Найти в Дзене

Сто лет назад началась гонка за создание первых цветных фотографий. Теперь началась гонка за их сохранение.

Эта фотография танцевального представления в Миссисипи, сделанная в 1937 году и впервые оцифрованная в 2008 году (слева), была создана с использованием Dufaycolor, одной из первых цветных плёнок. К 2023 году она подверглась химическому разрушению, известному как «синдром уксуса».
Эта фотография танцевального представления в Миссисипи, сделанная в 1937 году и впервые оцифрованная в 2008 году (слева), была создана с использованием Dufaycolor, одной из первых цветных плёнок. К 2023 году она подверглась химическому разрушению, известному как «синдром уксуса».

Революционное изобретение автохромов изменило фотографию. По мере того как эти снимки выцветают, они раскрывают свою красоту с новой стороны.

В начале 1980-х годов покойный фотограф Национального географического общества, ставший архивариусом Волькмар Венцель, разбирал архивные материалы и наткнулся на нечто одновременно захватывающее и душераздирающее: коробку с хрупкими стеклянными панелями, большинство из которых были размером с почтовую открытку, с цветными изображениями, сделанными в начале XX века.

Многие из них пришли в негодность, некогда чёткие сцены были испещрены призрачными снежинками, скрыты ореолами и в целом выглядели сюрреалистично из-за времени и небрежного обращения.

Это были автохромы — результат гонки начала XX века за тем, чтобы запечатлеть мир во всём его многообразии. И теперь началась гонка за тем, чтобы сохранить их, несмотря на то, что время изменило их до неузнаваемости.

Автохромная технология, представленная в 1907 году французскими изобретателями Огюстом и Луи Люмьерами, была революционной для своего времени. Она основывалась на светочувствительной серебряной эмульсии, покрытой тонким слоем картофельного крахмала.

Этот порошкообразный экстракт, который в то время был популярен в качестве загустителя, клея и средства для придания ткани жёсткости, был необходим для передачи цвета той эпохи. Микроскопические частицы, окрашенные в зелёный, оранжевый и фиолетовый цвета, были распределены по пластине и покрыты лаком.

Когда свет попадал на пластину через открытый затвор фотоаппарата, каждая цветная гранула блокировала диапазон длин волн, соответствующих цветам видимого спектра, и на эмульсию под ней попадали бесчисленные крошечные точки света, прошедшего через различные фильтры.

На некоторых автохромах — цветных фотографиях начала XX века на стеклянных пластинах — появились пятна от окисления частиц серебра, как на этом пейзаже без даты и названия.Неизвестный фотограф, коллекция снимков National Geographic
На некоторых автохромах — цветных фотографиях начала XX века на стеклянных пластинах — появились пятна от окисления частиц серебра, как на этом пейзаже без даты и названия.Неизвестный фотограф, коллекция снимков National Geographic

После нескольких химических обработок в фотолаборатории на стекле появилась прозрачность, которая при ближайшем рассмотрении напоминала мозаику из точек. Но если отодвинуть стекло и посветить на пластину, покрытую ещё одним слоем стекла для защиты, то можно увидеть яркое, живописное изображение.

National Geographic был первым штатным редактором журнала, который увлекался автохромией и заказывал работы на стеклянных пластинах у фотографов со всего мира. Поскольку время экспозиции было долгим, большая часть ранних цветных фотографий состояла из натюрмортов и пейзажей, но National Geographic публиковал динамичные изображения реальной жизни: многолюдных базаров в Албании, танцоров в масках в Тибете, всадников на ярко одетых слонах в Индии.

Автохромы, а также аналогичные процессы с использованием стеклянных пластин оставались основным способом создания цветных фотографий вплоть до появления в 1935 году плёнки Kodachrome с её светочувствительными слоями эмульсии. В эпоху плёночной фотографии стеклянные пластины Общества не хранились должным образом.

Вентцель, проработавший более 40 лет полевым фотографом в National Geographic, видел ценность в старых фотографиях, в то время как многие его коллеги были сосредоточены на инновациях. Когда в 1960-х годах Общество сократило свою коллекцию, он спас пластинки из мусорного ведра и забрал их домой, чтобы сохранить и в конечном счёте вернуть в архив.

Другие пластинки просто пылились, забытые, пока в 1980 году Вентцель не обнаружил их в хранилище за пределами Общества, став первым официальным фотоархивариусом Общества.

