Найти в Дзене

Качество образования как фактор устойчивого профессионального развития

Управление качеством образования (далее — УКО) играет важную роль в подготовке молодежи к профессиональной деятельности в условиях быстро меняющегося общества и рынка труда [2; 12]. Современные вызовы, такие как технологические инновации, глобализация и изменение структуры занятости, требуют от образовательных учреждений не только обновления программ, но и внедрения эффективных механизмов управления качеством [14; 15; 18; 19]. Это обеспечивает не только конкурентоспособность выпускников, но и их способность к устойчивому профессиональному развитию на протяжении жизни и повышение качества человеческого капитала [6]. В образовании качество рассматривается как результат деятельности, но оно также может рассматриваться и как процесс, который направлен на достижение конкретных целей и учитывает реальные условия и обстоятельства [3]. УКО включает в себя систематический подход к обеспечению, контролю и улучшению качества образовательного процесса. Оно основывается на принципах эффективности,
Фото с сайта МГПУ
Фото с сайта МГПУ

Управление качеством образования (далее — УКО) играет важную роль в подготовке молодежи к профессиональной деятельности в условиях быстро меняющегося общества и рынка труда [2; 12]. Современные вызовы, такие как технологические инновации, глобализация и изменение структуры занятости, требуют от образовательных учреждений не только обновления программ, но и внедрения эффективных механизмов управления качеством [14; 15; 18; 19]. Это обеспечивает не только конкурентоспособность выпускников, но и их способность к устойчивому профессиональному развитию на протяжении жизни и повышение качества человеческого капитала [6].

В образовании качество рассматривается как результат деятельности, но оно также может рассматриваться и как процесс, который направлен на достижение конкретных целей и учитывает реальные условия и обстоятельства [3]. УКО включает в себя систематический подход к обеспечению, контролю и улучшению качества образовательного процесса. Оно основывается на принципах эффективности, результативности и ориентации на удовлетворение потребностей всех участников образовательного процесса. К основным компонентам УКО относятся:

  • разработка стандартов качества, определение четких критериев для оценки образовательных программ и результатов обучения;
  • мониторинг и оценка, проведение регулярного анализа функционирования образовательных учреждений и программ на основе заранее установленных показателей;
  • обратная связь и корректировка, создание механизмов для получения отзывов от студентов, преподавателей и работодателей, что позволяет своевременно вносить изменения в образовательный процесс [17].

Эффективное УКО создает благоприятные условия для развития молодежи, что является основой для успешной реализации молодежной политики. Молодежная политика в Российской Федерации направлена на всех граждан в возрасте до 35 лет включительно и содержит в себе широкий перечень общественных и персонализированных задач, которые молодой человек решает на всем протяжении своего обучения и становления как профессионала. Одним из инструментов реализации молодежной политики в сфере профессионального развития является

национальный проект «Образование», целью которого является формирование разносторонне развитой и социально ответственной личности [1].

Среди задач национального проекта находятся создание эффективной системы выявления, поддержки и развития талантов у молодых людей, а также формирование системы профессиональных конкурсов в целях предоставления гражданам возможностей для профессионального, личностного и карьерного роста. Для достижения этих целей во всех регионах страны создаются центры дополнительного образования, технопарки, а также организуется бесплатное обучение. Так, в связи с цифровизацией экономики страны активно развивается дополнительное обучение по направлениям информационных технологий в центрах цифрового образования «IT-куб» [7; 8; 12; 16]. На основе высших учебных заведений запускаются центры научного образования детей, которые дают возможность детям школьного возраста работать над научными проектами вместе с опытными учеными, в школах активно внедряются предпрофессиональные образовательные программы [10]. Такие центры научного образования предназначены для обеспечения детей всеми условиями для быстрого профессионального развития и дают им возможность получать знания и наставления от действующих ученых, формировать собственные пути развития через участие в проектной деятельности с использованием ресурсов и работников университетов [9].

