Найти в Дзене

Музей Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге: от агитации к авангарду

В музее ИФЗ в Санкт-Петербурге есть весьма интересный и необычный зал. Это зал с изделиями фарфорового завода, выпущенными после 1917 года. По ним вполне можно проследить историю развития страны.

блюдо "Декабристы", "Путь к социализму","Пятая годовщина"
блюдо "Декабристы", "Путь к социализму","Пятая годовщина"

После Октябрьской революции завод был переименован сначала в Государственный фарфоровый завод (ГФЗ), а затем - в Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ). В первые годы советской власти фарфор начали активно использовать как средство пропаганды: на тарелках, чашках, вазах и статуэтках появлялись лозунги, образы рабочих, крестьян, солдат, символика революции.

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Сначала для росписи использовались уже готовые, но ещё не расписанные, дореволюционные формы сервизов, оставшиеся на складе. На них наносили новые, соответствующие эпохе, изображения.

Кто не работает - тот не ест
Кто не работает - тот не ест

В 1918 году на фарфоровый завод был назначен новый художественный руководитель - Сергей Чехонин. Для выполнения важнейшей миссии (соединения фарфора с веяниями нового времени и воспитания граждан) он пригласил на завод выдающихся художников - Бориса Кустодиева, Александра Самохвалова, Кузьму Петрова-Водкина. Кстати, опыта работы с фарфором у них не было, пришлось быстро научиться.

Блюдо "Свадебное", композиция К.С. Петрова- Водкина
Блюдо "Свадебное", композиция К.С. Петрова- Водкина

В 1920–е годы на ГФЗ пришли художники - авангардисты. Казимир Малевич и его ученики (Н. Суетин, И. Чашник) разрабатывали концепцию «супрематического фарфора». Они использовали геометрические абстрактные мотивы – красные и чёрные квадраты, кресты, круги – на белом фоне посуды, чаще всего нанося их поверх классических заводских форм.

сервиз с матовыми терракотовыми фигурами, композиция Н.М. Суетина.
сервиз с матовыми терракотовыми фигурами, композиция Н.М. Суетина.

Малевич экспериментировал: вот его «супрематический чайник» и «получашки». Чайник напоминает паровоз.

Супрематический чайник Малевича
Супрематический чайник Малевича

А «получашки» - это буквально разрезанные пополам чашки с прямоугольной ручкой. Художник считал: зачем целая чашка, если губы касаются только одной стороны? Так он экономил материал и место.

"получашка" Малевича
"получашка" Малевича

Помимо Малевича эскизы для фарфора делали другие художники-авангардисты. Владимир Татлин и Василий Кандинский были авторами композиций для сервизов: по эскизам Кандинского расписывали чайные наборы в духе абстракции, которые пользовались спросом у коллекционеров. В1920-е ИФЗ стал площадкой для воплощения новаторских идей авангарда в фарфоре.

чашка и блюдце с абстрактным декором, композиция В.В. Кандинского
чашка и блюдце с абстрактным декором, композиция В.В. Кандинского

1930-е -эра больших строек и индустриализации. На фарфоре рисуют сельскохозяйственную технику, мосты, вождей, крупные стройки.

сервиз "Московское метро"
сервиз "Московское метро"
Сервиз "№5" (Индустриальный)
Сервиз "№5" (Индустриальный)
сервиз "Беломоро-Балтийский канал имени И.В. Сталина"
сервиз "Беломоро-Балтийский канал имени И.В. Сталина"

Одновременно с этим появляются изделия, посвященные освоению Севера, ликвидации безграмотности.

-12

Здесь же и блюдо, напоминающее о подвиге ледокола "Красин" - спасении экспедиции Нобиле, и сервиз, посвященный папанинцам.

-13

В 1920-е ГФЗ начал выпускать и малые формы - статуэтки. Они были как агитационными, так и бытовыми, на тему детей, спорта, сказочных героев и т.д.

Обсуждение сталинской конституции
Обсуждение сталинской конституции

Очень понравились скульптурки - аллегории месяцев. Косари - этой май, верхом на кузнечике - июнь, водолей - январь, с рыбой - февраль, в виде пастуха -март, а дровосек - апрель. На блюде "Дерево" изображён град Китеж.

-15

Прекрасная Анна Ахматова

-16

В 1922 году были выполнены шахматы "Красные и белые". Очень интересный образец агитационной пропаганды.

