Найти в Дзене
Особое дело

1981 год. В школу пришли вооружённые солдаты. Их намерения изумили всех.

Приветствую. Морозным днём 17 декабря 1981 года в школу №12, располагавшуюся на улице Горького, в городе Сарапуле, пришли два вооружённых автоматами солдата. Они заявили удивлённому директору школы Л.А. Лапину, что ищут учеников, якобы похитивших в военной части боеприпасы. Звучало это странно, но директор школы поверил. Солдаты остановились перед кабинетом биологии, где в это время шёл шестой урок в 10 «В» классе. Военнослужащие вошли в класс вместе с директором и сообщили, что ищут украденные мины и тех, кто это сделал. Учительница попросила подождать до конца урока.

Как только прозвенел звонок, солдаты вновь вошли в класс, на этот раз уже без директора – тот, не чувствуя подвоха, оставил военных под дверью и вернулся к себе в кабинет. Солдаты принялись ходить между рядов, рассматривая учеников, а потом сообщили учительнице – дескать, да это они, подростки из класса похитили мины. Испуганная учительница, оставив военных с десятиклассниками, побежала к директору с докладом. Солдаты в свою очередь не спешили объявлять школьников задержанными, просто сказали, что всем велено оставаться в классе до приезда милиции и командования части. После этого военнослужащие начали писать список требований к властям:

"1. Предоставить нам право свободного выезда в США или в другую западную страну.

2. До отъезда за нашу безопасность отвечает КГБ.

3. Нам предоставляется право свободного выезда.

4. К двери не подходить – стреляем на поражение. Даём вам ровно 24 часа. В случае непринятия ультиматума пострадают заложники. Рядовой Мельников, рядовой Колпакбаев."

Записка с требованиями. Фото из интернета.
Записка с требованиями. Фото из интернета.

Отнести данное послание директору школы военнослужащие приказали самому рослому ученику, устранив таким образом потенциальную опасность: сами рядовые обладали довольно щуплым телосложением и опасались, что более сильные подростки могут группой напасть на них и разоружить. Об истинной цели визита дезертиров ученики стали догадываться, когда в класс начали стучаться директор и военрук школы, прочитавшие записку, с вопросом: «Что вообще происходит?» Солдаты кричали в ответ, чтобы те отошли от двери, но представители школьной администрации их не услышали — голоса захватчиков заглушал шум, стоявший от выбежавших в коридор на перемену школьников.

Школа №12 в Сарапуле. Фото из интернета.
Школа №12 в Сарапуле. Фото из интернета.

Тогда рядовой Колпакбаев вскинул в сторону двери автомат Калашникова, передёрнул затвор и трижды выкрикнул: «Я стреляю!» Встревоженные ученики стали убеждать его не палить в тонкую дверь и не лишать жизни находящихся за ней неповинных людей. Тогда дезертир выпустил пару пуль в потолок — от страха некоторые из школьников попадали со стульев и спрятались под партами. Дальше скрывать свои планы смысла не было, и дезертиры во всеуслышание объявили учеников своими заложниками. Они приказали школьникам сдвинуть парты вместе и закрыть окна учебными плакатами и другими подручными средствами. После этого солдаты потребовали, чтобы все ученики расположились в задней части класса...

Отвлечёмся на личности дезертиров: уроженец Казахстана Ахметжан Ходжабаевич Колпакбаев и житель Челябинской области Александр Геннадиевич Мельников в 1981 году являлись рядовыми срочной службы в 248-й мотострелковой дивизии Уральского военного округа (воинская часть №13977). В середине декабря они приняли решение, что пора круто менять свою жизнь. Именно Колпакбаев грезил Соединёнными Штатами Америки и мечтал перебраться за океан в эту страну. Мечтал ли о том же самом Мельников— сказать трудно, так как в этом тандеме у него была роль ведомого. Скорее всего, он просто не смог противостоять морально более сильному Колпакбаеву. Они покинули свою часть 16 декабря, прихватив с собой два автомата Калашникова и магазины с патронами.
Ахметжан Колпакбаев. Фото из интернета.
Ахметжан Колпакбаев. Фото из интернета.