Система образования как институт представляется в виде социального лифта, дающего возможность молодым людям переходить из одного социального слоя в другой. Для реализации своих амбиций молодому человеку необходима поддерживающая и побуждающая на развитие среда. Без надлежащего образования достижение многих целей в жизни может стать невозможным. Именно образование выступает преимущественным способом достижения будущих успехов. Этим объясняется растущий интерес молодежи к поступлению в университеты и колледжи в последние годы, и школе важно поддерживать данную активность, стимулируя развитие необходимых компетенций, в первую очередь инициативность и ответственность [13].

Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, на 1 октября 2023 года в системе высшего образования насчитывалось более 4,3 млн студентов, из которых около 67% (почти 3 млн чел.), обучались по программам бакалавриата, 20% (864,7 тыс. чел.) — по программам специалитета и еще 13,3% (576,1 тыс. чел.) — по программам магистратуры [4].

До 2022 года численность обучающихся по программам бакалавриата и магистратуры уменьшалась. С 2022 года наблюдается тенденция к увеличению числа студентов высших учебных заведений, которая сменила предшествующее сокращение (табл. 1). В 2023 году общее количество студентов возросло на 281,1 тыс. чел. по сравнению с 2021 годом и на 195,3 тыс. чел. по сравнению с 2022 годом.

Таблица 1 - Количество студентов высших учебных заведений и средних
специальных учебных заведений в России по годам, млн чел. [5]
Таблица 1 - Количество студентов высших учебных заведений и средних специальных учебных заведений в России по годам, млн чел. [5]

Любая задача управления включает в себя набор ограничений и цель. Для образовательного учреждения такими ограничениями являются имеющиеся материальные, кадровые и другие ресурсы, запланированные показатели приема и выпуска студентов, необходимые дополнительные внебюджетные источники финансирования, обязательства по заключенным договорам, общие расходы и эффективность расходования ресурсов. Важны и качественные показатели различных сфер деятельности вуза, таких как учебная, научная и пр. [20]. В настоящее время в России образование все больше фокусируется на формировании у студентов комплексов компетенций. Система образования в стране сталкивается с задачей подготовки молодых людей к вызовам современности и обеспечения их профессионального и личностного роста. Создание условий, способствующих выполнению данной задачи, стало частью приоритетных направлений, которые заложены в механизмах реализации молодежной политики России на период до 2030 года. Политика включает комплекс конкретных мер, таких как развитие механизмов поддержки молодежных проектов и инициатив, выделение грантов, создание инфраструктуры для детей и молодежи в области образования, здравоохранения и спорта.

Для профессионального развития молодежи предлагается расширять программы стажировок, чтобы помочь молодым людям определиться с профессиональным направлением и получить необходимые специальные навыки, которые будут актуальны на современном рынке труда. Чтобы обеспечить более равные условия обучения и карьерного роста для тех, кто проживает в малых городах и селах, предлагается расширить возможности выбора образовательной траектории для молодежи. В условиях постоянно и быстро изменяющегося мира особенно важно формирование гибких навыков и умение работать с новыми технологиями. На этот счет в программе предлагается провести модернизацию существующих интернет-сервисов для обучения и продолжение работы по формированию эффективных систем наставничества в профессиональной сфере. Адаптация к будущей профессиональной деятельности всегда была сложной задачей в сфере высшего образования и в практике взаимоотношений работодателей с молодыми специалистами. Созданные программы будут призваны оказывать поддержку молодым специалистам и помогать им адаптироваться на своем первом рабочем месте, что в конечном итоге будет способствовать их более взвешенному, выверенному выбору профессии и освоения в ней.

Управление качеством образования является неотъемлемым условием устойчивого профессионального развития молодежи. Повышение стандартов качества образовательных программ и интеграция современных методов обучения позволяют формировать компетенции, способствующие успешной адаптации выпускников на рынке труда. Эффективное взаимодействие образовательных организаций с работодателями и использование инновационных подходов к профессиональной ориентации молодежи создадут больше возможностей для успешного карьерного роста молодых специалистов.

Автор: Владимир Белкин, аспирант Департамента экономики и управления

Источник: https://elibrary.ru/item.asp?id=82317957