шахматы "Красные и белые"
шахматы "Красные и белые"

Шахматы состоят из фигур, символически отражающих противостояние старого и нового миров: «Красные» - рабочий-король с молотом, крестьянка-королева с венком и снопом, пешки - крестьяне с серпами и снопом пшеницы. «Белые» - противоположный образ: король представлен в виде скелета, королева - с рогом изобилия у ног, офицеры - в пышных костюмах, пешки - закованные в цепи рабочие.

шахматы "Красные и белые"
шахматы "Красные и белые"

Когда началась Великая Отечественная вой.на, фарфоровый завод почти перестал выпускать посуду. Мастера работали на оборону: они делали детали для приборов и оборудования, участвовали в маскировке кораблей. Тем не менее, даже в условиях блокады рождались произведения искусства. В 1944 году художница Анна Яцкевич создала орнамент, который стал символическим - «Кобальтовую сетку». Фарфор с синей решеткой, пересеченной золотыми точками, стал образом стойкости Ленинграда. Его производят до сих пор, и каждый сервиз с этой сеткой - это дань тем, кто пережил блокаду.

-19

В 1943 году был сделан сервиз "Блокада Ленинграда". Замерзающий город, лучи прожекторов над Невой, зенитки, вз.рывы.

-20

Также, в 1943 году, в осажденном городе художники ИФЗ создали вазу "Блокада Ленинграда". Вазу опоясывает надпись: "И В ХОЛОДЕ, И В ГОЛОДЕ, И В ДЫМЕ ВРАГОВ ТРОЙНЫМ УДАРОМ ГОРОД БИЛ". В овалах на поверхности вазы сцены из жизни осажденного города.

ваза "Блокада Ленинграда"
ваза "Блокада Ленинграда"

Ваза "Победа"

-22

Послевоенная посуда радует глаз яркостью красок. Появляются цветные, недорогие и массовые изделия. Очень понравился красочный "плодово-ягодный" сервиз "Советский".

сервиз "Советский", блюдо "апельсин"
сервиз "Советский", блюдо "апельсин"

В 1956 году создан великолепный сервиз "Ленинград"

сервиз "Ленинград"
сервиз "Ленинград"

Похож на царские сервизы?

лоток "Грифоны", сервиз "Ленинград"
лоток "Грифоны", сервиз "Ленинград"

1950-е-1960-е: Основной задачей было художественное оформление повседневного быта. Темы скульптур - разнообразные: сцены из жизни пионеров, бытовые жанровые композиции, животные, сюжеты из сказок, былин, литературных произведений.

-26
-27

Узнаваемые персонажи

-28

Приз моих симпатий уходит лежащему тигру!

-29

В 1970-1980-е годы ЛФЗ производит разные изделия: и по стилю и по сюжетам. Много сервизов с пейзажами, видами Санкт-Петербурга и пригородов.

Сервиз "Белая ночь"
Сервиз "Белая ночь"

Понравилась композиция "Мелодии любимого города"

-31

А вот "Московский Кремль"

-32

Оригинальный сервиз "Петергоф"

сервиз "Петергоф"
сервиз "Петергоф"

В 1990-х годах как будто бы возвращается дух авангарда, сюжеты и цвета снова становятся более смелыми.

сервиз "Домино"
сервиз "Домино"
-35

Музыкальный сервиз

-36

Современные шахматы интересно перекликаются с революционными.

шахматы "Alter Libitum"
шахматы "Alter Libitum"

Необычный фарфоровый самовар и чайник с индийскими мотивами в комплекте с чашками и блюдцами.

комплект "Пейзажи Индии"
комплект "Пейзажи Индии"

Костяной пион 2007 года видится мне небольшим оммажем к бисквитному букету императорского времени.

Слева - пион 2007 года, справа - букет 1850 года.
Слева - пион 2007 года, справа - букет 1850 года.

А эта загадочная композиция называется "Судьбы". Какие у вас ассоциации? У меня, разве что, такие: у одних - розами усыпана, у других поломана...

Судьбы
Судьбы

Для тех, кто понимает - "Тусовка 90-х".

Тусовка 90-х
Тусовка 90-х

В заключение хочу сказать, что в каждой эпохе существования завода можно найти немало интересного и достойного! Обо всём сразу рассказать невозможно...

В музее ИФЗ можно проследить путь фарфора от императорской утончённости до авангардных поисков и массовой продукции позднего СССР. Каждая витрина - это не просто выставка предметов, а отражение эпохи, через которую прошла страна и её искусство.

Блюдо "Букет полевых цветов", 1989 г.
Блюдо "Букет полевых цветов", 1989 г.

Почитать про представленный в музее фарфор разных эпох можно здесь:

Поддержать автора и вдохновить на дальнейшее творчество.