Данная школа была выбрана ими неслучайно — целью дезертиров был 10 «А» класс. Военнослужащие разузнали, что там учится сын командира части, и были уверены, что командир пойдёт на все условия, чтобы спасти своего ребёнка. Однако в тот день учеников этого класса отпустили домой пораньше, так что сын командира не попал в руки дезертиров, но они от своих планов из-за этого не отказались. Ну а кабинет биологии был выбран солдатами тоже не просто так — он находился на втором этаже трёхэтажного здания, а значит, во время вероятного штурма это бы затруднило спецназу проникнуть в класс как с земли, так и с крыши.

Вернёмся к повествованию. Рассадив учеников на сдвинутых в конце класса стульях, дезертиры взяли школьный журнал и начали перекличку. Школьники охотно отвечали на вопросы солдат — те вели себя с ними панибратски, особо не старались запугать и даже немного рассказывали о себе. В конце концов, разница в возрасте у десятиклассников и военнослужащих была невелика. Колпакбаев, помимо всего прочего, поделился своим мнением, что Казахстану необходима независимость от СССР. Страна аграрная, в ней много чего есть из ресурсов, и она вполне может существовать отдельно. Рассказывал солдат и о своих планах относительно США, считая, что там жить хорошо и вольготно. Видя, как Колпакбаев помыкает Мельниковым, школьники даже жалели, по их словам, «затюканного» Александра. По всей видимости, тот сожалел о содеянном и бледный, молча стоял у стены.

Александр Мельников. Фото из интернета.
Александр Мельников. Фото из интернета.

Тем временем не на шутку перепуганные учителя позвонили в местное 7-е отделение КГБ Удмуртской АССР и рассказали о захвате класса. Начальник Сарапульского городского отделения КГБ капитан Владимир Викторович Орехов сначала не поверил, когда ему сообщили о захвате заложников в школе № 12. Для СССР это была невероятная ситуация. Но вскоре Орехову пришлось убедиться в реальности произошедшего. Из школы были эвакуированы ученики и преподаватели. Подъехали пожарные, скорые, была развёрнута станция переливания крови. А само здание было оцеплено тройными милицейскими кордонами. К тому времени к школе начали подтягиваться родители, родственники, друзья учеников и педагогов, да и просто любопытные зеваки. Ждали бойцов спецназа группы «Альфа». Именно на них была возложена задача по освобождению заложников.

Класс 10 "В". Фото из интернета.
Класс 10 "В". Фото из интернета.

Ну а в самом классе ситуация была спокойной. Дезертиры отпускали учеников по несколько человек в туалет. Ходили по нужде и сами солдаты — по одному. Правоохранители не стали их брать, это было слишком опасно. Когда милиционеры предложили покормить школьников, солдаты тоже не возражали. Альберт Хакимов, один из заложников, вспоминал: «Мы выскакивали в коридор, и нам на ходу буквально запихивали в рот булочки и поили кофе, а потом нас быстро опрашивали в учительской, где был развернут штаб». Позже еду приносили уже и в сам класс. Дезертиры сначала отказывались от неё, боясь, что она отравлена, но проголодавшись, всё-таки поели.

Всё то время велись переговоры, которыми занимались вышеупомянутый Владимир Викторович Орехов и Председатель КГБ Удмуртской АССР генерал Борис Петрович Соловьёв. Они убеждали дезертиров отпустить всех девочек из класса. И им это позже удалось. У Орехова также получилось проникнуть в класс и оценить обстановку. Позже он вспоминал:

«А я всё это время под дверью стою, и, в конце концов, говорю Ахмеду — как-то не по-мужски через дверь говорить. Он — заходи. Я зашёл, а он сразу автомат вскидывает. Я ему говорю — ты же видишь, я без оружия. Он немного успокоился, хотя все равно был настороженным, и мы начали разговаривать. Ахмед говорит — давайте нам автобус, сейчас мы учеников погрузим и полетим в Америку. Я говорю — если ты прилетишь в Америку со школьным классом, да с автоматом, там тебя сразу в наручники и в тюрьму. Ты должен приехать туда как гражданин с международным паспортом. И он согласился».
Владимир Викторович Орехов. Фото из интернета.
Владимир Викторович Орехов. Фото из интернета.