Сирийский патруль в пустыне верхом на верблюдах осматривает руины Пальмиры в 1938 году. Эта версия была отсканирована в 2012 году, до того как ацетатная плёнка начала заметно разрушаться.Фотография У. Роберта Мура, коллекция изображений National GeographicЗа последние 13 лет появилось характерное пятно, указывающее на «синдром уксуса». Сегодня «Дюфэ» и автохроны хранятся в холодильных камерах, что замедляет, но не останавливает процесс порчи.
Сирийский патруль в пустыне верхом на верблюдах осматривает руины Пальмиры в 1938 году. Эта версия была отсканирована в 2012 году, до того как ацетатная плёнка начала заметно разрушаться.Фотография У. Роберта Мура, коллекция изображений National GeographicЗа последние 13 лет появилось характерное пятно, указывающее на «синдром уксуса». Сегодня «Дюфэ» и автохроны хранятся в холодильных камерах, что замедляет, но не останавливает процесс порчи.

Вентцель поставил перед собой задачу сохранить, каталогизировать и выставить на всеобщее обозрение старые фотографии, и сегодня коллекция ранних цветных фотографий National Geographic насчитывает около 13 000 снимков, в том числе одно из крупнейших в мире собраний автохромов (самое крупное находится в Музее Альберта Кана за пределами Парижа).

Но, как и в случае со многими сохранившимися ранними цветными фотографиями, снимки National Geographic подверглись воздействию света, тепла, влажности и неправильного обращения. Пластинки потрескались. Из-за окисления частиц серебра на них появились сияющие оранжевые пятна в форме амебы. На автохромных снимках, известных как Dufaycolors, фиолетовые пятна свидетельствуют о «синдроме уксуса» — химическом разрушении, затрагивающем слои плёнки между стёклами. «Уксусный синдром», названный так из-за характерного запаха и передающийся от блюда к блюду, — это «чума среди фотоархивов», как говорит Сара Манко, директор архива фотографий и иллюстраций Национального географического общества.

Деградация — это всегда плохо, но они также развиваются, превращаясь из документальных объектов в странный научно-исторический проект.Ребекка Дюпон, архивариус отдела изображений National Geographic

Всё это звучит довольно трагично, но пятна придали многим пластинам странную новую красоту. Они больше не являются первозданными историческими документами, а стали свидетельствами разрушительного воздействия времени: абстрактными, фрагментированными и затуманенными, как и многие древние артефакты, вызывающие восхищение. Более того, по словам архивариуса Ребекки Дюпон, наблюдение за разрушением — процессом, который происходит только один раз, — позволяет узнать больше о науке, стоящей за этими объектами.

«Если подумать, фотография — относительно новое искусство, ей всего 150 лет, — говорит Дюпон. — А предметы из коллекции «ещё не дожили до конца своего жизненного цикла. Сейчас они находятся на особом этапе, когда мы можем наблюдать за тем, что с ними происходит».

Из-за воздействия влаги этот Dufaycolor потускнел, а его плёночная основа сморщилась. По словам архивариуса National Geographic Сары Манко, «мы никогда не узнаем, как выглядело это изображение».Фотография Рудольфа Балога, коллекция изображений National Geographic
Из-за воздействия влаги этот Dufaycolor потускнел, а его плёночная основа сморщилась. По словам архивариуса National Geographic Сары Манко, «мы никогда не узнаем, как выглядело это изображение».Фотография Рудольфа Балога, коллекция изображений National Geographic

Несмотря на то, что пластины продолжают разрушаться, удалось добиться некоторой стабильности. Благодаря гранту Национального фонда гуманитарных наук, полученному в 2020 году, Манко и команда архивистов потратили три года на оцифровку всей коллекции. Сегодня оригиналы хранятся в условиях контролируемой температуры. Пластины, поражённые «синдромом уксуса», изолированы, а многие разбитые пластины были кропотливо собраны воедино.

Несмотря на все эти меры предосторожности, архивисты знают, что не смогут хранить пластины вечно, и их это устраивает.

«Деградация — это всегда плохо, но они также развиваются, превращаясь из документальных объектов в странный научно-исторический проект, — говорит Дюпон. — Исчезают ли изображения, на которые мы смотрим? Или они просто превращаются во что-то новое?»