Зачем на чердаке люк? Для чего в мастерской две колонны? И какие тайны скрывает башенка?
Этим летом мне повезло посетить интереснейший историко-художественный и природный музей-заповедник в Тульской области. Расположено Поленово на правом берегу Оки не очень далеко от Тарусы. Василия Дмитриевича Поленова поразила красота этих мест, он приобрёл здесь усадьбу и обустроил всё по своему проекту. После постройки главного усадебного дома Поленов озаботился возведением мастерской, которую прозвали Аббатством. О ней и расскажу подробнее в этой статье.
Но сначала несколько слов о том, как попасть в Аббатство - для меня это оказалось не так уж просто) Для путешественников на личном транспорте - без проблем, главное сразу, не заходя на территорию музейного комплекса, купить все билеты в кассе визит-центра на нужные сеансы (время лучше распланировать заранее). Я же приехала в Поленово с организованной экскурсией, однако оказалось, что в мой тур входит только экскурсия по главному дому, а в остальные домики (Аббатство и Фахверк) нужны отдельные билеты. Ну что ж, у меня было минут 20 свободного времени и я наивно зашла в Аббатство, рассчитывая купить билет - но не тут-то было! Билеты можно купить только в кассе, а для этого необходимо выйти с территории усадьбы и дойти до касс... и всё в горку)
Очевидно, что времени на осмотр у меня бы уже не осталось. Уже потом я сообразила, как надо было сделать - сходить за билетом сразу, а зайти в Аббатство уже после прогулки на кораблике. Но, увы, я отправилась в кассу лишь во второй половине своей экскурсии. А когда, наконец, дошла до Аббатства с вожделенным билетом, обнаружила... закрытую дверь - шла экскурсия, мне предложили прийти через час... Ох, неужели автобус уедет без меня? Спасибо милой даме-смотрителю, которая вошла в ситуацию и всё же разрешила пробежаться по залам. Кстати, в кассе музея продавали индивидуальный билет только в Аббатство, в Дом и Фахверк можно было попасть исключительно с группой по сеансам. Ну а теперь о самом Аббатстве...
Долгое время на этом месте стояла высокая мачта, на которой в дни семейных праздников поднимались флаги и вымпелы поленовской речной флотилии. Свою мастерскую здесь Поленов построил в 1904 году. Василий Дмитриевич сам спроектировал все постройки усадьбы, талантливо соединяя архитектурные стили разных эпох, в результате получились постройки в своеобразном "поленовском" стиле. Это здание напоминало хозяину небольшой средневековый монастырь.
"...В это лето соорудил себе мастерскую, но вышло почему-то аббатство. Тем не менее я несказанно доволен: окно огромное, свет чудный. Я всю жизнь об этом мечтал..." - писал художник в одном из писем.
Крепкое строение выстояло в войну, но сильно пострадало во время пожара в 1958 году. В процессе реставрации 1977–1980 годов по сохранившимся фотографиям был восстановлен интерьер мастерской художника.
Рассказывали, что многие детали фотографий рассматривали под лупой, чтобы разместить на рабочем столе кисти, краски и другие необходимые предметы в привычном для Поленова порядке.
В мастерской в 1909–1911 гг. Поленов писал картины цикла "Из жизни Христа". Ниже представлена картина "Пределы Тирские", написанная в 1911 году (оригинал в Таганрогском музее): женщина из Тира умоляет Христа исцелить её дочь, и Господь отвечает "Встань, женщина, по вере твоей воздастся тебе!".
Проектируя свою мастерскую, художник тщательно продумал планировку и назначение всех помещений. В интерьере интересно сочетаются кирпич, дерево и известняк.
Через огромное окно с северной стороны мастерской в комнату поступает необходимый художнику рассеянный свет. Поленов писал здесь картины и театральные декорации. Чтобы иметь возможность обозревать их издали, он сделал люк в потолке и смотрел вниз с чердака.
Летом Поленов жил прямо в Аббатстве. Рядом с мастерской он устроил себе небольшую комнатку за деревянной перегородкой. Обстановка была самой простой: кровать, табуретка с умывальными принадлежностями и столярный верстак.
Вот так сейчас выглядит бывший кабинет художника.
На печке высечен герб семьи – символ поленовского рода и музея, такой же, как и на камине в Библиотеке Большого дома.
Здесь располагается фотоэкспозиция, рассказывающая о страховском народном театре, которым руководили дочери Поленова и о кукольном театре Н. В. Поленовой–младшей. А также множество рукотворных кукол.
Вернёмся в мастерскую. Среди экспонатов здесь важное место занимает макет троицкой церкви, построенной на средства Поленова и по его проекту в селе Бёхово.
А также макет школы, выстроенной Поленовым для крестьянских детей.
В мастерской нередко устраивали спектакли. Помещение быстро и легко трансформировалось в зрительный зал со сценой, оформленной по бокам двумя каменными колоннами из тарусского известняка (его Поленов называл «тарусским мрамором»).
На колоннах виден вензель Поленова "ВП". Сцена приподнята. А проём между колоннами закрывается занавесом - всё как в настоящем театре.
Рядом и музыкальное сопровождение.
Сейчас можно пройти "за кулисы" в коридорчик и обнаружить небольшую выставку, посвящённую Поленову-музыканту. Говорят, если человек талантлив, то он талантлив во всём. Поленов был не только гениальным художником и оригинальным архитектором, он ещё и писал музыку. Ещё в 1894 году абрамцевский кружок поставил "живую картину" под названием "Афродита", сценаристом был С.И. Мамонтов, а костюмы и декорации создавал Поленов.
Позже пьесу переработали в полноценную оперу "Призраки Эллады", музыку к которой написали Василий Поленов и Николай Кротков.
"...Живопись я называю моей духовной жизнью, а музыку моей высшей любовью. Живопись давала мне величайшие радости, но и огромные страдания, музыка только первое; оно и понятно — в живописи я работник и специалист, в музыке дилетант и почти профан, живопись часто доводила меня до полного изнеможения, а музыка давала мне силы переносить тяжесть жизни..." - признавался Поленов.
Рядом на стене несколько акварелей - этюды и эскизы декораций к спектаклям.
За сценой можно пройти на застекленную террасу. Сейчас вход в Аббатство организован именно с этой стороны. Вот в эту запертую дверь я и стучалась) А на скамейке удобно надевать музейные тапочки - настоящие, войлочные, как в детстве - никаких тебе бахил!
Когда-то на светлой террасе размещался специальный рабочий стол. В его ящиках лежали рассортированные по цветам камешки из реки Оки. В. Д. Поленов вместе с Е. М. Татевосяном здесь создавали свои мозаики. Одна из мозаик Поленова - "Лилия" , выставлявшаяся когда-то в объединении "Мир искусства", также экспонируется в мастерской Аббатства.
В мансарде Аббатства при Поленове хранились театральные декорации и костюмы, а также одежда сербских воинов, привезённая Поленовым в 1877 году с сербско–турецкой войны 1876–1877 годов. К сожалению, большая часть коллекции погибла в пожаре 1958 года.
Из мастерской можно было попасть в кирпичную башенку в северо-западном углу дома. В этой башне с небольшими узкими окнами и балконом романтичный Поленов собирался хранить семейный архив. Какое же счастье, что большую часть наследия замечательного художника его потомкам и работникам музея удалось сохранить! Ну а мы, закончив знакомство с мастерской художника, пошли в соседнее здание, Адмиралтейство, смотреть "Диораму" - кругосветное путешествие, нарисованное Поленовым для окрестных детей.
Благодарю за внимание! Буду рада, если информация покажется интересной. Все фото сделаны мной в Тульской области. Статья носит информационный характер, не является рекламой, отражает личную позицию автора.