В музее ИФЗ в Санкт-Петербурге есть весьма интересный и необычный зал. Это зал с изделиями фарфорового завода, выпущенными после 1917 года. По ним вполне можно проследить историю развития страны.
После Октябрьской революции завод был переименован сначала в Государственный фарфоровый завод (ГФЗ), а затем - в Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ). В первые годы советской власти фарфор начали активно использовать как средство пропаганды: на тарелках, чашках, вазах и статуэтках появлялись лозунги, образы рабочих, крестьян, солдат, символика революции.
Сначала для росписи использовались уже готовые, но ещё не расписанные, дореволюционные формы сервизов, оставшиеся на складе. На них наносили новые, соответствующие эпохе, изображения.
В 1918 году на фарфоровый завод был назначен новый художественный руководитель - Сергей Чехонин. Для выполнения важнейшей миссии (соединения фарфора с веяниями нового времени и воспитания граждан) он пригласил на завод выдающихся художников - Бориса Кустодиева, Александра Самохвалова, Кузьму Петрова-Водкина. Кстати, опыта работы с фарфором у них не было, пришлось быстро научиться.
В 1920–е годы на ГФЗ пришли художники - авангардисты. Казимир Малевич и его ученики (Н. Суетин, И. Чашник) разрабатывали концепцию «супрематического фарфора». Они использовали геометрические абстрактные мотивы – красные и чёрные квадраты, кресты, круги – на белом фоне посуды, чаще всего нанося их поверх классических заводских форм.
Малевич экспериментировал: вот его «супрематический чайник» и «получашки». Чайник напоминает паровоз.
А «получашки» - это буквально разрезанные пополам чашки с прямоугольной ручкой. Художник считал: зачем целая чашка, если губы касаются только одной стороны? Так он экономил материал и место.
Помимо Малевича эскизы для фарфора делали другие художники-авангардисты. Владимир Татлин и Василий Кандинский были авторами композиций для сервизов: по эскизам Кандинского расписывали чайные наборы в духе абстракции, которые пользовались спросом у коллекционеров. В1920-е ИФЗ стал площадкой для воплощения новаторских идей авангарда в фарфоре.
1930-е -эра больших строек и индустриализации. На фарфоре рисуют сельскохозяйственную технику, мосты, вождей, крупные стройки.
Одновременно с этим появляются изделия, посвященные освоению Севера, ликвидации безграмотности.
Здесь же и блюдо, напоминающее о подвиге ледокола "Красин" - спасении экспедиции Нобиле, и сервиз, посвященный папанинцам.
В 1920-е ГФЗ начал выпускать и малые формы - статуэтки. Они были как агитационными, так и бытовыми, на тему детей, спорта, сказочных героев и т.д.
Очень понравились скульптурки - аллегории месяцев. Косари - этой май, верхом на кузнечике - июнь, водолей - январь, с рыбой - февраль, в виде пастуха -март, а дровосек - апрель. На блюде "Дерево" изображён град Китеж.
Прекрасная Анна Ахматова
В 1922 году были выполнены шахматы "Красные и белые". Очень интересный образец агитационной пропаганды.
Шахматы состоят из фигур, символически отражающих противостояние старого и нового миров: «Красные» - рабочий-король с молотом, крестьянка-королева с венком и снопом, пешки - крестьяне с серпами и снопом пшеницы. «Белые» - противоположный образ: король представлен в виде скелета, королева - с рогом изобилия у ног, офицеры - в пышных костюмах, пешки - закованные в цепи рабочие.
Когда началась Великая Отечественная вой.на, фарфоровый завод почти перестал выпускать посуду. Мастера работали на оборону: они делали детали для приборов и оборудования, участвовали в маскировке кораблей. Тем не менее, даже в условиях блокады рождались произведения искусства. В 1944 году художница Анна Яцкевич создала орнамент, который стал символическим - «Кобальтовую сетку». Фарфор с синей решеткой, пересеченной золотыми точками, стал образом стойкости Ленинграда. Его производят до сих пор, и каждый сервиз с этой сеткой - это дань тем, кто пережил блокаду.
В 1943 году был сделан сервиз "Блокада Ленинграда". Замерзающий город, лучи прожекторов над Невой, зенитки, вз.рывы.
Также, в 1943 году, в осажденном городе художники ИФЗ создали вазу "Блокада Ленинграда". Вазу опоясывает надпись: "И В ХОЛОДЕ, И В ГОЛОДЕ, И В ДЫМЕ ВРАГОВ ТРОЙНЫМ УДАРОМ ГОРОД БИЛ". В овалах на поверхности вазы сцены из жизни осажденного города.
Ваза "Победа"
Послевоенная посуда радует глаз яркостью красок. Появляются цветные, недорогие и массовые изделия. Очень понравился красочный "плодово-ягодный" сервиз "Советский".
В 1956 году создан великолепный сервиз "Ленинград"
Похож на царские сервизы?
1950-е-1960-е: Основной задачей было художественное оформление повседневного быта. Темы скульптур - разнообразные: сцены из жизни пионеров, бытовые жанровые композиции, животные, сюжеты из сказок, былин, литературных произведений.
Узнаваемые персонажи
Приз моих симпатий уходит лежащему тигру!
В 1970-1980-е годы ЛФЗ производит разные изделия: и по стилю и по сюжетам. Много сервизов с пейзажами, видами Санкт-Петербурга и пригородов.
Понравилась композиция "Мелодии любимого города"
А вот "Московский Кремль"
Оригинальный сервиз "Петергоф"
В 1990-х годах как будто бы возвращается дух авангарда, сюжеты и цвета снова становятся более смелыми.
Музыкальный сервиз
Современные шахматы интересно перекликаются с революционными.
Необычный фарфоровый самовар и чайник с индийскими мотивами в комплекте с чашками и блюдцами.
Костяной пион 2007 года видится мне небольшим оммажем к бисквитному букету императорского времени.
А эта загадочная композиция называется "Судьбы". Какие у вас ассоциации? У меня, разве что, такие: у одних - розами усыпана, у других поломана...
Для тех, кто понимает - "Тусовка 90-х".
В заключение хочу сказать, что в каждой эпохе существования завода можно найти немало интересного и достойного! Обо всём сразу рассказать невозможно...
В музее ИФЗ можно проследить путь фарфора от императорской утончённости до авангардных поисков и массовой продукции позднего СССР. Каждая витрина - это не просто выставка предметов, а отражение эпохи, через которую прошла страна и её искусство.
Почитать про представленный в музее фарфор разных эпох можно здесь:
Поддержать автора и вдохновить на дальнейшее творчество.