Найти в Дзене
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Морские беспилотники - и Чёрное море как полигон для для отработки их применения

Вообще-то этой идее сотни лет - вспомните брандеры, сближавшиеся с боевыми кораблями на стоянке под воздействием ветра или течения и сжигавшие их дотла.

Но и управляемые боевые плавсредства, несравнимые по размерам и главное, цене со своими жертвами, принесли в своё время немало проблем противнику. Вспомним хотя бы итальянские взрывающиеся катера МТМ 10-й флотилии МАС

Технологии того времени не позволяли использовать их без боевого пловца, который лично наводил на цель, а потом покидал, забираясь на плотик, чтобы самого не убило гидродинамическим ударом при взрыве.

В 1948 году катера МТМ, закупленные Израилем, потопили на рейде Тель-Авива египетский корвет «Эмир аль Фарук» и повредили тральщик.

В наше время нечто подобное осуществили йеменцы, совершив нападение на эсминец USS Cole в гавани Адена, при помощи лодки, нагруженным взрывчаткой. Следующая ступень - в январе 2017 года поддерживаемые Ираном повстанцы-хуситы нанесли серьезный ущерб саудовскому фрегату «Аль-Мадина» в Красном море, применив дистанционно управляемое взрывное устройство.

Совсем другой уровень технологий продемонстрировала Украина. В сентябре 2022 года в бухте Омега, к югу от военно-морской базы в Севастополе, выбросило на берег беспилотный катер (БЭК), аналогичный тем, что использовались позже в октябрьской атаке. Его изображение широко распространялось в социальных сетях

-2

Он был, по-видимому, построен вручную, имеет корпус из стекловолокна и приводится в движение канадским гидроциклом SeeDoo с водометным движителем. Наверху расположена антенна спутниковой связи, возможно, использующая сеть Starlink. Управляемая турель с камерой, расположенная достаточно высоко над ватерлинией, чтобы справляться с небольшими волнами, обеспечивает визуальное наведение для оператора.

Судно по размеру примерно соответствует типичному взрослому каяку, а внутреннее пространство занимают двигатель, топливо и боеголовка. Если бы эти суда были запущены с берега в Украине, им потребовалась бы дальность плавания более 140 морских миль и большой топливный бак, который бы ограничивал доступное для взрывчатого вещества пространство. Так что не исключён их запуск с судна-носителя вблизи крымских берегов.

Были ли сделаны соответствующие выводы после его обнаружения? Видимо недостаточные, если в конце октября семь украинских БЭКов смогли не только атаковать цели, находившиеся вне севастопольской бухты, но и проникнуть в неё, также нанеся определённый ущерб.

Небольшие размеры, низкая осадка и корпус из стекловолокна делают беспилотные катера трудно обнаруживаемыми как при длительном переходе от точки запуска, так и даже для обороняющихся в непосредственной близости от цели. Производство этих катеров недорогое, поэтому нетрудно представить себе кустарное производство, способное быстро производить их в достаточном количестве для проведения массированных атак.

Достигли и атаки БЭКов успеха? Несколько кораблей потоплено или повреждено, неоднократно был атакован Крымский мост. В атаках применялись группы катеров до 11 единиц одновременно. Управление онлайн позволяло направлять очередной из них в брешь в борту корабля, пробитую предшествующим, что гарантировало взрыв боевой части уже внутри корпуса жертвы.

-3

Как бы то ни было, корабли ЧФ были перемещены из Крыма на кавказское побережье ( не следует забывать, что свой вклад внесли воздушные беспилотники и атаки ракетами, например, Сторм Шэдоу). Но и здесь БЭКи караулили наши корабли вблизи предполагаемых маршрутов перемещения, а разведывательное судно «Иван Хурс» находилось примерно в 120 километрах к северо-востоку от пролива Босфор, когда подверглось атаке со стороны беспилотного катера, правда, смогло от него отбиться.

