Эта сцена полностью отвечала требованиям, сформулированным итальянским живописцем, театральным декоратором и архитектором Пьетро ди Готтардо Гонзаго: «Пространство или планировка сцены должны помогать игре артистов, свободе функционирования театральных машин и иллюзии видимостей».
Если хотите больше узнать, как это было, приходите 26 июля в Центр реставрации и хранения усадьбы Останкино на лекцию. Главный научный сотрудник музея кандидат искусствоведения Ирина Ефремова погрузит вас в историю крепостного театра Шереметевых.
Сам музей-усадьба расположен в бывшем имении графов Шереметевых в Останкинском парке. Кстати, это самый близкий к Кремлю усадебно-парковый комплекс. Его ансамбль сформировался при графе Николае Шереметьеве в конце XVIII века. А построенный там театр-дворец остался единственным сохранившимся в России театральным зданием того времени со сценой, зрительным залом и гримерками.
История театра началась с того, что в 1792 году владелец усадьбы Николай Шереметев решил сделать Останкино своей летней резиденцией. И воплотить там свою давнюю мечту — создать российский «пантеон искусств», который объединил бы в себе театр, художественную галерею и библиотеку.
Над проектом пантеона трудились архитекторы Франческо Кампорези, Иван Старов и Винченцо Бренн. Реализацией и внутренним убранством занимались крепостные зодчие Шереметева: Павел Аргунов, Григорий Дикушин и Алексей Миронов. И получилось у них уникальное деревянное сооружение.
Зрительный зал в форме подковы вмещал до 250 зрителей. На наклонном полу для лучшей видимости сцены стояло шесть рядов партера и три ряда амфитеатра. А благодаря специальным механизмам зрительный зал после спектакля меньше чем за час трансформировался в бальный.
Открытие театра состоялось в июле 1795 года. И первой постановкой стала опера О. А. Козловского «Зельмира и Смелон, или Взятие Измаила». К 1797-му в труппе уже состояло около 170 человек. А в репертуаре находилось более 100 опер, комедий и балетов.
В театр наведывались многие именитые гости, в том числе польский король Станислав Август Понятовский. И конечно российские монаршие особы — Елизавета Петровна, Павел I, Александр I. Сохранились даже сведения о том, что именно в Останкинском дворце Александр I подписал проект закона об отмене крепостного права. Очевидно, восхитившись талантами крепостных актеров, вокалистов, танцоров и зодчих.
А еще театр считался лучшим в России, но, увы, недолго. После смерти главной звезды труппы, бывшей крепостной, в последствии жены Шереметева Прасковьи Ковалёвой-Жемчуговой, в 1803 году граф Останкино почти не посещал. И усадьба стала приходить в упадок, а парк застраивался дачами. Только после революции дворец сделали музеем.
Во время лекции вы узнаете об особенностях трансформируемого зрительного зала, хитростях декораторов, машинах озвучки и постановках XVIII века. А также увидите сохранившиеся элементы богатого декоративного убранства.
Локация
Государственный дворцово-парковый музей-заповедник «Останкино и Кусково»
Центр реставрации и хранения усадьбы Останкино
1-я Останкинская улица, владение 5
+7 (495) 370-01-50 (Усадьба «Кусково»);
+7 (495) 615-00-04 (Усадьба «Останкино»)