Найти в Дзене

Демографическая яма и «лишние» учителя: Когда профессия становится заложником своего «сырья

Демографическая яма и «лишние» учителя: Когда профессия становится заложником своего «сырья».

Цифры о возможном «профиците» 60 тысяч учителей началки к 2028 году (и до 100 тыс. к 2030) – не просто статистика.

Это яркий пример созависимости профессии от объема и динамики ее «потребителей» – детей.

Падение числа учеников из-за демографической ямы 90-х автоматически создает переизбыток кадров.

HR-анализ проблемы

1️⃣ Жесткая привязка к потребителю

↳ Количество учителей напрямую зависит от числа учеников.

2️⃣ Инертность системы

↳ Подготовка учителей занимает годы. Людей нельзя «выключить» как станки вслед за демографической волной.

3️⃣ Сложность перехода на другой вид деятельности

↳ Учителя началки – узкие специалисты. Их сложно массово и быстро переучить для работы в других отраслях. Нужны масштабные программы переподготовки.

4️⃣ Риски «баланса»

↳ Предложение найти баланс между производительностью, нагрузкой и оплатой на фоне профицита чревато:

- Ростом нагрузки (больше детей в классе)

- Снижением зарплат (конкуренция за места)

- Уходом лучших кадров.

Это не только учителя и не только демография

Созависимость от «потребительского объема» – уязвимость многих профессий.

Демография – частый, но не единственный триггер.

1. Врачи (педиатры, акушеры-гинекологи):

Триггер: Демографический спад + укрупнение медучреждений.

Эффект: Профицит в одних регионах, дефицит в других. Необходимость перепрофилирования (педиатр -> терапевт взрослый).

2. Воспитатели детсадов:

Триггер: Демографическая яма (сдвиг на 3-6 лет).

Эффект: Закрытие групп/садов, сокращения, переход в смежные сферы (няни) или уход.

3. Сотрудники индустрии детских товаров:

Триггер: Падение рождаемости = сжатие рынка.

Эффект: Сокращения, закрытие магазинов, банкротства. Навыки менее универсальны, чем в FMCG.

4. Риелторы / Ипотечные брокеры:

Триггер: Резкое падение спроса на жилье (кризис, ставки) – НЕ демография.

Эффект: Массовый уход, доход зависит от количества сделок/клиентов.

5. Сотрудники турагентств (масс-маркет):

Триггер: Экономический спад, пандемия, геополитика – НЕ демография.

Эффект: Резкое сокращение спроса -> массовые сокращения, закрытия. Специфичные навыки.

Выводы

Профессии, жестко привязанные к объему «потребительского сырья» и не обладающие высокой гибкостью, универсальностью навыков, крайне уязвимы к резким изменениям спроса – будь то демография, экономика или технология. Учителя – масштабный и социально значимый пример.

Рекомендации

❇️ Прогнозирование

↳ Системам подготовки кадров необходимо учитывать долгосрочные демографические и экономические тренды.

❇️ Гибкие модели занятости

↳ Развивать аутстаффинг, частичную занятость, проектный формат в госсекторе.

❇️ Массовая переподготовка

↳ Создание программ для учителей началки – работа с подростками, взрослыми (доп. образование), смежные сферы (соцработа, тьюторство).

❇️ Повышение универсальности навыков

↳ Встраивать в педобразование компетенции, востребованные вне школы (коммуникация, проектное управление, цифровая грамотность).

❇️ Поддержка переходов

↳ Создание HR-инструментов для карьерных переходов между отраслями для «уязвимых» специалистов.

Ситуация с учителями – тревожный звонок. Требуется переосмысление устойчивости профессиональных моделей.

👇🏻 Поделитесь в комментариях:

1. Какие еще профессии, по вашему мнению, находятся в подобной уязвимости?

2. Какие HR-инструменты или госполитики могли бы смягчить такие кризисы?

#Демография #РынокТруда #КадроваяПолитика #Массовыесокращенияучителей #ДемографическаяЯма

#кадрырешают #HR #handshunter