Найти в Дзене
СКАН-Интерфакс

Позитив или негатив: сравниваем тональность медиаполя «Чижика» и «Светофора»

Дискаунтеры часто сталкиваются с негативными упоминаниями в СМИ: проверки Роспотребнадзора, жалобы потребителей и поставщиков на качество продукции. В начале 2025 года скандал разгорелся вокруг «Светофора» — в результате инфополе дискаунтера стало «красным». «Чижик» (входит в Х5 Group) же, напротив, демонстрирует максимально позитивную картину. Разбираемся, как обстоят дела с тональностью публикаций сегодня. Анализ тональности новостей позволяет оценить информационное поле и быстро реагировать на новости, которые несут репутационные риски. Одна и та же публикация может быть позитивной для одной компании и негативной для другой. Например, аналитик компании Х рассказал о снижении акций Газпрома. Для компании Х новость не будет негативной, а для Газпрома — да. Поэтому при работе с публикациями важно учитывать контекст новости и специфику компании. Для дискаунтера «Светофор» 2025-й год начался невесело: Роспотребнадзор проводил в сети тотальные проверки и закрывал часть магазинов в Москве
Оглавление

Дискаунтеры часто сталкиваются с негативными упоминаниями в СМИ: проверки Роспотребнадзора, жалобы потребителей и поставщиков на качество продукции. В начале 2025 года скандал разгорелся вокруг «Светофора» — в результате инфополе дискаунтера стало «красным». «Чижик» (входит в Х5 Group) же, напротив, демонстрирует максимально позитивную картину. Разбираемся, как обстоят дела с тональностью публикаций сегодня.

Что такое тональность новостей?

Анализ тональности новостей позволяет оценить информационное поле и быстро реагировать на новости, которые несут репутационные риски. Одна и та же публикация может быть позитивной для одной компании и негативной для другой.

Например, аналитик компании Х рассказал о снижении акций Газпрома. Для компании Х новость не будет негативной, а для Газпрома — да.

Поэтому при работе с публикациями важно учитывать контекст новости и специфику компании.

«Светофор»: включился красный свет?

Для дискаунтера «Светофор» 2025-й год начался невесело: Роспотребнадзор проводил в сети тотальные проверки и закрывал часть магазинов в Москве и Подмосковье. Это отразилось и на его инфополе: по данным системы СКАН-Интерфакс, за текущий год почти половина упоминаний «Светофора» — негативные.

Источник: система СКАН-Интерфакс
Источник: система СКАН-Интерфакс

Что не скажешь о «Чижике» — доля негатива в инфополе дискаунтера минимальна, большинство упоминаний — нейтральные и позитивные.

Если взглянуть на тональность отдельных инфоповодов, то мы видим, что примерно 30-40% сообщений — негативные. В то время как у «Чижика» этот процент составляет не более 5%.

Источник: система СКАН-Интерфакс
Источник: система СКАН-Интерфакс

На такую картину повлияли сразу несколько инфоповодов: выявление фальсификата в магазинах, закрытие части дискаунтеров, ликвидация одного из владельцев торговой сети.

Источник: система СКАН-Интерфакс
Источник: система СКАН-Интерфакс

Была ли работа с негативом?

Мы проанализировали количество упоминаний в СМИ «Светофора» и «Чижика» и сравнили долю прямой речи.

Источник: система СКАН-Интерфакс
Источник: система СКАН-Интерфакс

Интересно, что из 25 тысяч упоминаний в СМИ публикаций, которые содержат прямую речь, — всего 10. Это значит, что работы с негативом почти не было. В то же время у «Чижика» — 7,5 тысяч упоминаний в СМИ и 7 из них — с прямой речью, несмотря на то, что инфополе дискаунтера находится в «зеленой» зоне.

Источник: система СКАН-Интерфакс
Источник: система СКАН-Интерфакс

Реакция представителей компании появилась только спустя 1,5 месяца после начала скандала. Директор «Светофора» по ЦФО Елена Захаренко прокомментировала инцидент и опровергла слухи о ликвидации холдинга «Инвест Стандарт», а проверки Роспотребнадзора назвала не критичными для безопасности покупателей.

В результате

В динамике мы видим, что количество негативных упоминаний увеличилось на 165%. При этом доля позитивных сообщений стала больше — это говорит о лояльности аудитории к дискаунтеру.

Изменения нельзя назвать критическими, так как большинство негативных публикаций связаны с закрытием магазина, а не с качеством продукции. При этом анализ динамики показывает, что проблемы у дискаунтера стали появляться в декабре 2024 — январе 2025 гг.

Источник: система СКАН-Интерфакс
Источник: система СКАН-Интерфакс

Своевременный мониторинг публикаций и тональности упоминаний позволяет выявить возникающие проблемы и оперативно на них среагировать. Так, если бы пресс-служба сети отслеживала репутацию по СМИ, то смогла бы, во-первых, подойти к ситуации превентивно (провести внутренний аудит, устранить риски и недостатки, выстроить антикризисную кампанию), а, во-вторых, оперативно дать официальный комментарий, чтобы сгладить «красное» инфополе.

——

Подписывайтесь на наш канал в Дзене — мы регулярно разбираем свежие PR-кейсы.