Вы садитесь смотреть футбол. Покупаете напитки, закуски, устраиваетесь поудобнее в предвкушении 90 минут чистого спорта. Но вместо этого вам показывают что угодно, кроме него: рекламу кредитов, прогнозы от «экспертов», графику с никому не нужной статистикой и бесконечные повторы, где люди в наушниках три минуты чертят линии на стоп-кадре.
Современный спортивный показ превратился из трансляции матча в двухчасовое маркетинговое шоу, где сама игра — лишь повод, чтобы продать вам еще что-нибудь. Терпение болельщиков лопнуло.
Мы на Sportliga.com собрали всю народную ненависть в кулак и составили топ-10 вещей, которые бесят в современных трансляциях больше всего. Это наш коллективный крик души.
№10. Режиссура «гениев»: покажите игру, а не лицо VIP-гостя
Классика жанра. Ваша команда проводит острейшую контратаку, мяч летит в штрафную, вот-вот будет удар... и в этот момент режиссер трансляции решает, что вам гораздо важнее увидеть лицо скучающего губернатора в VIP-ложе. Или красивую болельщицу. Или, что еще хуже, дает замедленный повтор предыдущего нарушения, пока в прямом эфире забивают гол. Количество голов, пропущенных зрителями из-за гениальных режиссерских решений, уже давно превысило количество голов, забитых некоторыми нападающими РПЛ.
№9. Звукорежиссер-саботажник: битва комментатора с трибунами
Существует два типа звука на трансляциях, и оба они бесят.
- Тип первый: «Стадион в вакууме». Вы слышите каждый вздох комментатора, его покашливание, шуршание бумажек, но почти не слышите рев трибун. Атмосфера матча убита напрочь, вы как будто смотрите игру в библиотеке.
- Тип второй: «Комментатор в бочке». Интершум со стадиона выкручен на максимум, а голос комментатора где-то далеко, как будто он вещает из соседней комнаты. Вы слышите крики фанатов, но не можете разобрать ни одной фамилии.
Отдельный вид пытки — оставшийся с пандемийных времен искусственный, записанный шум толпы, который некоторые каналы до сих пор не научились грамотно использовать.
№8. Бесполезная графика: парад ненужных цифр
Раньше на экране был только счет и время. И этого было достаточно. Сегодня экран превратился в новогоднюю елку, увешанную гирляндами из бесполезной информации. Каждые пять минут нам показывают процент владения мячом, который ни на что не влияет. После каждого удара в сторону ворот появляется плашка с xG (ожидаемые голы), которая должна, видимо, утешить болельщиков: «Ваша команда не забила, но по xG должна была!». Тепловые карты, средняя скорость рывков, процент выигранных единоборств на конкретном участке поля — 90% этой графики абсолютно не нужны зрителю и лишь отвлекают от игры.
№7. Второй экран: «Голосуйте в нашем Telegram-канале!»
Телевизионщики почему-то решили, что просто смотреть футбол — это скучно. Зрителя нужно постоянно развлекать. Поэтому по экрану бегут строки с призывами, появляются QR-коды, а комментатор в самый напряженный момент матча вдруг предлагает вам проголосовать за лучшего игрока в приложении. Это навязчивое желание затащить зрителя на свои цифровые площадки превращает просмотр в работу: нужно и за игрой следить, и в телефоне что-то нажимать. Отстаньте, просто дайте посмотреть футбол!
№6. Эксперты в студии: «Нужно забить, чтобы победить»
Перерыв. Вместо того чтобы спокойно обдумать первый тайм, вы вынуждены слушать «глубокую аналитику» от «экспертов». Обычно это бывшие футболисты, которые выдают одну банальность за другой: «Команде, которая проигрывает, нужно отыгрываться», «Чтобы победить, нужно забивать голы», «Кто меньше ошибется, тот и выиграет». Этот парад кэпов очевидность не несет никакой смысловой нагрузки. За редким исключением, студийная аналитика — это просто 15 минут потраченного впустую времени.
№5. «Нативная» реклама: когда комментатор продает вам майонез
Это особый вид кринжа. Идет игра, и вдруг комментатор, не меняя интонации, начинает рассказывать: «Да, опасный штрафной, ну а пока игроки готовятся, хочу напомнить, что майонез „Провансаль“ — залог вкусного ужина для всей семьи!». Этот топорный, неуместный продакт-плейсмент разрушает всю атмосферу и превращает спортивный репортаж в «магазин на диване». Это прямое неуважение и к зрителю, и к самой игре.
№4. Комментаторы-«глоры»: когда репортаж ведет фанат
Вы болеете за условный «Ростов», который играет со «Спартаком». А комментатор на федеральном канале — болельщик «Спартака». И весь матч вы слушаете не объективный репортаж, а 90 минут восхищения «спартаковским духом», причитаний по поводу каждого падения игрока в красной-белой форме и сдержанное недовольство, когда забивает ваша команда. Такое откровенно предвзятое комментирование — одна из главных бед нашего спортивного ТВ.
№3. Комментаторские штампы: «кожаный снаряд» и «второй этаж»
Даже если комментатор нейтрален, у него в запасе есть набор избитых фраз, от которых уши вянут. «Футбольный снаряд», «кожаная сфера», «второй этаж», «домашние заготовки», «игра до верного», «на встречных курсах». Этот мертвый, казенный язык передается из поколения в поколение и превращает живую игру в унылое перечисление штампов.
№2. VAR: Убийца эмоций
Технология VAR была призвана убить несправедливость. А вместо этого она убила главное в футболе — эмоцию. Ваша команда забивает гол. Вы кричите, обнимаетесь с друзьями, открываете пиво. А потом... все замирают и смотрят на судью. И начинаются три минуты ада. Люди в комнате VAR чертят линии, смотрят стоп-кадры, ищут микроскопический офсайд или касание руки. И вот, когда весь эмоциональный запал уже прошел, гол отменяют из-за того, что пятка нападающего на два миллиметра была ближе к воротам. Радость украдена. Футбол превратился из живой игры в судебную экспертизу.
№1. Букмекеры: тотальная оккупация эфира
Это главный бич современного показа. Реклама букмекерских контор. Она везде. Она агрессивна. Она бесконечна. Перед матчем, в перерыве, после матча. Логотипы на формах, на бортах, в студии. Коэффициенты, которые выводят на экран во время опасного штрафного. Комментаторы, которые взахлеб рассказывают о «сочных кэфах» и призывают «зарядить на победу».
И вишенка на этом торте лицемерия — обязательная приписка «Играйте ответственно». Индустрия, которая тратит миллиарды, чтобы подсадить вас на азарт, с серьезным лицом просит вас быть сдержаннее. Это тотальная оккупация спорта деньгами, которая превратила трансляцию в навязчивую рекламу зависимости. И это бесит больше всего.
А что в современных трансляциях бесит лично вас больше всего? Какой пункт мы забыли? Выплесните всю свою боль в комментариях!
И не забывайте следить за нами на всех площадках, чтобы не пропускать острые темы: