иностранные граждане, занимающие руководящие должности в российских компаниях или выступающие их соучредителями, сталкиваются с комплексом местных и экстерриториальных рисков. Особенно ситуация актуальная в отношении представителей стран, объявленных Россией «недружественными».
Риски иностранцев из недружественных стран подразделяются на ограничения со стороны российских властей и санкции национальных стран гражданства.
Находясь в экономической изоляции, Россия заинтересована в развитии деловых отношений с представителями «цивилизованных» стран, включая государства G7. Граждане указанных стран, в частном порядке ведущие бизнес в не стратегических отраслях, не имеют особых ограничений или санкций со стороны российского законодательства. Более того, случаи переезда в Россию предпринимателей и специалистов из западных стран с семьями нередко получают федеральную медийную поддержку.
Риски для иностранцев из недружественных стран
Основные сложности у иностранных бизнесменов возникают не в России, а за ее пределами. Ключевые зарубежные риски подразделяются на:
- Ограничения финансовых операций. Перевод, получение и использование средств, заработанных в России, через зарубежные банки становится сложной задачей из-за санкционных ограничений и повышенного контроля. Наиболее распространенные виды ответственности: блокировка счетов и арест активов, запрет на операции с ценными бумагами, блокировка переводов по подозрительным операциям.
- Логистические барьеры. Отсутствие прямой транспортной и товарной логистики между Россией и западными странами. В дополнение – визовые и миграционные рестрикции: аннулирование виз, запрет на въезд, аннулирование паспортов и гражданства.
- Социальное давление и личные санкции. Неформальное эмоциональное давление с исключением из профессиональных ассоциаций, увольнение по надуманным предлогам.
- Уголовное преследование с широкими правовыми основаниями – «обход санкций» и «пособничество в агрессии».
Наибольшие риски вызывает публичная демонстрация связей или поддержка действий России: размещение соответствующей символики в социальных сетях или участие в мероприятиях с российскими официальными лицами. В ряде юрисдикций такие действия квалифицируются как поддержка "недружественного режима" и влекут репутационные потери, разрыв деловых контактов и уголовное преследование.
Например, шведский предприниматель, вернувшийся в Россию и разместивший в Facebook геолокацию Москвы и фото с Красной площади, столкнулся с массовой блокировкой со стороны многолетних европейских друзей и родственников. В довершение, родной брат бизнесмена разорвал с ним контакты, превратив свою реакцию в разновидность личных санкций за сотрудничество с РФ.
В западных страна публичная поддержка России приравнивается к экстремизму. Например:
- в Германии использование символики «Z» (ассоциирующейся с российской армией) может караться так же, как демонстрация нацистской свастики.
- в Австрии министр иностранных дел Карин Кнайсль, пригласившая Владимира Путина на свою свадьбу, вынудили уйти из политики и… эмигрировать в Россию.
Таким образом, даже нейтральное отношение к России со стороны иностранного бизнесмена может вызвать подозрения, а активная поддержка — привести к уголовному преследованию.
Динамика рисков: усиление или ослабление
Тенденция к ужесточению контроля над экономическими связями с Россией продолжает усиливаться. В условиях экономических кризисов в странах G7 антироссийская риторика остается удобным инструментом отвлечения внимания населения от внутренних проблем. Анонсированная гонка вооружений с помощью страхов подготавливает зарубежные социумы к необходимости «продолжить затягивать пояса». Бизнес с Россией-врагом продолжит усложняться, становясь более рискованным для иностранных подданных.
Санкции, исчерпав потенциал воздействия на саму Россию, переносятся на:
- Граждан третьих стран, обвиняемых в «пособничестве обходу санкций».-
- Частных лиц, включая артистов, спортсменов и бизнесменов, поддерживающих связи с РФ.
В результате даже нейтральные предприниматели вынуждены дистанцироваться от России, чтобы избежать репутационных и юридических рисков.
Например, американский киноактер Стивен Сигал покидает бизнес в России, ранее являясь учредителем и гендиректором ООО «Пять элементов». За 3 года он постепенно вышел из всех российских активов, подтвердив тенденцию усиления давления.
Влияние рисков на уход иностранцев из российского бизнеса
Решение иностранных предпринимателей оставаться в России или уходить зависит от двух факторов:
1. Финансовая выгода. Если маржинальность бизнеса в РФ перекрывает потенциальные санкционные потери, предприниматели находят способы продолжать работу.
2. Идеологическая мотивация. Бизнесмены, разделяющие традиционные ценности или имеющие личные связи с Россией (например, семьи с российскими супругами), чаще готовы мириться с рисками.
Иллюстрирует ситуацию поведение международных автоконцернов (Mercedes, Ford). Они ушли из России, поскольку санкционные убытки от потери китайского и американского рынков, кратно превышали выгоду от работы на небольшом отечественном рынке.
В то же время, иностранные предприниматели, работающие в стабильных и маржинальных нишах (девелопмент, IT, консалтинг, управление недвижимостью), стараются сохранить присутствие несмотря на риски, мимикрируя под местные компании.
Динамику прихода и ухода иностранных граждан определяет соотношение объемов получаемой прибыли и национальных рисков страны гражданства.
N.B. У России есть союзники – иностранцы, жившие в ней до конфликта, имеющие жен-россиянок, а также самостоятельно мыслящая часть населения, придерживающаяся традиционных ценностей. Их любовь к России создает фронт несгибаемых энтузиастов, продолжающих сотрудничество с РФ, несмотря на все риски. В своих странах они воспринимаются как изгои, подвергаясь социальному порицанию и давлению.