Стоит отметить, что дезертирам действительно сделали необходимые документы. А перед этим им выдали различные анкеты для заполнения. Свои фотокарточки для загранпаспорта солдаты разрешили вырезать из своих водительских удостоверений. Орехов также заранее предупредил дезертиров, что для изготовления документов потребуется не один час. Нужно было выиграть время, чтобы дождаться «Альфу». Колпакбаев и Мельников согласились. Тем более, разыгралась метель, и погода была всё равно нелётной. Воодушевленные тем, что их план реализовывается, дезертиры согласились отпустить 14 школьниц. Те уходили неохотно — им не хотелось бросать в беде своих одноклассников.

Кабинет №19, там находились ученики и дезертиры. Фото из интернета.
Кабинет №19, там находились ученики и дезертиры. Фото из интернета.

Ближе к вечеру солдаты потребовали гитару и магнитофон — это дезертирам предложили сами школьники, которые вместе с Колпакбаевым и Мельниковым потом слушали песни советских рок-групп и пели под гитару. В 23:00 солдаты отпустили оставшихся трёх девочек, оставив в классе восемь парней. К утру с оперативниками ещё раз побеседовал ученик Хакимов — заслышав шорох в коридоре, он отпросился в туалет. Школьник сообщил бойцам «Альфы», которые прибыли в школу в полпервого ночи, о расположении в кабинете учеников и преступников. Вернувшись в кабинет, школьник успокоил дезертиров, сказав, что шумели технички, пришедшие утром мыть полы в школе.

В пять утра Орехов вновь вошёл в класс и сообщил, что документы готовы, машина до аэропорта стоит у школы, самолёт заправлен под завязку и ожидает дезертиров для вылета, и попросил отпустить мальчишек. Дезертиры на радостях согласились. Вместе со школьниками класс покинул и сам Владимир Викторович, сказав, что идёт за документами. И как только дверь за ними закрылась, солдаты поняли, что их перехитрили, ведь они остались без всякого прикрытия. Когда до Колпакбаева и Мельникова дошло, какую роковую ошибку они совершили, они попытались было вернуть капитана. Для этого Мельников рискнул выйти из кабинета, но, наткнувшись в коридоре на бойца «Альфы» , бросил в панике автомат и вновь скрылся в классе.

Оружие дезертиров. Фото из интернета.
Оружие дезертиров. Фото из интернета.

Теперь уже дело оставалось за спецами из «Альфы». Дезертиры были полностью деморализованы, поэтому командир подразделения Геннадий Зайцев решил их взять живыми. Спецназовцы выбили дверь и ворвались в класс. Операция длилась от силы 15–20 секунд. Мельников сдался сразу, а Колпакбаев попытался было оказать сопротивление, но был мгновенно обезврежен. Как главарь, он по приговору Свердловского суда получил 13 лет лишения свободы. Мельникова приговорили к 8 годам. Узнав о случившемся, его отец не вынес позора и свёл счёт с жизнью. Ну а руководство СССР засекретило этот инцидент. О нём стало известно в подробностях лишь после развала СССР. Вот так.

Прошу прощения, если в статье есть какие-либо неточности, информация разнится.

Ну а на этом всё. Ставьте лайки если статья была интересна, пишите своё мнение в комментариях и подписывайтесь на канал. Всего хорошего.

Поблагодарить автора можно через донат. Кнопка доната справа под статьёй, в шапке канала или по ссылке. Это не обязательно, но всегда приятно и мотивирует писать новые статьи на фоне падения доходов от монетизации в Дзене.