Найти в Дзене
1520. Все о путешествиях

В Москве снесли очередную дореволюционную железнодорожную постройку

Оглавление

В Москве без лишнего шума исчез еще один важный фрагмент железнодорожной истории – телеграфный пост «Литер 0», построенный в 1853 году на Николаевской железной дороге. Это здание было едва ли не последним уцелевшим объектом той эпохи.

Именно через этот пост в 1896 году проходил императорский поезд Николая II, направлявшийся на коронацию. Тогда стрелки перевели на Белорусский вокзал – и пост сыграл ключевую роль в маршруте поезда.

«Пост был построен для регулировки движения императорских составов по пути из Петербурга в Москву. Двухэтажное здание с балконом, остроконечной крышей и башенками по краям многие годы стояло на территории промзоны, оставаясь малозаметным для большинства горожан, но знаковым для железнодорожной и архитектурной истории Москвы», – пишет «Москвич Маг».

Несмотря на историческую значимость, здание не имело охранного статуса. В 2022 году активисты добились временной приостановки сноса: общественность обратилась в Мосгорнаследие, чиновники пообещали здание сохранить. Однако дальше слов дело не пошло – охранный статус так и не был присвоен, а в июле 2025 года пост снесли.

Возможно, он помешал будущему строительству ВСМ Москва – Петербург.

-2

Этот случай – не единичный. За последние два года в Москве один за другим исчезают здания, связанные с дореволюционной железнодорожной инфраструктурой. Причём исчезают они не в аварийном состоянии – многие из них до недавнего времени использовались по назначению.

Товарная контора Петербурго-Московской железной дороги: снесли на Рождество

В январе 2025 года город лишился ещё одного объекта с почти 150-летней историей. На Комсомольской площади, 1А, стр. 20 снесли Товарную контору Петербурго-Московской железной дороги, построенную в 1891 году.

-3

Демонтаж начался 1 января и завершился 7 января – в Рождество, что особенно возмутило градозащитников.

«Это было одноэтажное каменное здание с богатым декором в ренессансно-барочном духе. Центральный ризалит и боковые крылья создавали центрическую композицию. Ризалит прорезала высокая входная арка с разорванным фронтоном над ней, арочные окна крыльев украшали лепные наличники, углы были отмечены лопатками. Сквозным мотивом декора была рустовка под дикий камень», – говорится в описании, опубликованном «Архнадзором».

-4

Когда-то в этом здании оформлялись документы на грузы, прибывавшие и убывавшие с вокзалов. В последние годы в нем располагались офисы и магазин. В 2023 году активисты добивались признания конторы объектом культурного наследия, но Мосгорнаследие отказало: судьба здания уже была решена – участок передан под строительство вокзала высокоскоростной магистрали.

Снос на Ходынке: вместо истории – свободная площадка

Осенью 2023 года с карты Москвы исчезло еще одно историческое здание. На Ходынской улице, 10А, стр. 2 РЖД снесли строение конца XIX века, принадлежавшее Московско-Смоленской (впоследствии Московско-Брестской) железной дороге. Здание упоминается ещё на карте 1888 года. До последнего времени здесь размещались архив Московской железной дороги и транспортная прокуратура.

-5

«Предполагаемой целью сноса может быть зачистка территории товарной станции для последующей передачи под застройку», – предположили тогда градозащитники.

По данным «Архнадзора», с 2018 года на этом участке уже были снесены вагонные мастерские, водонапорная башня, корпуса Александровских железнодорожных мастерских и здание технического училища.

-6

Сохранились пока только два пакгауза – исключительно потому, что они уже не принадлежат РЖД. Однако и их участь предрешена – в заказанном ПИКом проекте планировки предусмотрен их снос.

Рижский вокзал: закрытие музея и утрата поста централизации

Еще одним ударом по историческому наследию стала ликвидация музейной зоны на Рижском вокзале. В 2023 году в рамках реконструкции станции Москва-Рижская под МЦД-2 и МЦД-4 здесь был снесен единственный сохранившийся пост механической централизации Московско-Виндавской железной дороги. Здание было построено в 1900–1901 годах как часть единого архитектурного ансамбля вокзала.

-7

«Это было самое ценное здание станции, которому угрожала наибольшая опасность. Оно располагалось в центре музейной экспозиции, служило помещением охраны и было украшено элементами в стиле модерн», – подчёркивал «Архнадзор».

Здание исчезло 13 апреля 2023 года. Формально – в рамках реконструкции станции. Но вместе с ним был потерян памятник инженерной мысли и редкий представитель дореволюционной железнодорожной архитектуры.

-8

Экспонаты железнодорожного музея были перевезены в Лихоборы, однако музей в привычном виде перестал существовать. Дальнейшая судьба экспозиции неизвестна.

Москва теряет своё железнодорожное наследие – системно и молча. Пост «Литер 0», Товарная контора, здание на Ходынке, пост централизации на Рижском вокзале – все эти объекты могли стать частью живой городской истории. Их можно было вписать в общественные пространства, музеи или креативные кварталы, но вместо этого они превращаются в пустыри или застраиваются современными зданиями безликой архитектуры.

Причина почти всегда одна – отсутствие охранного статуса. Без него любое здание, даже самое уникальное, может исчезнуть в течение нескольких дней. Попытки активистов остановить снос часто не дают результата: решения принимаются заранее, и остановить процесс практически невозможно.