Представьте себе: грандиозный прием, предваряющий встречу израильской четы с самим президентом Ельциным, разворачивается в роскошных залах российского правительства. Хозяин, Виктор Черномырдин, позаботился о каждой детали: изысканные яства, благородные напитки, вышколенный персонал, блестящее общество. Всё дышало предвкушением важного события. Гости собрались, ожидая появления главных действующих лиц. Но время шло, а их всё не было. Недоумение нарастало, как волна, захлестывая собравшихся.
За гранью протокола
Виктор Степанович, человек с железной выдержкой и острым умом, не выдержал и обратился к Якову Кедми, который выступал связующим звеном между сторонами. Что ж, Кедми, сгорая от стыда, был вынужден озвучить причину задержки, которая прозвучала как гром среди ясного неба. Оказалось, что первая леди Израиля, госпожа Нетаньяху, не смогла вовремя завершить свои личные тренировки – пробежку и занятия в тренажерном зале. Ей ещё предстоял душ, укладка, приведение себя в порядок. А её супруг, премьер-министр, не рискнул появиться перед гостями в одиночку, опасаясь вызвать гнев своей второй половины . Это объяснение, по своей сути, было не просто нарушением этикета, а откровенным пренебрежением к принимающей стороне, вызовом, брошенным всем нормам дипломатии. Одно дело – форс-мажор, другое – нежелание или неспособность планировать свой день, когда каждая минута официального визита расписана по секундам.
Неслыханная дерзость
Черномырдин, к счастью, обладал редким даром сохранять спокойствие в любой ситуации. Он лишь усмехнулся, глядя на это представление. Спустя полчаса чета Нетаньяху наконец-то соизволила появиться. Но на этом испытания для дипломатического протокола не завершились, а лишь перешли в новую фазу. Когда Виктор Степанович поднял бокал для приветственного тоста, разыгрался второй акт этой драмы. По всем незыблемым правилам, обращение должно было быть адресовано главе делегации.
«Уважаемый премьер-министр государства Израиль…»
– именно так должен был звучать тост, подчеркивая официальный статус визита.
Но в этот самый момент к российскому премьеру вновь подскочил взволнованный Кедми. Он передал настоятельную просьбу, граничащую с требованием Сары Нетаньяху: нарушить протокол и включить её имя в официальное приветствие наравне с мужем. Как позже вспоминал в своих мемуарах Кедми, подобное поведение – это полный нонсенс в мире дипломатии. Оно бросает тень не только на репутацию супруга, но и на имидж всей страны. Требовать к себе особого почтения таким образом – значит выставлять себя и своё государство в самом неприглядном свете. В итоге это правило было попрано.
Скандалы в кулуарах и за их пределами
Виктор Черномырдин, проявив недюжинную мудрость, решил не усугублять ситуацию и пошел на беспрецедентную уступку. Его тост прозвучал так:
«Уважаемые премьер-министр государства Израиль, Биньямин Нетаньяху, и его супруга, Сара Нетаньяху, для нас большая честь принимать вас…»
Пикантность этой истории придает тот факт, что предки обоих супругов Нетаньяху были выходцами из бывшей Российской Империи. Мать Сары, Хава Парицкая, родилась в Минске, а отец, Шмуэль Бен-Арци, появился на свет в городе Билгорай, который в то время входил в состав России. Отец Биньямина, Бенцион Нетаньяху, также был родом из русской части Польши. Для Якова Кедми этот вечер стал настоящим испытанием на прочность. Что он чувствовал в тот момент, представить сложно, но спустя два года он покинул свой пост и опубликовал резонансное письмо, а также дал несколько откровенных интервью, в которых подробно рассказал об этом и других подобных случаях, связанных со «сложным характером и непомерных запросах Сары Нетаньяху». Так что имидж у первой леди Израиля оказался безвозвратно запятнан.
Вообще, такие «вспышки» у Сары случаются довольно часто, и не только на государственном уровне. Так, недавно она оказалась в центре позорной ситуации во время неофициального визита на Украину. Инцидент произошел сразу по прибытии самолета: супруга премьер-министра демонстративно отбросила кусок традиционного хлеба-соли, который по обычаю ей предложили в знак гостеприимства. Ситуацию усугубили сообщения, появившиеся в израильских интернет-изданиях. По их данным, еще во время перелета Сара Нетаньяху пребывала в дурном расположении духа и устроила выговор командиру экипажа.
Причиной ее недовольства стало то, что пилот, по ее мнению, не поприветствовал ее с должным почтением. Слухи о непростом нраве первой леди ходят уже давно. Косвенным подтверждением этому служит тот факт, что ее бывшие подчиненные неоднократно обращались в суд. В своих исках они обвиняли работодательницу в унижениях, вспышках гнева, непредсказуемом поведении и задержках заработной платы. Некоторые из этих судебных разбирательств завершились не в пользу госпожи Нетаньяху. Так, ее телохранитель смог доказать создание «невыносимой рабочей атмосферы» и выиграл дело, в результате чего на первую леди наложили штраф. Другой сотрудник получил от нее компенсацию в размере 30 тысяч долларов за неподобающее обращение. Он утверждал, что она отправляла его за продуктами, а затем упрекала в том, что сама набирает вес из-за «слишком большого количества еды».
Пресса также освещала и другие эпизоды. Сообщалось, что супруга премьера могла в ночное время позвонить любому подчиненному и в резкой форме отчитать его за незначительную оплошность, например, за покупку молока в картонной, а не в пластиковой таре. Широкую огласку также получила история и о том, как она разбудила помощника среди ночи с требованием разогреть ей тарелку супа. И это лишь несколько случаев, ставших достоянием общественности.
💖 Мы стараемся делать этот канал уютным уголком для всех, кто любит мир звёзд. Если вам нравится, что мы делаем, поддержите нас — это вдохновляет нас на новые истории!