И тут подтверждается факт, что обнаруженный БЭК – обречён: небольшой катер легко уничтожается даже огнём из стрелкового оружия, что и в Севастополе происходило, живучесть у него – нулевая. По сути дела, борьба с катерами-камикадзе требует не нового оружия и технических средств, а нормальной организации службы на кораблях и в военно-морских базах. Ну и регулярного патрулирования акватории Чёрного моря авиацией: БЭК – не торпеда, он с воздуха обнаруживается на счёт раз.

С марта 2024 года появилась эшелонированная оборона, и к июлю 2024 года выживаемость беспилотных аппаратов, запущенных из Одессы, значительно снизилась. Вертолётные патрули выполнялись вдоль маршрутов их подхода , при этом в воздухе одновременно находилось до тридцати вертолётов. Системы радиоэлектронной борьбы глушили или искажали сигналы наведения. Целью атак становились сети управления, включая операторов.

Ответом было применение морскими беспилотниками ракет для поражения летательных аппаратов. И даже беспилотниками FPV с взрывчатым веществом, которые взлетают с мини-«авианосца».

По тактике применения.

Что касается атак кораблей и береговой инфраструктуры, поначалу процент попаданий оставался низким. Могли быть запущены от четырёх до шести беспилотных аппаратов; только один или два доживали до атаки, и часто с минимальными результатами. Сбои часто были вызваны ненадёжностью оборудования, потерей сигнала или российскими контрмерами. Однако уже в начале 2024 года в каждом случае одновременно запускалось от десяти до двенадцати беспилотных катеров. Два или более из них прорывали оборонительный огонь, часто попадая в одну и ту же точку поражения и добивая поражённые корабли.

Текущая тактика предполагает двухэтапный план атаки. Первая волна направлена на выведение из строя двигательной установки, чтобы цель осталась без движения. После обездвиживания последующие удары наносятся по наиболее уязвимым участкам конструкции судна, основываясь на данных разведки.

Удары беспилотных катеров отличаются точностью по сравнению с ракетами, летящими на очень высоких скоростях, и их автоматизированные системы могут испытывать трудности с точным определением конкретных частей корабля. Беспилотный катер относительно медленный, и хотя он потенциально более уязвим на конечном этапе, он может быть более точно направлен на цель с помощью дистанционного оператора.

Разведывательная информация о перемещениях целей, безусловно, важна, и, вероятно, она поступает преимущественно из источников НАТО. (Кто бы сомневался...)

Кампания на Чёрном море продемонстрировала, что системы без экипажей могут обеспечивать стратегические результаты. Потопление крупных кораблей недорогими, легко поражаемыми платформами изменило расстановку сил на Чёрном море. Современный флот, ориентированный на океанские сражения, был вынужден перейти к обороне, где его возможности влиять на ход боевых действий на суше достаточно ограничены. Например, при совершении десантных операций.

Чёрное море стало «боевой лабораторией» для реальных экспериментов. Нигде больше не проводились масштабные испытания столь плотной электромагнитной и кинетической среды с использованием преимущественно партнёрских возможностей (Украины с НАТО, само собой). Извлеченные уроки имеют значение далеко за пределами Чёрного моря. Система воспрепятствования на море остаётся жизнеспособной. Минные поля, береговые ударные системы и беспилотные средства могут блокировать доступ, не требуя полного доминирования. Небольшие, дешёвые и многочисленные платформы неизменно превосходили более крупные и ценные подразделения в спорных прибрежных зонах.

А что же Россия в этом плане? В принципе, наши беспилотники, если они и есть, против Украины бесполезны в том смысле, что топить там уже нечего. Базы же наших европейских, не говоря об американских, "партнёров", на мой взгляд, проще накрыть ТЯО, если уж дойдёт до такой необходимости.

*****

P.S. Хотелось бы выразить благодарность тем, кто воспользовался кнопкой "Поддержать". Приятно сознавать, что твой труд всё-таки ценится.

........................................................................................................................................................................

Полное оглавление журнала

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 1

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 2

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 3

Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 4